610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-12422/2021 |
19 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 08.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иванова
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2022 по делу № А17-12422/2021
по заявлению акционерного общества «Плехановъ и К» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Иванова (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
акционерное общество «Плехановъ и К» (далее – заявитель, АО «Плехановъ и К», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Иванова (далее – ответчик), выразившихся в отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 24.05.2018 № С-3/02-1992, выраженного в письме от 01.10.2021 № 01-15/5-6977; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством осуществления перерасчета арендной платы по указанному договору аренды земельного участка, предусматривающего установление ежемесячной арендной платы в размере 131 000 руб. на период с 18.03.2020 до 31.12.2020, а также отсрочки уплаты арендных платежей за апрель-июнь 2020 года на срок до 31.12.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2022 требования Общества удовлетворены, действия ответчика, выразившиеся в отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 24.05.2018 № С-3/02-1992, выраженного в письме от 01.10.2021 № 01-15/5-6977, признаны незаконными. Суд обязал Администрацию города Иванова предоставить АО «Плехановъ и К» отсрочку уплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка от 24.05.2018 № С-3/02-1992 за апрель-июнь 2020 года на срок до 31.12.2021, осуществить перерасчет арендной платы по названному договору аренды земельного участка, предусматривающего установление ежемесячной арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 37:24:020684:1 на период с 18.03.2020 до 31.12.2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает, что действующее законодательство не наделяет Губернатора Ивановской области полномочиями по определению порядка начисления размера арендной платы, сроков ее уплаты, предоставления льгот по арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. По мнению Администрации города Иванова, вопрос установления порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находится в исключительной компетенции Правительства Ивановской области. Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции нарушены положения абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Подробно позиция ответчика со ссылками на нормы права и конкретные обстоятельства дела изложена в жалобе.
Правительство Ивановской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Третье лицо поясняет, что положения указа Губернатора Ивановской области подлежали применению при рассмотрении обращения АО «Плехановъ и К».
АО «Плехановъ и К» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.07.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 09.07.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
16.08.2022 в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области. В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Определением (протокольное) от 16.08.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ до 13.09.2022.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Черных Л.И. в рассмотрении настоящего дела произведена замена ее на судью Кононова П.И., рассмотрение дела начато сначала.
13.09.2022 в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание 13.09.2022 не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.05.2018 между Администрацией города Иваново (арендодатель) и АО «Плехановъ и К» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № С-3/02-1992 (далее - договор). Предметом договора является предоставление арендатору во временное возмездное пользование земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 37:24:020684:1 площадью 131000 кв.м, вид разрешенного использования - строительство Западной районной котельной, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Старшего Лейтенанта ФИО3, земельный участок 16.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельного участка устанавливаются и определяются решениями уполномоченного органа государственной власти.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Плехановъ и К» относится к субъектам малого предпринимательства – микропредприятие.
С 18.03.2020 на территории Ивановской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»).
В соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг «О первоочередных мероприятиях по поддержке предпринимательской деятельности в Ивановской области в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Ивановской области коронавирусной инфекции COVID-2019» (в первоначальной редакции на 25.03.2020) (далее - Указ Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг) Департаменту управления имуществом Ивановской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области) было поручено по заявлениям арендаторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, предоставить отсрочку на 3 месяца, начиная с марта 2020 года, на уплату арендных платежей за пользование объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Руководствуясь пунктом 2.1 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг, в редакции Указа № 59-уг от 30.04.2020, Общество в апреле 2020 года обратилось в Администрацию города Иваново с заявлением о предоставлении отсрочки по внесению арендных платежей по договору, сроком на 3 месяца, начиная с марта 2020 года.
В письме от 21.04.2020 Администрация города Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом указала, что в настоящее время правовые основания для предоставления отсрочки отсутствуют, и обращение будет рассмотрено после принятия соответствующего нормативно-правового акта на уровне субъекта Российской Федерации.
07.07.2020 АО «Плехановъ и К» обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки на основании решения Ивановской городской думы от 24.06.2020 № 905. Письмом от 28.07.2020 Администрация города Иваново отказала со ссылкой на то, что находящийся в аренде земельный участок не является муниципальной собственностью, а относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и указанное решение к данным отношениям не применяется.
13.08.2020 АО «Плехановъ и К» обратилось в адрес ответчика с заявлением о предоставлении отсрочки и заключении дополнительного соглашения к договору, предусматривающего уменьшение размера арендной платы.
В письме от 02.09.2020 ответчик отказал в предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.
Не согласившись с указанным письмом, АО «Плеханов и К» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) отказа Администрации города Иваново в заключении дополнительного соглашения к договору, выраженного в письме от 02.09.2020 № 01-15/5-6977; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством осуществления перерасчета арендной платы по договору: за период с 18.03.2020 до 31.12.2020 установить ежемесячную арендную плату в размере 131 000 руб., срок уплаты арендных платежей, начисленных за период апрель-июнь 2020 года, установить до 31.12.2021.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.07.2021по делу № А17-10091/2020 требования АО «Плеханов и К» признаны частично обоснованными, а именно признано недействительным письмо Администрации города Иваново от 02.09.2020. Суд обязал ответчика повторно рассмотреть обращение Общества от 13.08.2020 о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей по договору. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Повторно рассмотрев обращение Общества от 13.08.2020, Администрация города Иваново письмом от 01.10.2021 № 01-15/5-6977 отказала в заключении дополнительного соглашения к договору. В обоснование отказа ответчик указал, что пункт 2.1 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг (в ред. от 30.04.2020) противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Закону Ивановской области от 02.03.2015 № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Закон Ивановской области от 02.03.2015 № 10-ОЗ), которые имеют большую юридическую силу. По мнению Администрации города Иваново, пункт 2.1 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг не может быть применен в рассматриваемой ситуации. Правительством Ивановской области (уполномоченным органом) меры поддержки для арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по уменьшению арендной платы и отсрочки уплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства не приняты.Следовательно, у органов местного самоуправления вышеуказанные полномочия в силу действующего законодательства отсутствуют. В связи с истечением срока договора аренды земельного участка, по мнению ответчика, его действие прекратилось с 24.04.2021 (распоряжение Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 26.04.2021 № 194-ра).
Считая действия Администрации города Иваново, выразившиеся в отказе в заключении дополнительного соглашения в письме от 01.10.2021 № 01-15/5-6977 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 4 АПК РФ, статьи 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
Согласно пунктам 1, 2, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» (далее - постановление от 03.04.2020 № 439) настоящие требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка). Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных настоящими требованиями.
Указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» с 18.03.2020 на территории Ивановской области введен режим повышенной готовности. Названный Указ опубликован в печатном издании «Ивановская газета», № 22(6331) от 24.03.2020, на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 17 марта 2020 года.
25.03.2020 Губернатором Ивановской области принят Указ Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг, который опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 25 марта 2020 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 марта 2020 года.
В соответствии с Законом № 98-ФЗ, постановлением от 03.04.2020 № 439, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 № 670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» принят Указ Губернатора Ивановской области от 30.04.2020 № 59-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг. Согласно пункту 1.3 названного Указа: арендодателям имущества: а) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить заключение дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей по договорам аренды имущества за апрель - июнь 2020 года на срок, предложенный такими арендаторами, но не позднее 31 декабря 2021 года; б) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае, если договором аренды предусмотрено предоставление в аренду имущества, в целях его использования для осуществления деятельности в отраслях, включенных в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, обеспечить заключение дополнительных соглашений, предусматривающих освобождение таких арендаторов от уплаты арендных платежей по договорам аренды имущества за апрель - июнь 2020 года.
Арендодателям имущества при предоставлении указанных в настоящем пункте отсрочки или освобождения от уплаты арендных платежей в дополнительных соглашениях предусмотреть установление ежемесячной арендной платы в размере 1 (одного) рубля за 1 (один) квадратный метр площади арендуемого имущества на срок с даты введения в действие режима повышенной готовности, установленного указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности», до 31 декабря 2020 года.
Проанализировав изложенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Указом Губернатора Ивановской области предусмотрена возможность предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей по договорам аренды имущества за апрель - июнь 2020 года на срок, предложенный такими арендаторами, но не позднее 31 декабря 2021 года, а также при предоставлении отсрочки установление ежемесячной арендной платы в размере 1 (одного) рубля за 1 (один) квадратный метр площади арендуемого имущества на срок с даты введения в действие режима повышенной готовности.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что на основании пункта 2.1 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг АО «Плеханов и К» обратилось в Администрацию города Иваново с заявлением от 13.08.2020 о заключении дополнительного соглашения о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей к договору аренды земельного участка. В дополнительном соглашении Общество просило предоставить отсрочку уплаты арендных платежей по договору аренды за апрель-июнь 2020 года на срок до 31.12.2021 и предусмотреть установление ежемесячной арендной платы в размере 1 рубля за 1 кв. м площади арендуемого земельного участка на срок с даты введения в действие режима повышенной готовности, установленного Указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности», до 31.12.2020.
В письме от 01.10.2021 ответчик указал на отсутствие нормативного правового акта, принятого Правительством Ивановской области на уровне субъекта. По утверждению Администрации города Иваново, пункт 2.1 Указа Губернатора Ивановской области от 25 марта 2020 года № 29-уг противоречит положениям ЗК РФ и Закона Ивановской области от 02.03.2015 № 10-ОЗ.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 1 Закона Ивановской области от 02.03.2015 № 10-ОЗ с 1 марта 2015 года порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Ивановской области, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
В настоящее время на территории Ивановской области действует постановление Правительства Ивановской области от 25.08.2008 № 225-п (ред. от 07.03.2018, с изм. от 09.07.2020) «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Частью 2 статьи 9 Устава Ивановской области, принятого Ивановской областной Думой 29 января 2009 года, предусмотрено, что систему органов государственной власти Ивановской области составляют: высшее должностное лицо Ивановской области; законодательный орган государственной власти Ивановской области; высший исполнительный орган государственной власти Ивановской области; мировые судьи, действующие на территории Ивановской области; иные органы государственной власти Ивановской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.
Губернатор Ивановской области является высшим должностным лицом Ивановской области и председателем высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области - Правительства области (часть 3 статьи 9, статья 42 Устава Ивановской области).
В силу части 1 статьи 71 Устава Ивановской области Губернатор Ивановской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Ивановской области издает акты, имеющие нормативный характер (указы), и акты, не имеющие нормативного характера (распоряжения).
Согласно части 4 статьи 72 Закона Ивановской области от 18.02.2009 № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» Губернатор Ивановской области вправе приостанавливать и отменять своим указом постановления Правительства Ивановской области, а своим распоряжением - распоряжения Правительства Ивановской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал, что, приняв Указ № 29-уг от 25.03.2020 в редакции Указа № 59-уг от 30.04.2020, Губернатор фактически приостановил действие постановления Правительства Ивановской области от 25.08.2008 № 225-п. Доводы ответчика об обратном являются необоснованными. Обозначенные Указы Губернатора Ивановской области в установленном законом порядке не оспорены.
Оснований для опровержения выводов суда первой инстанции судом не установлено.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что АО «Плеханов и К» является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие) с 10.08.2018. Общество обратилось в адрес ответчика с соответствующим заявлением в установленный законодательством срок (13.08.2020).
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (часть 1 статьи 610 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что договор аренды от 24.05.2018 заключен на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ сроком на 2 года 11 месяцев. По истечении срока действия договора аренды Ивановский городской комитет по управлению имуществом вынес распоряжение от 26.04.2021 № 194-ра о прекращении договора аренды земельного участка от 24.05.2018 № С-3/02-1992.
Судом установлено, что АО «Плеханов и К» арендная плата по договору в полном объеме не оплачена. Обозначенное обстоятельство подтверждается рассматриваемыми в Арбитражном суде Ивановской области делами по искам Администрации города Иваново к АО «Плеханов и К» (№ А17-2179/2021 о взыскании 995 865 руб. 18 коп, в том числе: 916 159 руб. 32 коп. задолженности по арендной плате за землю по договору аренды за период с 01.07.2020 до 01.01.2021, 79 705 руб. 86 коп. неустойки за период с 01.10.2020 до 19.01.2021; № А17-8721/2020 о взыскании 1 003 164 руб. 60 коп, в том числе: 906 201 руб. 08 коп. задолженности по договору за период с 01.01.2020 до 31.08.2020; № А17-2125/2022).
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий Администрации города Иваново.
Суд не усматривает оснований для отказа в предоставлении субъекту малого предпринимательства нормативно гарантированных мер поддержки.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что по договору обязательства, возникшие до момента окончания срока действия договора, не исполнены до настоящего времени, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия; принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием. Такое требование рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд выбирает способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этим незаконным решением, и быть обусловленной существом спора и предметом заявленных требований. Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Суд первой инстанции обоснованно в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал ответчика предоставить АО «Плеханов и К» отсрочку уплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка от 24.05.2018 № С-3/02-1992 за апрель-июнь 2020 года на срок до 31.12.2021; провести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка, предусматривающего установление ежемесячной арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 37:24:020684:1 на период с 18.03.2020 до 31.12.2020. Примененная арбитражным судом правовосстановительная мера направлена на должную защиту нарушенных прав заявителя.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, нарушил положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ, части 2 статьи 13 АПК РФ, несостоятельная. Признание недействительными действий Администрации города Иванова в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения. Решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2022 по делу № А17-12422/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Иванова – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Г.Г. Ившина |
Судьи | П.И. Кононов ФИО1 |