610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-11172/2021 |
15 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуСлужбы государственного финансового контроля Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 по делу
№ А17-11172/2021
по заявлению Администрации городского округа Кинешма (ОГРН 1023701271901, ИНН 3703006273)
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (ОГРН 1133702032540, ИНН 3702717764)
о признании недействительным абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления от 07.10.2021 № 05-01/01-19-29,
установил:
Администрация городского округа Кинешма (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее – ответчик, Служба, надзорный орган) о признании недействительным абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления от 07.10.2021 № 05-01/01-19-29.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 заявленные требования удовлетворены: суд признал недействительным абзац 1 пункта 2 резолютивной части оспариваемого представления Службы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении представления Служба действовала в пределах установленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, представление вынесено на законных основаниях. Заявитель жалобы считает, что средства в размере 1 241 117,32 рублей в связи с недостижением Администрацией значения показателя результативности использования субсидии на строительство бассейна «Степень готовности объекта капитального строительства» 100 % в срок до 31.12.2020, и не устранением указанного нарушения в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением от 28.01.2020 № 24705000-1-2020-001 в году, следующем за годом предоставления субсидии, подлежащие возмещению в областной бюджет до 01.05.2021, в случае их возврата в областной бюджет являются собственными неналоговыми доходами бюджета Ивановской области в полном объеме и направляются на обеспечение расходов областного бюджета, предусмотренных пунктом 2 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Иные выводы суда, по мнению заявителя жалобы, не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права. Более подробно доводы Службы со ссылками на фактические обстоятельства дела, нормы права приведены в апелляционной жалобе.
Администрация в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением (протокольное) от 21.06.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ до 09.08.2022.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 09.08.2022 не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,в соответствии с распоряжением Службы от 05.07.2021 № 64 «О назначении внеплановой выездной проверки в администрации городского округа Кинешма» (в редакции от 17.08.2021 № 83) (т. 1 л.д. 140-142) в период с 08.07.2021 по 25.08.2021 ответчиком в отношении Администрации проведена выездная внеплановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по ул. Гагарина в г. Кинешма), на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта.
В ходе проверки надзорным органом установлено, что 28.01.2020 между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 24705000-1-2020-001 на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по ул. Гагарина в г. Кинешма (далее – соглашение от 28.01.2020). К названному соглашению подписаны дополнительные соглашения от 14.04.2020, от 15.05.2020, от 05.06.2020 (т. 1 л.д. 31-55).
В силу пункта 4.3.7 соглашения от 28.01.2020 отчеты о достижении показателей результативности использования субсидии, отчеты достижения значений результатов регионального проекта, предоставляются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (годом).
Служба пришла к выводу о том, что на основании отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 городского округа Кинешма значение показателя результативности использования субсидии «Степень готовности объекта капитального строительства» до 31.12.2020 достигнуто Администрацией в объеме 90% (из 100 %). Согласно отчету о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 значение результата регионального проекта «Построены и введены в эксплуатацию объекты спорта в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» составило - 0 (из 1). Причинами отклонения согласно указанному отчету явилось невыполнение работ по муниципальному контракту в полном объеме, отсутствие акта ввода в эксплуатацию.
По результатам рассмотрения указанных отчетов Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в адрес Администрации направлено письмо от 17.02.2021 № Исх-427-011/2-12 о возврате средств в областной бюджет в связи с недостижением значения показателя результативности использования субсидии «Степень готовности объекта капитального строительства» 100% в срок до 31.12.2020.
Ответчиком установлено, что средства в размере 1 241 117,32 рублей Администрацией не возвращены, документов, подтверждающих возврат средств в областной бюджет в сроки, установленные Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденными постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п (далее - Правила № 65-п), Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры на территории Ивановской области (Приложение 1 к подпрограмме «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Ивановской области «Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области», утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 18.02.2016 № 43-п) (далее - Порядок № 43-п), соглашением от 28.01.2020, не представлено. Основания для освобождения Администрации от применения мер ответственности в ходе проверки ответчиком не установлены.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.09.2021 № 05-01-27 (т. 1 л.д. 143-151).
Служба применительно к рассматриваемому спору пришла к выводу, что нарушение бюджетного законодательства со стороны Администрации выразилось в том, что в нарушение пункта 4.11 Порядка № 43-п, пунктов 12-14 Правил № 65-п, пункта 4.1.5 соглашения от 28.01.2020 (в редакции дополнительных соглашений от 14.04.2020, от 15.05.2020, от 05.06.2020) Администрацией до 01.05.2021 не осуществлен возврат средств в областной бюджет в сумме 1 241 117,32 рублей, в связи с недостижением значения показателя результативности использования субсидии на строительства бассейна «Степень готовности объекта капитального строительства» 100 % в срок до 31.12.2020, и не устранением указанного нарушения в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением от 28.01.2020 в году, следующем за годом предоставления субсидии.
Служба в адрес Администрации направила представление от 07.10.2021 № 05-01/01-19-29 (т. 1 л.д. 10-12).В обжалуемой части представления отражено, что указанное нарушение необходимо устранить путем возмещения средств в размере 1 241 117,32 рублей в областной бюджет, принять меры по устранению причин и условий нарушения, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (далее – План), в срок до 31.01.2022.
Не согласившись с абзацем 1 пункта 2 резолютивной части представления от 07.10.2021, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные Администрациейтребования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не доказал наличие оснований для применения к заявителю ответственности в виде возврата части субсидии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Правовой статус Службы государственного финансового контроля Ивановской области регламентирован положениями постановления Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п «Об утверждении Положения о службе государственного финансового контроля Ивановской области».
В соответствии с пунктом 1.1 названного Постановления Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок.
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся, среди прочего проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В рамках настоящего дела оспаривается представление надзорного органа в части возложения на Администрацию обязанности по возмещению средств в размере 1 241 117,32 рублей в областной бюджет и разработки и выполнения Плана. Обосновывая наличие правовых оснований для вынесения представления в оспариваемой части, Служба ссылается на положения пункта 4.11 Порядка № 43-п, пунктов 12-14 Правил № 65-п.
Согласно пункту 4.11 Порядка № 43-п, пункту 4.1.5 соглашения от 28.01.2020 (в редакции дополнительных соглашений от 14.04.2020, от 15.05.2020, от 05.06.2020) в случае, если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части обязательства муниципального образования Ивановской области по достижению результатов использования субсидии, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12-14 Правил № 65-п.
Пунктом 12 Правил № 65-п предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б.1» пункта 7 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по приведенной формуле.
Основанием для освобождения муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 12, 15 и 15.1 названных Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 16 Правил № 65-п).
По существу доводы Службы сводятся к тому, чтомеры, предусмотренные пунктом 16 Правил № 65-п, для освобождения от ответственности, установленной пунктом 12 Правил № 65-п, Администрацией не принимались, в связи с чем у последней существует обязанность по возврату в доход областного бюджета средств.На дату неисполнения Администрацией обязательств по соглашению от 28.01.2020 в части невозврата средств (до 01.05.2021) постановление Правительства Ивановской области от 07.12.2020 № 603-п «О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» (далее – Постановление № 603-п) утратило силу.
Рассмотрев соответствующие доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года объявлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Данные меры были продлены с 6 по 8 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)».
Постановлением Правительства Ивановской области от 07.12.2020 № 603-п в целях обеспечения устойчивости бюджетов муниципальных образований Ивановской области в условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приостановлено до 01.01.2021 действие пунктов 12 - 16.2 Правил № 65-п.
В пункте 2 Постановления № 603-п определено, что постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Материалами дела подтверждается, что соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету заключено 28.01.2020. Для его исполнения 03.03.2020 заключен муниципальный контракт на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном сроком до 31.12.2020.
С учетом приведенного нормативно-правового регулирования, как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, Постановлением № 603-п установлена не отсрочка по применению к получателю субсидии мер ответственности, как полагает ответчик, а приостановлено действие указанных положений. В такой ситуации исключается их распространение не только на правоотношения по субсидированию, возникшие в период с 01.01.2020 по 31.01.2020, но и на вытекающие из них отношения сторон, которые могут возникнуть после возобновления действия данных норм, то есть после 01.01.2021. В противном случае введенное Постановлением № 603-п приостановление положений Постановления № 65-п об ответственности получателя субсидии теряет смысл.
Аргументы Службы о том, что Постановлением № 603-п приостановлено применение мер ответственности за нарушение соглашений о предоставлении субсидий только в 2019 году не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 2 указанного постановления определено распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
При этом абзацем первым пункта 15 Постановления № 65-п предусмотрены сроки, по окончании которых получатель субсидии должен быть привлечен к ответственности (31 декабря года предоставления субсидии, 1 января текущего финансового года, 1 апреля, 1 мая, 15 июня года, следующего за годом предоставления субсидии), в связи с чем, по обоснованному замечанию суда первой инстанции, на дату принятия Постановления № 603-п (07.12.2020) сроки, в течение которых получатель субсидии мог быть привлечен к финансовой ответственности за 2019 год, уже истекли, что делает нецелесообразным приостановление данных норм только в отношении правоотношений субсидирования в 2019 году в конце 2020 года.
Суд первой инстанции принял во внимание, что аналогичные правила на федеральном уровне были установлены пунктами 16 - 20(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», действие которых приостановлено до 01.01.2022 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 559, а также до 01.01.2023 Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2022 № 149 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в отношении субсидий, в том числе консолидированных субсидий, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в целях софинансирования строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность).
Исходя из текста соглашения от 28.01.2020 оно заключено Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области с Администрацией на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Правительством Ивановской области и Министерством спорта Российской Федерации.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на пояснительную записку к проекту постановления Правительства Ивановской области «О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» апелляционным судом рассмотрена. Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела обозначенный документ не свидетельствует о том, что при принятии Постановления № 603-п в целях обеспечения устойчивости бюджетов муниципальных образований Ивановской области в условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не были учтены положения вышеуказанного федерального законодательства, имеющие большую юридическую силу.
Доводы Службы со ссылкой на то, что в данном случае Постановлением № 603-п приостановлено действие Постановления № 65-п только в части применения к муниципальным образованиям мер ответственности, предусмотренных пунктами 12-16.2 Постановления № 65-п, в срок до 01.01.2021, противоречат смыслу приведенных выше нормативных положений и их толкования.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления от 07.10.2021 № 05-01/01-19-29 недействительным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя в указанной части.
Обстоятельства по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 по делу № А17-11172/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы государственного финансового контроля Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Г.Г. Ившина |
Судьи | ФИО2 ФИО1 |