ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-2735/20 от 01.03.2021 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-2735/2020

03 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Волковой С.С., Кононова П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2020 по делу №А17-2735/2020

по заявлению администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН1063701005928, ИНН 3707005104)

к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН1063702132889, ИНН 3702092230)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Гурова Надежда Юрьевна

о признании недействительным предписания,

установил:

администрация Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – ответчик, Ивгосжилинспекция, Служба, надзорный орган) от 26.03.2020 № 1-ЮП.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гурова Надежда Юрьевна.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя, судом первой инстанции не дана оценка доводу Администрации о том, что продолжение проведения проверочных мероприятий в период с 18.03.2020 по 26.03.2020 года, противоречит Поручению Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, в соответствии с которым до 01.05.2020 были приостановлены проводимые федеральными органами исполнительной власти проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Администрация полагает, что вывод суда о том, что Указ Губернатора Ивановской области от 25.03.2020 № 29-уг, распространяет свое действие исключительно на субъекты предпринимательской деятельности, противоречит соответствующей правовой норме. Также заявитель отмечает, что требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не распространяются на неэксплуатируемые помещения. По мнению Администрации, возврат Заключения Службы произведен Межведомственной комиссией правомерно, поскольку пунктом 46 названного Положения от 28.01.2006 предусмотрено право комиссии на возврат заявления без рассмотрения в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 45 Положения.

Ивгосжилинспекция представила мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила несогласие с доводами заявителя, опровергла их и просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Гурова Надежда Юрьевна в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что Администрация обязана создать Межведомственную комиссию, поскольку помещения № 4, 5, 6А жилого дома № 11 по улице Клубная, поселка Старая Вичуга находятся в опасном для пребывания людей и сохранности оборудования  состоянии, а часть конструктивных элементов – в аварийном состоянии.

Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (да лее – АПК РФ)дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Службы от 13.03.2020 № 452 Инспекцией в отношении Администрации проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения Администрации от 03.03.2020 № вх-2502-019/1-06, содержащего информацию о результатах рассмотрения заключения Службы от 10.01.2020 № 1, составленного после проведения обследования помещений 4, 5, 6А жилого дома № 11 по улице Клубная, поселка Старая Вичуга, свидетельствующего о нарушениях законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

В рамках проверки установлено, что 31.12.2019 Службой проведено обследование помещений 4, 5, 6А ЖД и 10.01.2020 оформлено Заключение об оценке соответствия помещений в данном доме. Согласно Заключению, выявленные в ходе обследования факторы свидетельствуют о возможной опасности пребывания и проживания граждан в помещениях 4, 5, 6А дома, состояние несущих и ограждающих строительных конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию жилого дома.

14.01.2020 в соответствии с пунктом 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), указанное Заключение направлено Службой в Администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области, перенаправившую его в Администрацию, для проведения оценки соответствия помещений 4, 5, 6А жилого дома требованиям, которым должен отвечать жилой дом.

14.02.2020 Межведомственной комиссией принято решение, согласно которому Заключение подлежит возвращению в Службу без рассмотрения в связи с невозможностью истребования у собственников помещений 4, 5, 6А ЖД документов, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 45 Положения №47 (заключения специализированных организаций), в связи с их отсутствием.

В ходе контрольных мероприятий Службой установлено, что Заключение Межведомственной комиссией в установленном законом порядке не рассмотрено, оценка соответствия помещений дома требованиям не проведена. Межведомственной комиссией не принято ни одно из решений (заключение), указанных в пункте 47 Положения № 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемых помещений, что свидетельствует о нарушении части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 44, 46, 47, 49 и 51 Положения № 47.

По результатам проведения проверки инспектором Службы составлен соответствующий акт проверки № 2-ЮП от 26.03.2020.

С учетом выявленного факта нарушения, выразившегося в необеспечении рассмотрения Межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Межведомственная комиссия) в установленном законом порядке Заключения Службы, проверяемому лицу выдано предписание от 26.03.2020 с указанием сроков устранения данного нарушения, а именно на Администрацию возложены следующие обязанности:

- в срок до 07.05.2020 обеспечить рассмотрение межведомственной комиссией Администрации Заключения Службы на предмет соответствия помещений 4, 5, 6А жилого дома установленным в Положении № 47 требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном Положением №47;

- в срок до 13.05.2020 рассмотреть материалы и документы, составленные по результатам работы межведомственной комиссии, с целью принятия решения и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения № 47.

Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Администрация обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Закона № 294-ФЗ.

По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Порядок проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Закона № 294-ФЗ. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).

Основания для проведения внеплановой проверки определены в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ регламентировано, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Конституцией Российской Федерацией закреплено, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (части 1, 3 статьи 110)

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», действовавшего в спорный период, Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

18.03.2020 в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий издано Поручение, которым федеральным органам исполнительной власти поручено приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (пункт 1).

Пунктом 4 названного Поручения рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных правовыми актами.

В соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 14.07.2008 № 83-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ивановской области», указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности», с учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Ивановской области коронавирусной инфекции COVID-2019, Губернатором Ивановской области издан Указ от 25.03.2020 № 29-уг (далее - Указ № 29-уг).

Названным Указом Губернатор Ивановской области постановил приостановить до 01.05.2020 назначение и проведение назначенных проверок исполнительным органам государственной власти Ивановской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, уполномоченным на организацию и проведение регионального государственного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитаций, иных документов, имеющих разрешительный характер (пункт 1).

Указ Губернатора Ивановской области от 25.03.2020 № 29-уг опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области (http://www.ivanovoobl.ru) 25.03.2020 и вступил в силу после официального опубликования, следовательно, проведение проверки после указанной даты (25.03.2020) недопустимо.

В рассматриваемом случае приказом и.о. начальника Ивгосжилинспекции срок проведения внеплановой документарной проверки в отношении Администрации установлен на период с 17.03.2020 по 02.04.2020.

Согласно акту проверки от 26.03.2020 проведенная в отношении заявителя внеплановая проверка фактически была завершена 25.03.2020, то есть до начала действия установленного Указом № 29-уг требования о приостановлении проверок до 01.05.2020.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений при проведении внеплановой проверки со стороны надзорного органа.

Следует отметить, что положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не распространяются на рассматриваемые правоотношения, поскольку оспариваемое предписание выдано до вступления указанного постановления в силу.

Оценивая законность оспариваемого Администрацией предписания Ивгосжилинспекции от 26.03.2020 № 1-ЮП, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Положение № 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно пункту 7 Положения № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абзац 1).

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абзац 3).

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (абзац 7).

Пунктом 42 Положения № 47 определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В силу пункта 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Как было указано выше, 31.12.2019 Службой проведено обследование помещений 4, 5, 6А ЖД и оформлено Заключение об оценке соответствия помещений в данном доме. Согласно Заключению, выявленные в ходе обследования факторы свидетельствуют о возможной опасности пребывания и проживания граждан в помещениях 4, 5, 6А дома, состояние несущих и ограждающих строительных конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию жилого дома.

Постановлением Администрации от 06.10.2016 № 170 создана Межведомственная комиссия. Обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляется Администрацией.

14.02.2020 Межведомственной комиссией принято решение, оформленное протоколом от 14.02.2020 № 1, согласно которому Заключение подлежит возвращению в Службу без рассмотрения в связи с невозможностью истребования у собственников помещений 4, 5, 6А ЖД документов, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 45 Положения № 47 (заключения специализированных организаций), в связи с их отсутствием.

Пунктом 45 (1) Положения № 47 установлено, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

Согласно пункту 45 Положения № 47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Пунктом 46 Положения № 47 предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (абзац 1).

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (абзац 2).

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта (абзац 3).

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии от 14.02.2020 № 1 решением Вичугского городского суда от 25.06.2019 № 2-222/2019 собственник жилых помещений 4, 5, 6А по ул. Клубной пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области - Кочетов Н.В. лишен права собственности на них. Администрацией 07.10.2019 направлено заявление в ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП России по Ивановской области о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу от 23.09.2019 по делу № 2-222/2019 о продаже помещений № 4, 5, 6А по ул. Клубной пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области с публичных торгов.

Невозможность истребовать документы, предусмотренные подпунктами «г» и «д» пункта 45 Положения № 47 Межведомственная комиссия мотивировала тем, что собственник названных помещений отсутствует.

Между тем непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.06.2017 № 1-КГ17-4.

При таких обстоятельствах у Ивгосжилинспекции имелись основания для выдачи в адрес оспариваемого предписания от 26.03.2020 № 1-ЮП, на что обоснованно указано судом первой инстанции.

Доводы Администрации о том, что требования Положения № 47 не распространяются на рассматриваемые правоотношения, поскольку рассматриваемый объект не введен в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, спорные помещения являются неэксплуатируемыми, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и справедливо отклонены им на основании следующего.

Действительно, пунктом 3 Положения № 47 установлено, что действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Вместе с тем, для применения данной нормы необходимо не отсутствие факта оформления права собственности на соответствующие жилые помещения, а отсутствие факта осуществления ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в котором жилые помещения расположены, с последующей постановкой его на государственный учет в соответствии с ГрК РФ.

На спорные жилые помещения ранее оформлялось право собственности, что свидетельствует о том, что помещения 4, 5, 6А независимо от прекращения на них права собственности находятся в эксплуатации, что отвечает требованию пункта 2 Положения № 47 о распространении действия настоящего Положения на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

При этом отсутствие собственников помещений 4, 5, 6А не лишает Межведомственную комиссию возможности осуществить оценку и обследование спорных жилых помещений на предмет их соответствия установленным в Положении № 47 требованиям без привлечения собственников помещений 4, 5, 6А к работе в комиссии.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Соответственно, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно оставил заявленные Администрацией требования без удовлетворения. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2020 по делу № А17-2735/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с заявителя не взыскивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2020 по делу № А17-2735/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий               

Е.В. Минаева

Судьи

С.С. Волкова

П.И. Кононов