АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А17-3224/2020 |
15 марта 2021 года (дата изготовления постановления в полном объеме). Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2021. |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л. ,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю. ,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020
по делу № А17-3224/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стимул»
(ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Стимул» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Инспекция) от 02.04.2020 № 201-жс.
Решением суда от 23.09.2020 заявленное требование удовлетворено.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.12.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), считает оспариваемое предписание законным и обоснованным. По мнению заявителя, у него имелись основания для проведения проверки, вывод судов об обратном считает неверным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе. Инспекция представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило. Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 30.05.2018 № 037 000324 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...> (далее – МКД № 126), по договору управления от 01.07.2014.
В период с 16.03.2020 по 02.04.2020 на основании приказа от 13.03.2020 № 453 должностное лицо Инспекции провело в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью установления фактов, изложенных в обращении жителя МКД № 126.
Инспекция в ходе проверки установила, что в нарушение подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), части 1 статьи 157, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта «г» пункта 31, пунктов 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Общество не производило корректировку размера платы за отопление в 2018 и 2019 годах жителям МКД № 126 на основании показаний общедомового прибора учета, а также за период с января 2020 года, расчет платы за отопление необходимо было производить исходя из норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) за 2019 год.
Кроме того, в нарушение части 10.1 статьи 161, пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, части 18 статьи 7, подпункта 24 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ), подпунктов 3, 3.2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», пункта 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), Общество не разместило в ГИС ЖКХ, в разделе «Реестр перечней работ и услуг» (вкладка «Фиксация работ и услуг»), сведения о результатах выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД « 126 за 2018 – 2019 годы, и в отсутствие размещенной информации необоснованно не предоставило собственникам помещений в МКД по их запросу от 24.12.2019 сведения о результатах выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД за запрашиваемый период.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.04.2020 № 394-жс.
Обществу выдано предписание от 02.04.2020 № 201-жс об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым на него возложена обязанность произвести корректировку размера платы за отопление потребителям в срок до 22.05.2020 на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за 2018 и 2019 годы, произвести перерасчет размера платы за отопление за период с января 2020 года по дату исполнения настоящего предписания, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2019 год, определенного на основании показаний ОДПУ, разместить в ГИС ЖКХ сведения о результатах выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД за 2018 – 2019 годы, предоставить собственникам помещений в МКД по их запросу от 24.12.2019 сведения о результатах выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД за период с 01.01.2018 по 01.12.2019 (пункт 2.2).
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, Российской Федерации, положениями ЖК РФ и Закона № 294-ФЗ, Правилами № 354, Положением № 1110, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписания не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Порядок проведения внеплановой проверки определен статьей 10 Закона № 294-ФЗ. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).
Основания для проведения внеплановой проверки определены в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ, действующей с 01.04.2020, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, по общему правилу действующим законодательством установлены ограничения для проведения проверок (в том числе внеплановых) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно. Исключением являются проверки, основаниями для которых послужило причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 2 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ проведение проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.
Частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ регламентировано, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», действовавшего в спорный период, Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий издано Поручение от 18.03.2020, которым федеральным органам исполнительной власти поручено приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (пункт 1).
Пунктом 4 названного поручения рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных правовыми актами.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 14.07.2008 № 83-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ивановской области», указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности», с учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Ивановской области коронавирусной инфекции COVID-2019, Губернатором Ивановской области был издан Указ от 25.03.2020 № 29-уг (далее – Указ № 29-уг), которым постановлено приостановить до 01.05.2020 назначение и проведение назначенных проверок исполнительным органам государственной власти Ивановской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, уполномоченным на организацию и проведение регионального государственного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитаций, иных документов, имеющих разрешительный характер (пункт 1).
В статье 44 Закона Ивановской области от 18.02.2009 № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» (далее – Устав Ивановской области) предусмотрены полномочия Губернатора Ивановской области, к числу которых отнесены, среди прочих, следующие: определение цели, приоритетов деятельности и структуры органов исполнительной власти Ивановской области в соответствии с настоящим Уставом (пункт 1); распределение полномочий между органами исполнительной власти Ивановской области, обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Ивановской области с иными органами государственной власти Ивановской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации возможность организации взаимодействия органов исполнительной власти Ивановской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями (пункт 9).
Система органов исполнительной власти Ивановской определена статьей 58 Устава Ивановской области. Так, в частности, в соответствии с приведенной нормой систему исполнительных органов государственной власти Ивановской области составляют: Правительство Ивановской области, центральные органы исполнительной власти Ивановской области, их территориальные органы или структурные подразделения на территории Ивановской области, уполномоченные осуществлять функции государственного управления в установленной сфере деятельности в целях реализации социально-экономического развития Ивановской области. Наименования «органы исполнительной власти Ивановской области» и «исполнительные органы государственной власти Ивановской области» равнозначны.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 42-ОЗ «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области» Постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п утверждено Положение о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, согласно которому Инспекция является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор в Ивановской области (пункт 1.1). Инспекция реализует полномочия Ивановской области в сфере регионального государственного жилищного надзора (далее – государственный жилищный надзор) и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Уставом Ивановской области, законами Ивановской области, указами и распоряжениями Губернатора Ивановской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ивановской области, а также настоящим Положением (пункты 1.3, 1.4).
В связи с изложенным, суды верно установили, что Указ № 29-уг является для Инспекции обязательным нормативным документом, подлежащим исполнению. Проведение проверки после 25.03.2020 является нарушением Указа № 29-уг.
Суды установили и из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка в отношении Общества проведена на основании приказа от 13.03.2020 № 453 в период с 16.03.2020 по 02.04.2020, снование которой стало обращение жителя МКД № 126 по вопросу начисления платы за коммунальные услуги и непредставления Обществом информации о деятельности по управлению МКД.
Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства (включено в соответствующий реестр с 01.08.2016 и отнесено к категории «микропредприятие»).
Проведенная в отношении Общества внеплановая проверка была завершена 02.04.2020, по итогам которой составлен акт проверки, то есть уже в период действия предусмотренного часть 1.1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ запрета на проведение проверок с 01.04.2020. Достаточных и надлежащих доказательств того, что основанием рассматриваемой проверки являлось причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, материалы дела не содержат.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для проведения в отношении Общества внеплановой документарной проверки и, соответственно, для выдачи по ее результатам предписания. Проведение проверки применительно к имеющим место обстоятельствам противоречит положениям части 1.1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ, является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и в силу части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ влечет недействительность результатов проверки, поскольку полученные в таком случае документы утрачивают свое доказательственное значение.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав недействительным предписание Инспекции от 02.04.2020 № 201-жс.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку, принимая во внимание изложенное, не опровергают законности принятых судебных актов и основаны на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, поэтому подлежат отклонению на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых судебных актов в любом случае, суд округа не установил.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А17-3224/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | И.Л. Забурдаева | |
Судьи | О.В. Александрова Н.Ю. Башева |