ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-10818/20 от 06.12.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-10818/2020

07 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Голубевой О.Н. ,

судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г. ,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

администрации города Иваново

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.05.2021,

принятое судьей Тимошкиным К.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021,

принятое судьями Минаевой Е.В., Волковой С.С., Кононовым П.И.,

по делу № А17-10818/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эко-Фудс»

(ИНН: 3702613028, ОГРН: 1103702006902)

о признании незаконным постановления администрации города Иванова от 24.09.2020 № 1048 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Эко-Фудс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Иваново (далее – Администрация) от 24.09.2020 № 1048 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 37:24:020536:68 и объекта капитального строительства (адрес: город Иваново, улица 8-я Минеевская, дом 88а) «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7) и просило обязать Администрацию устранить допущенные нарушения, приняв решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Заявленные требования основаны на статьях 37 и 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что решение Администрации, по мнению заявителя, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Арбитражный суд Ивановской области решением от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021, удовлетворил заявленные требования, признав оспоренное постановление Администрации незаконным и обязав последнюю принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7). Суды пришли к выводу о том, что изложенный в постановлении исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества не нашел своего подтверждения в материалах дела.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды неверно истолковали пункт 2.10 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации от 30.07.2012 № 1785 (далее – Регламент), поскольку использование земельного участка до получения разрешения на условно разрешенный вид использования является нарушением градостроительного регламента; суды не учли положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку обозначенное использование, до получения разрешения, является действием в обход закона и лишает смысла процедуру получения такого разрешения;  Администрация указала на противоречивое толкование положенных в основу судебных актов нормативных положений. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Администрации – без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом  извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.

Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с договором аренды земельного участка от 16.12.2014 № С-3/02-1741 кадастровый номер 37:24:020536:68 Администрация предоставила в аренду Обществу земельный участок площадью 997 квадратных метров, для строительства аптеки. Обществу выдано разрешение на строительство аптеки от 04.03.2016, которое было продлено до 19.03.2018. Обществу 24.05.2019 выдано разрешение № 37-RU37302000-0027-2019 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – аптеки готовых лекарственных средств, расположенной по адресу: город Иваново, улица Минская, дом 88а (строительный адрес: улица 8-я Минеевская).

Общество 21.06.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – аптека, принадлежащего Обществу на праве аренды кадастровый номер 37:24:020536:68, на условно разрешенный вид использования – магазин. Администрация 17.07.2019 подготовила ответ № 02-29-59, в котором указала, что соблюдение требований градостроительных регламентов в рассматриваемом случае возможно только посредством процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний.

После подачи Обществом названного заявления, специалистом управления архитектуры и градостроительства установлено, что на рассматриваемом земельном участке с кадастровым номером 37:24:020536:68 уже оборудован и функционирует магазин в обход предусмотренной градостроительным законодательством процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства, проведения общественных или публичных слушаний. Данный земельный участок выделялся под строительство аптеки и согласно договору аренды № С-3/02-1741 земельный участок с кадастровым номером 37:24:020536:68 имеет вид разрешенного использования – для строительства аптеки. В этой связи Администрация отказала Обществу в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» по основанию, изложенному в пункте 2.10 Регламента – несоблюдение требований градостроительных регламентов.

Общество оспорило в Арбитражном суде Ивановской области решение Администрации  от 17.07.2019 и просило обязать Администрацию устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с установленной процедурой проведения общественных обсуждений или публичных слушаний и положениями законодательства, действующими на момент поступления в администрацию города Иванова заявления общества (дело № А17-7702/2019). Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.01.2020 по данному делу, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Решение Администрации от 17.07.2019 признано незаконным, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Общества в соответствии с установленной Регламентом процедурой, действующей на момент подачи заявления Общества.

Исполняя поименованное решение суда, в целях рассмотрения заявления Общества от 21.06.2019, ответственным специалистом управления архитектуры и градостроительства Администрации сформирован пакет документов и направлен для дальнейшего рассмотрения на очередное заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова (далее – Комиссия). Обсуждение проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 37:24:020536:68 было определено в форме общественных обсуждений.

Так, было издано постановление Главы города Иванова от 17.07.2020 № 48 «О проведении общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7)». В указанном выше постановлении административным органом не учтен объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 37:24:020536:68, в связи с чем 11.08.2020 издано постановление Главы города Иванова от 11.08.2020 № 50 «Об отмене постановления Главы города Иванова от 17.07.2020 № 48 «О проведении общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7)» и о проведении общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, и объекта капитального строительства по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, дом 88А, «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7)»

На основании протокола общественных обсуждений от 01.09.2020 № 64 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 02.09.2020. Как следует из пунктов 3 и 5 заключения о результатах общественных обсуждений от 02.09.2020, участниками общественных обсуждений внесены предложения – предоставить разрешение.

Однако, в заключении от 02.09.2020 Комиссия рекомендовала отклонить предложения участников общественных обсуждений по предоставлению испрашиваемого разрешения ввиду нарушения заявителем установленного порядка предоставления муниципальной услуги, выразившегося в использовании земельного участка и объекта капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования до получения разрешения на условно разрешенный вид использования.

Администрация 24.09.2020 издала постановление № 1048 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, и объекта капитального строительства по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 8-я Минеевская, дом 88А, «обслуживание жилой застройки (магазины (4.4))» (код вида 2.7)».

Общество, посчитав данное постановление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1 (пункта 9) Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

На основании статьи 36 (частей 1 и 2) Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В статье 37 (частями 1 – 4 и 6) Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешенное использование земельных участков, объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого кодекса.

Согласно статье 39 (частям 1, 2, 8, 9 и 12) Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 кодекса, с учетом положений настоящей статьи. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Правила землепользования и застройки города Иваново утверждены решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново» (далее – Правила), которые применяются при принятии решений о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На основании статьи 5 (пункта 8 части 4) Правил к полномочиям Администрации относится, в том числе, принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства описан в статье 14 Правил.

Градостроительный регламент территориальной зоны «Ж-2. Зона застройки малоэтажными жилыми домами» установлен в части 3 статьи 30 Правил.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги» Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» утвержден постановление Администрации от 30.07.2012 № 1785 (далее также – Регламент).

В пункте 2.10 Регламента (в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявления в Администрацию) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе, несоблюдение заявителем требований технических и (или) градостроительных регламентов.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Суды установили, что основанием для отказа Администрации в выдаче разрешения явилось нарушение заявителем требований градостроительных регламентов. Данное нарушение, с точки зрения Администрации, выразилось в несоблюдении заявителем порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, путем использования земельного участка и объекта капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования до получения разрешения на условно разрешенный вид использования.

При этом, как правомерно указали суды, решением по делу № А17-7702/2019 суд обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества в соответствии с установленной Регламентом процедурой, действующей на момент подачи заявления Общества, то есть на 21.06.2019.

Суды первой и апелляционной инстанций на основании оценки имеющихся в деле доказательств заключили, что доказательств наличия оснований для отказа в выдаче разрешения не представлено.

Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанное Администрацией основание введено в Регламент постановлением Администрации от 08.08.2019 № 1161 «О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 30.07.2012 № 1785 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», то есть уже после обращения Общества с заявлением на получение разрешения.

В силу статьи 201 (части 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Довод заявителя о наличии в деле доказательств действия Общества в обход закона (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) судом округа не принимается, поскольку таких обстоятельств суды не установили.

Ссылки на дела № А17-7157/2020 и А17-1914/2021 судом округа отклонены, поскольку применение судами пункта 2.10 Регламента в них основано на иной, применительно к обстоятельствам дела, редакции Регламента.

Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу № А17-10818/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Иванова – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Н. Голубева

Судьи

М.Н. Каманова

Е.Г. Кислицын