ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-2054/17 от 18.12.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-2054/2017

25 декабря 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Службы государственного финансового контроля Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.06.2017,

принятое судьей Герасимовым В.Д., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017,

принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Хоровой Т.В.,

по делу № А17-2054/2017

по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного

учреждения Ивановской области «Ивановский колледж культуры»

(ИНН: 3728000675, ОГРН: 1023700539785)

о признании незаконным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области

и у с т а н о в и л :

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановской области «Ивановский колледж культуры» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее – Служба) от 27.12.2016 № 01-20/1-23.

Решением суда от 09.06.2017 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 решение суда оставлено без изменения.

Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Трудового кодекса Российской Федерации, Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), Типового положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений сферы культуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 № 367-п (далее – Положение № 367-п), Порядка установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области 27.01.2011 № 13-п (далее – Порядок № 13-п), Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п (далее – Порядок № 419-п), Положения об оплате труда работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ивановской области «Ивановский колледж культуры», утвержденного директором от 01.01.2015 (далее – Положение от 01.01.2015), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования. По его мнению, Учреждение неправомерно за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, полученных из областного бюджета, производило исчисление доплаты до доведения заработной платы работников до размера минимального оплаты труда, установленного федеральным законодательством. В результате этого за счет средств субсидии были осуществлены выплаты по заработной плате работникам Учреждения в сумме 166 598 рублей 81 копейки. Указанные расходы Учреждения причиняют ущерб бюджету и подлежат возврату, поэтому Служба правомерно выдала оспариваемое предписание. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение является некоммерческой организацией Ивановской области, тип – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановской области, осуществляющее в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (устав Учреждения, утвержденный распоряжением Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области (далее – Департамент) от 14.03.2014 № 86).

В рамках исполнения государственного задания, установленного постановлениями правительства Ивановской области, Учреждение предоставляло государственную услугу по реализации основных образовательных программ профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена; дополнительное общеобразовательные программы; дополнительные общеразвивающие программы; дополнительные предпрофессиональные программы).

Департамент обеспечивал формирование и финансовое обеспечение деятельности по выполнению государственного задания путем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 и 2016 годы.

Учреждение и Департамент заключили соглашение от 12.01.2015 № 16 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

По условиям соглашения Департамент определяет размер субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий с учетом нормативов затрат на оказание государственных услуг, рассчитанных в соответствии с Порядком № 13-п, в пределах доведенных Департаментом финансов Ивановской области предельных объемов финансирования. Департамент перечисляет Учреждению субсидии в суммах и в соответствии с графиком, являющимся неотъемлемой частью соглашения (пункты 2.1.1 и 2.1.2).

Учреждение осуществляет использование субсидий в целях оказания государственных услуг по реализации основных образовательных программ профессионального образования в соответствии с требованиями оказания государственных услуг, определенными в государственном задании (пункт 2.3.1 соглашения).

Департамент и Учреждение заключили соглашение от 12.01.2016 № 16 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

В пунктах 2.1.1 и 2.1.2 соглашения Департамент обязался определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом нормативов затрат на оказание государственных услуг, рассчитанных в соответствии с Порядком № 419-п и плановых затрат на выполнение работ, а также перечислять Учреждению субсидии в суммах и в соответствии с графиком.

Согласно пункту 2.3.1 соглашения Учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

Служба с 07.11 по 02.12.2016 на основании распоряжения от 02.11.2016 № 154-кр в соответствии с планом контрольной деятельности на 2016 год провела в отношении Учреждения проверку финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год и истекший период 2016 года.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что в проверяемом периоде Учреждение в нарушение абзаца 3 пункта 4 Инструкции № 157н производило исчисление доплаты до доведения заработной платы работников до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, без соблюдения требований пункта 2.7 Положения № 367-п и пункта 2.7 Положения от 01.01.2015. В связи с этим за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, полученной из областного бюджета, осуществлены неправомерные выплаты по заработной плате работникам Учреждения в сумме 166 598 рублей 81 копейки.

Учреждению выдано предписание от 27.12.2016 № 01-20/1-23, обязывающее в срок до 03.07.2017 возместить Ивановской области причиненный ущерб в сумме 166 598 рублей 81 копейки.

Учреждение не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 69.2, 78.1, 265, 269.2, 270.2 Кодекса, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Инструкции № 157н, Положения № 367-п, Положением о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п (далее – Положение № 540-п), суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания и удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Одними из объектов государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 Кодекса).

Служба является органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим функции по контролю в сфере финансово-бюджетных правоотношений (пункт 3 статьи 265 Кодекса, Положение № 540-п).

В пункте 2 статьи 269.2 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 Кодекса).

Согласно предписанию, Учреждение нарушило абзац 3 пункта 4 Инструкции № 157н, пункт 2.7 Положения № 367-п, пункт 2.7 Положения от 01.01.2015 и за счет средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, осуществляло работникам выплаты по заработной плате.

В силу пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества (пункт 1 статьи 78.1 Кодекса).

В части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьями 144, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2008 № 285-п «О системах оплаты труда работников государственных учреждений и органов государственной власти Ивановской области» утверждено Положение № 367-п.

Согласно пунктам 2.5, 2.6 Положения № 367-п в целях поощрения работников за выполненную работу в государственных учреждениях культуры Ивановской области устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные приложением 3 к данному положению. Иные выплаты состоят из персонального повышающего коэффициента к окладу; повышающего коэффициента к окладу за профессиональное мастерство.

В пунктах 2.7 Положения № 367-п и Положения от 01.01.2015 установлена формула определения месячной заработной платы работника государственных учреждений культуры Ивановской области: З = ДО + (ДО x КВ) + (ДО x СВ) + Ив + Д. где: ДО = О x Кзд; З – месячная заработная плата; О – минимальный оклад; Кзд – повышающий коэффициент к минимальному окладу по занимаемой должности; КВ – выплаты компенсационного характера; СВ – выплаты стимулирующего характера; Ив – иные выплаты; Д – доплата до доведения заработной платы работника до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Суды установили, что Учреждение предоставляло государственную услугу по реализации основных образовательных программ профессионального образования в рамках исполнения утвержденного государственного задания. Формирование и финансовое обеспечение деятельности Учреждения по выполнению государственного задания обеспечивал Департамент путем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 и 2016 годы, заключения соглашений о предоставлении субсидий.

Распоряжениями от 30.12.2014 № 575 и от 10.11.2015 № 584/1 Департамент установил дифференцированные нормативы затрат на оказание государственных услуг в 2015 году, размер субсидий на выполнение государственных заданий рассчитан им в соответствии с Порядком № 13-п.

Оценив материалы дела, суды установили, что Учреждение, осуществив выплаты работникам, действовало в рамках требований государственного задания, соглашений о предоставлении субсидий.

Суды установили, что количественные и качественные показатели по выполнению государственного задания Учреждением выполнены в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Согласно отчетам об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) с данными показателей по выплатам плана финансово-хозяйственной деятельности по кодам финансового обеспечения Служба установила, что по коду финансового обеспечения 211 «Заработная плата» исполненные кассовые расходы по данным отчета соответствуют утвержденным объемам выплат по данным плана финансово-хозяйственной деятельности.

Доказательств, свидетельствующих о неверном расчете Департаментом размера субсидий на выполнение государственных заданий и применении нормативов затрат, невыполнения Учреждением государственного задания, неправомерного расходования средств субсидий на выполнение государственного задания, о наличии оснований для возврата субсидий в дело не представлено.

Нарушений пункта 4 Инструкции № 157н, которым при ведении бухгалтерского учета установлены требования к субъекту учета по обеспечению формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставлению информации, необходимой для осуществления полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю соблюдения законодательства, суды не установили.

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, правомерно руководствуясь приведенными нормами законодательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае у Службы не было оснований для выдачи Учреждению предписания и обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.06.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по делу № А17-2054/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственного финансового контроля Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова