ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-3159/20 от 01.06.2021 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-3159/2020

03 июня 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш. ,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л. ,

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021

по делу № А17-3159/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-сервисная служба» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным предписания

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-сервисная служба» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба) от 20.03.2020 № 36-та.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 заявленные требования удовлетворены.

Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.02.2021 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных  судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы указывает, что имеющийся в управляющей компании технический паспорт многоквартирного дома не содержит необходимых сведений о площади чердака; технический отчет от 30.08.2020 является недопустимым доказательством (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку площадь чердака может быть подтверждена исключительно техническим паспортом на многоквартирный дом, а заключение специалиста от 15.10.2020 не соответствует части 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку наличие на чердаке коммуникаций для рассмотрения дела не имело правового значения.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве возразило против доводов Службы, сославшись на законность обжалованных судебных актов.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Служба выдала Обществу предписание 03.09.2019 № 8-яс, согласно которому в нарушение подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), части 9.2 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Общество с 01.07.2017 применяет к расчету размера платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...> (далее – МКД № 4), площадь чердака, в котором отсутствуют инженерные коммуникации, используемые в целях содержания общего имущества и потребляющие электрическую энергию.

Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 07.10.2019 произвести жителям МКД № 4 перерасчет размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества исходя из площади общего имущества, соответствующей технической документации на МКД № 4, за период с 01.07.2017 по дату исполнения предписания, без учета площади чердачных помещений.

В период с 20.02.2020 по 20.03.2020 на основании приказа от 13.02.2020 № 289 Служба в отношении Общества провела внеплановую выездную проверку с целью проверки исполнения предписания от 03.09.2020 № 8-яс.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки Служба установила, что Общество произвело перерасчет размера платы, однако Служба не согласилась с суммой возврата (она составила меньшую величину), в связи с чем предписание от 03.09.2019 признано надзорным органом неисполненным.

Служба выдала Обществу предписание от 20.03.2020 № 36-та, которым на заявителя повторно возложена обязанность произвести жителям МКД № 4 перерасчет размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества исходя из площади общего имущества, соответствующей технической документации на МКД № 4 за период с 01.07.2017 по дату исполнения настоящего предписания без учета площади чердачных помещений. Срок исполнения установлен до 07.05.2020.

Приказом Службы от 28.05.2020 № 455-н срок исполнения предписания изменен – до 21.01.2021.

Полагая, что выданное Службой предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей ЖК РФ, Правилами № 419 и 491, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой выездной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения № 1110 исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ является лицензионным требованием.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе путем организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги (подпункт «ж» пункта 4 Правил № 416).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

В части 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

На основании части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На территории Ивановской области действуют нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области».

В соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/2 при расчете нормативов общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определена в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, как суммарная площадь следующих помещений: 1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

При расчете платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения, норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования установленных для данной категории многоквартирных домов нормативов потребления электрической энергии, соответствующих фактически установленному оборудованию и устройствам, потребляющим электрическую энергию, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Указанные нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме введены в действие с 01.06.2017 и применяются при начислении платы за коммунальные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Пунктом 3 Правил № 491 установлено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре (пункт 4 Правил № 491).

В соответствии с пунктами 24, 27 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. Ответственные лица обязаны принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37 (далее – Инструкция     № 37). Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции № 37).

В рассматриваемом случае Обществу вменено нарушение требований подпункта «ж» пункта 4 Правил № 416, пункта 29 Правил № 491. Служба указала, что Общество с 01.06.2017 применяет к расчету размера платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД № 4, площадь чердака, в котором отсутствуют инженерные коммуникации, используемые в целях содержания общего имущества и потребляющие электрическую энергию.

С целью устранения названных нарушений предписанием от 03.09.2019 № 8-яс Служба возложила на Общество обязанность произвести жителям МКД № 4 перерасчет размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества исходя из площади общего имущества, соответствующей технической документации на МКД № 4, за период с 01.07.2017 по дату исполнения предписания, без учета площади чердачных помещений.

Исполняя указанное предписание, Общество представило ответчику технический отчет о составе общего имущества многоквартирного дома, выполненный ООО «Первая координата» по заказу заявителя.

Признавая предписание от 03.09.2019 № 8-яс Обществом неисполненным, Служба исходила из того, что заявитель произвел перерасчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества с применением показателя площади мест общего пользования (220,5 квадратного метра), с учетом чердачных помещений, в то время как площадь чердачных помещений учитывать не следовало (сумма возврата составила меньшую величину). Указанная позиция надзорного органа основана на отсутствии в техническом паспорте МКД сведений о площади чердачных помещений.

Действительно, на момент проведения внеплановой проверки в период с 20.02.2020 по 20.03.2020 Служба обладала техническим паспортом МКД № 4, в котором не имелось сведений о чердаке многоквартирного дома.

Вместе с тем, информация, содержащаяся в техническом паспорте должна носить актуальный характер, поскольку необходима для расчета размера платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд. Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится и в письме Минрегионразвития России от 22.11.2012 № 29433-ВК/19.

Актуальность данных технического паспорта 1988 года ответчиком не исследовалась. В акте проверки от 20.03.2020 соответствующие выводы отсутствуют.

Кроме того, в материалы дела представлено техническое заключение специалиста от 15.10.2020, в котором указано, что в чердачном помещении МКД имеются инженерные коммуникации сетей электроснабжения в виде линии электроснабжения, проложенной в ПВХ гофрированной трубе по конструкциям чердачного помещения. Указанный участок кабеля является общедомовым имуществом, поскольку обслуживает более одного помещения, расположен вне помещений собственников; является действующей электроустановкой с постоянно поданным на нее напряжением и по которому протекает электрический ток; при протекании по нему электрического тока выделяет тепловую энергию вследствие преобразования (потребления) электричкой энергии в соответствии с законом Джоуля-Ленца.

Указанными доказательствоами подтверждается как наличие чердака в МКД № 4, так и нахождение в нем инженерных коммуникаций (линии электроснабжения).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в оспариваемом предписании требования необходимым образом надзорным органом не обоснованы, возложены на Общество в отсутствие выяснения всех юридически значимых по делу обстоятельств.

На основании изложенного суды правомерно указали на отсутствие у Службы оснований для выдачи оспариваемого предписания и удовлетворили заявленное требование.

Выводы судов основаны на материалах дела, не нарушают норм материального права. Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку.

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу №  А17-3159/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева