ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-3786/18 от 10.01.2019 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-3786/2018

11 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .   

Полный текст постановления изготовлен января 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018 по делу №А17-3786/2018, принятое судом в составе судьи Удальцовой О.Ю.,

по иску Администрации Приволжского муниципального района

(ИНН: 3719001961, ОГРН: 1023701711824)

к муниципальному унитарному предприятию Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие»

(ИНН: 3719009495, ОГРН: 1073705000192)

о взыскании 24 448 447,51 руб.

и по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие»

к Администрации Приволжского муниципального района

о признании недействительным соглашения о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) от 03.11.2017,

третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671),

Правительство Ивановской области

(ИНН: 3729017960, ОГРН: 1033700051835),

Департамент финансов Ивановской области

(ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736),

установил:

Администрация Приволжского муниципального района (далее – Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ивановской области к муниципальному унитарному предприятию Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие» (далее – Ответчик, МУП «Приволжское ТЭП», Предприятие)о взыскании 24 055 150 руб. задолженности по соглашению о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) от 03.11.2017  и 393 297,51 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.12.2017 по 01.05.2018.

Предприятие в свою очередь обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации о признании недействительным соглашения о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) от 03.11.2017 в части пунктов 4.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 5.5 (дело №А17-4526/2018).

Определением от 01.06.2018 дела №А17-3786/2018 и №А17-4526/2018 объединены в одно производство с присвоением делу №А17-3786/2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ),  Правительство Ивановской области (далее - Правительство) и Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018   требования Администрации удовлетворены, требования Предприятия признаны необоснованными.

МУП «Приволжское ТЭП» с принятым решением суда не согласилось и  обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства.

Находясь с 04.09.2017 в стадии банкротства, имея по состоянию на 01.10.2017 кредиторскую задолженность в размере 201,9 млн. руб.  (в том числе  текущая задолженность перед поставщиками - 33,3 млн. руб.), при отсутствии на момент начала отопительного периода договоров на поставку топочного мазута и каменного угля, с целью избежания срыва отопительного периода, Предприятие направляло Администрации, губернатору Ивановской области, полномочному представителю Президента и т. д. письма, в которых просило оказать содействие в сложившейся ситуации и рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для подготовки и проведения отопительного сезона 2017-2018.

При этом ответственность за организацию качественной подготовки к отопительному сезону и обеспечение надежного теплоснабжения, водоснабжения населения и социальных объектов возложена законодателем, прежде всего, на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

1588 тонн мазута и 280 тонн угля были переданы Предприятию в порядке реализации распоряжений Правительства Ивановской области от 25.10.2017  №187-рп, № 221-рп от 21.12.2017 после многократных обращений МУП «Приволжское ТЭП» в органы исполнительной власти.

Отсутствие соглашения о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) между Предприятием и Администрацией привело бы к срыву отопительного сезона 2017-2018.

После получения от Администрации претензии о необходимости оплаты задолженности Предприятие обратилось в Прокуратуру Ивановской области для проведении проверки законности действий по взысканию с него 24 055,1 тыс. руб., выделенных из резервного фонда Правительства Ивановской области, в ответ на это прокуратура пояснила, что, несмотря на безвозмездный характер средств, представленных Администрации из резервного фонда, и установленные в Положении требования о списании ценностей после их предоставления и расходования, соглашение о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) с МУП «Приволжское ТЭП» заключено на условиях возмездности.

То есть при безвозмездном получении бюджетного финансирования на закупку материальных ресурсов из резервного фонда органом местного самоуправления в нарушение статей 81, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка расходования средств резервного фонда Правительства Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.0.5.2006 № 97-п, а также Положения, Администрация выставила претензию по возврату денежных средств в бюджет.

Соответственно, соглашение о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) от 03.11.2017 в части возмездности оказания услуг, согласно которому Предприятию необходимо перечислить 24 060 000 руб. в бюджет Приволжского муниципального района, противоречит статьям 81, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и является недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 15.10.2018     подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Администрация, Департамент ЖКХ и Департамент финансов представили отзывы на жалобу, в которых против доводов Предприятия возражают, просят решение суда оставить без изменения.

Правительство в отзыве на  жалобу указало, что вопрос о рассмотрении  апелляционной жалобы оставляет на усмотрение суда апелляционной инстанции.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.11.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27.11.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Предприятие,Департамент финансов и Правительство ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении соглашения о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) от 03.11.2017 и оплаты переданных по данному соглашению запасов между Предприятием и Администрацией возникли разногласия, что и послужило основанием для обращения сторон в суд с соответствующими исками.

Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь статьями 1, 2, 8, 113, 166, 167, 168, 307, 309, 310, 314, 395, 421, 423, 807, 810, 811 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 28, 38, 81, 84, 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральными  законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон  №68-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ),  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Ивановской области от 30.05.2006 № 97-п, постановлением Администрации Приволжского муниципального района от 02.11.2017 № 818-п-а, статьями 9, 64-68, частью 3 статьи 69, статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление  №25) и от 07.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства» (далее – Постановление № 7), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, далее – Правила  №808), требования Предприятия признал необоснованными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

В силу пункта 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно пункту 37 Постановления № 7 проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 4, 6 статьи 81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно статье 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. Положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования), должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В силу статьи 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статьи 6, 135 БК РФ).

На основании статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением); субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений статьи 135 БК РФ иные межбюджетные трансферты можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную форму предоставления бюджетных средств, поскольку из пункта 4 статьи 41 БК РФ  следует, что к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы помимо тех, которые предусмотрены в порядке, закрепленном БК РФ.

В соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 25 Закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Порядок расходования средств резервного фонда Правительства Ивановской области утвержден постановлением от 30.05.2006 № 97-п.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Под непредвиденными расходами понимаются расходы, не предусмотренные в бюджете на соответствующий финансовый год и не имеющие регулярного характера.

В соответствии с «Положением о создании и использовании резерва материально-технических ресурсов (запасов) Приволжского муниципального района для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства в период отопительного сезона 2017-2018 г.г.» (утверждено постановлением Администрации Приволжского муниципального района от 02.11.2017 № 818-п-а) отпуск материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, а также исключение срыва отопительного сезона на объектах социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Приволжского муниципального района осуществляется по ходатайству руководителя предприятия (учреждения), эксплуатирующего объект жилищно-коммунального хозяйства. Отпуск материально - технических ресурсов (запасов) из Резерва, осуществляется на основании заключенного соглашения между администрацией Приволжского муниципального района и предприятием (учреждением) и акта приема-передачи материально-технических ресурсов (запасов) Резерва.

Согласно пункту 1.2 указанного Положения отпуск материально-технических ресурсов (запасов) - это передача материально-технических ресурсов (запасов) определенному получателю (потребителю) на возмездной основе.

Согласно пунктам 4, 8 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

На основании пунктов 1 и 6 статьи 113 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией; отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона № 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 13 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона № 190-ФЗ.

В пункте 3 Правил № 808 указано, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

В пункте 7 Правил № 808 установлены критерии определения единой теплоснабжающей организации: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

На основании пункта 10 Правил № 808 способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлениями Администрации от 02.11.2017 № 813-п и от 23.12.2017 № 955-п с 17:00 02.11.2017 и с 16:00 23.12.2017 для органов управления и сил Приволжского муниципального районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации введен режим «чрезвычайная ситуация», границы которой определены, в том числе, в пределах Приволжского городского поселения, с целью недопущения срыва отопительного сезона. В перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации включены приведение в готовность сил аварийно-технических бригад для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения и канализации), восстановление условий жизнедеятельности населения.

По Распоряжениям Правительства от 25.10.2017 № 187-рп и от 20.12.2017 № 221-рп «О выделении средств из резервного фонда Правительства Ивановской области Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области» Департаменту ЖКХ выделено 9 000 000 руб. и 15 060 000 руб. для предоставления бюджету Приволжского муниципального района Ивановской области на финансирование непредвиденных расходов, связанных с созданием запаса топливных ресурсов (каменного угля и топочного мазута) для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойного функционирования на объектах теплоснабжения в осенне-зимний период 2017-2018 годов в границах Приволжского муниципального района Ивановской области. Департаменту финансов поручено осуществить указанные расходы за счет средств резервного фонда Правительства Ивановской области.

Денежные средства в указанных суммах перечислены Администрации по платежным поручениям от 27.10.2017 № 517179 и от 22.12.2017 № 870632, в графе «назначение платежа» указано: «Межбюдж. трансф. на финансир. непредвид. расх., связ. с созданием запаса топливных ресурсов для предупр. аварийных ситуаций, З-н Ив обл № 112-ОЗ от 07.12.16, Расп. Прав. Ив обл №187-рп от 25.10.17 и № 221-рп от 20.12.17».

На основании заключенных Администрацией (Заказчик) с ООО «Интегра» (Поставщик) контрактов № 52 от 03.11.2017, № 53/59 от 25.12.2017, с ООО «Витар» (Поставщик) контрактов на поставку товара № 53 от 03.11.2017, №54/У-П/60 от 25.12.2017 поставщики поставили Администрации топочный мазут М-100 и каменный уголь, а Администрация произвела оплату поставленных ресурсов, что подтверждается товарными накладными на поставку товара, товарно-транспортными накладными и платежными поручениями.

Постановлением от 02.11.2017 № 818-п-а Администрация утвердила  Положение о создании и использовании резерва материально-технических ресурсов (запасов) Приволжского муниципального района для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства в период отопительного сезона 2017-2018 г.г. (далее - Положение); Постановлением от 25.12.2017 № 956-п-а в постановление от 02.11.2017 за № 818-п-а внесены изменения.

Согласно пункту 1.2 Положения отпуск материально-технических ресурсов (запасов) - это передача материально-технических ресурсов (запасов) определенному получателю (потребителю) на возмездной основе.

Пунктами 5.3, 5.9-5.11, 5.13 Положения предусмотрено, что отпуск материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, а также исключение срыва отопительного сезона на объектах социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Приволжского муниципального района осуществляется по ходатайству руководителя предприятия (учреждения), эксплуатирующего объект жилищно-коммунального хозяйства. Указанное ходатайство заключается в обращении в администрацию Приволжского муниципального района о выделении необходимых материально-технических ресурсов (запасов), имеющихся в Резерве с обоснованием необходимости отпуска материально-технических ресурсов (запасов). Предприятие (учреждение), получившие материально-технические ресурсы (запасы) из Резерва, организует прием, хранение и целевое использование отпущенных материально-технических ресурсов (запасов). По операциям с материально-техническими ресурсами (запасами) из Резерва предприятие (учреждение) несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договорами. Отпуск материально - технических ресурсов (запасов) из Резерва, осуществляется на основании заключенного соглашения между администрацией Приволжского муниципального района и предприятием (учреждение) и акта приема-передачи материально-технических ресурсов (запасов) Резерва. Предприятие (учреждение) ежемесячно до 15 числа следующего за отчетным месяцем предоставляет в Уполномоченный орган отчет о движении материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва в 2-х экземплярах по установленной форме приложения № 2 к настоящему Положению.

В приложении № 4 Положения  №818-п-а указаны номенклатура и объем резерва запасов: мазут - 1588 т, уголь - 280 т.

Администрация и Предприятие заключили Соглашение, предметом которого является взаимодействие сторон по обмену данными об имеющихся в распоряжении Сторон резервах материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы; согласованию даты, времени и места получения материально-технических средств (запасов) из Резерва Приволжского муниципального района для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства в период отопительного сезона 2017-2018 (далее - Резерв); возврату временно заимствованных материально-технических средств (запасов) в Резерв (пункты 2.1.1 - 2.1.3).

Администрация осуществляет контроль за соблюдением правил выдачи и восполнения Резерва в соответствии с разделом 5 «Порядок отпуска и расхода материально-технических средств (запасов) из Резерва» Положения о создании и использовании резерва материально-технических ресурсов (запасов) Приволжского муниципального района для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства в период отопительного сезона 2017-2018 г.г., утвержденного Постановлением от 02.11.2017 № 818-п-а.

Приволжское ТЭП направляет в администрацию Приволжского муниципального района ходатайство о выделении необходимых материально-технических ресурсов (запасов), имеющихся в Резерве с перечнем документов в соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Приложения № 1 к Постановлению; производит приемку материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва согласно комиссионному акту приема-передачи материальных ресурсов (запасов) из Резерва Приволжского муниципального района, утвержденного Главой Приволжского муниципального района и накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (далее - Накладная) (форма по ОКУД 0504205); по мере потребности осуществляют отпуск материально-технических ресурсов (запасов), полученных из Резерва на котельные предприятия; предоставляет в администрацию Приволжского муниципального района отчет о движении материально-технических ресурсов (запасов), полученных из Резерва согласно Приложению № 2 к Положению о резерве материально-технических ресурсов (запасов) Приволжского муниципального района для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства в период отопительного сезона 2017-2018 г.г., утвержденного Постановлением, не позднее 10 календарных дней по истечении отчетного периода (пункты 3.1, 3.2 Соглашения).

Отпуск материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, а также исключение срыва отопительного сезона на объектах социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Приволжского муниципального района осуществляется на возвратной (возмездной) основе (пункт 4.1 Соглашения).

Расчет за пользование материально-техническими ресурсами (запасами) Резерва осуществляется исходя из отчетного периода: в течение 30 календарных дней после отпуска из Резерва Приволжское ТЭП возвращает в Резерв потребленные материально-технические ресурсы (запасы); в случае невозврата материально-технических ресурсов (запасов) в срок, установленный в подпункте 4.2.1, Приволжское ТЭП перечисляет денежные средства в доход бюджета Приволжского муниципального района за потребленные в отчетном периоде материально-технические ресурсы (запасы) по цене, указанной в Накладной, и в объеме не возвращенных за отчетный период в Резерв ресурсов (запасов) (пункты 4.2, 4.2.1, 4.2.2 Соглашения).

За нарушение установленного в соглашении срока возврата денежных средств Приволжское ТЭП обязано уплатить администрации Приволжского муниципального района неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ (пункт 5.5 Соглашения).

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами (пункт 5.1 Соглашения).

Прием-передача материальных ресурсов (топочного мазута М-100 и каменного угля ДПК) произведены Предприятию из Резерва 03.11.2017-06.11.2017, 13.11.2017, 17.11.2017, 20.11.2017, 15.12.2017, 25.12.2017-27.12.2017, о чем от указанных дат составлены комиссионные акты приема-передачи материальных ресурсов (запасов) из Резерва Приволжского муниципального района МУП «Приволжское ТЭП» на 130 754 руб., 1 872 681,80 руб., 1608 320,40 руб., 2 383 157,60 руб., 2 442 840,20 руб., 129 363 руб., 130 112 руб., 260 438 руб., 39 483 руб., 7 386 698 руб., 4 395 255 руб., 815 400 руб. и 2 460 647 руб., соответственно. Акты подписаны без возражений и разногласий относительно количества и стоимости запасов.

Предприятие возврат предоставленных ресурсов не осуществило, денежные средства за полученные ресурсы не перечислило.

Претензией от 01.03.2018 № 346-06 Администрация предлагала Предприятию погасить задолженность в течение 30 календарных дней со дня направление претензии и указывала на возможность обращения в суд за принудительным взысканием.

Ответа  на претензию от Предприятия не последовало.

По расчету Администрации задолженность составила 24 055 150 руб.

Кроме того, Администрация начислила и предъявила к взысканию 393 297,51 руб. неустойки  за период с 04.12.2017 по 01.05.2018,начисленной  в порядке пункта 5.5 Соглашения.  

В свою очередь, Предприятие настаивало, что пункты 4.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 5.5 Соглашения не соответствуют положениям статей 81, 84 БК РФ и  считало, что они должны быть признаны недействительными.

Между тем, апелляционный суд считает, что при оценке позиций сторон суд первой инстанции обоснованно учел следующее.

В пункте 4.1 Соглашения стороны согласовали, что отпуск материально-технических ресурсов (запасов) из Резерва для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, а также исключение срыва отопительного сезона на объектах социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Приволжского муниципального района осуществляется на возвратной (возмездной) основе.

Расчет за пользование материально-техническими ресурсами (запасами) Резерва осуществляется исходя из отчетного периода: в течение 30 календарных дней после отпуска из Резерва МУП «Приволжское ТЭП» возвращает в Резерв потребленные материально-технические ресурсы (запасы); в случае невозврата материально-технических ресурсов (запасов) в срок, установленный в подпункте 4.2.1, МУП «Приволжское ТЭП» перечисляет денежные средства в доход бюджета Приволжского муниципального района за потребленные в отчетном периоде материально-технические ресурсы (запасы) по цене, указанной в Накладной, и в объеме не возвращенных за отчетный период в Резерв ресурсов (запасов) (пункты 4.2, 4.2.1, 4.2.2 Соглашения).

За нарушение установленного в соглашении срока возврата денежных средств Предприятие обязано уплатить Администрации неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ (пункт 5.5 Соглашения).

Таким образом, положения Соглашения и действия сторон по его исполнению свидетельствуют о том, что сложившиеся между сторонами отношения фактически являются отношениями по договору займа, который   является возмездным.

При этом предоставленные бюджету Приволжского муниципального района межбюджетные трансферты на 9 000 000 руб. и 15 060 000 руб. являются безвозмездными и безвозвратными именно для бюджета Приволжского муниципального района, как субъекта бюджетных правоотношений по выделению средств из резервного фонда Правительства Ивановской области на финансирование непредвиденных расходов, связанных с созданием запаса топливных ресурсов (каменного угля и топочного мазута) для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойного функционирования на объектах теплоснабжения в осенне-зимний период 2017-2018 годов в границах Приволжского муниципального района Ивановской области, тогда как Соглашение заключено сторонами на условиях возмездности отпуска Администрацией Предприятию материально-технических ресурсов (запасов), полученных из Резерва на котельные Предприятия.

Поскольку межбюджетные трансферты на 9 000 000 руб. и 15 060 000 руб. непосредственно Предприятию не предоставлялись, то есть оно в данном случае не является субъектом бюджетных правоотношений по выделению средств из резервного фонда Правительства Ивановской области на финансирование непредвиденных расходов, связанных с созданием запаса топливных ресурсов (каменного угля и топочного мазута) для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойного функционирования на объектах теплоснабжения в осенне-зимний период 2017-2018 годов в границах Приволжского муниципального района Ивановской области, следовательно,  нормы бюджетного законодательства о предоставлении бюджетных средств (межбюджетных трансфертов) на безвозмездной и безвозвратной основе в отношении Предприятия не применяются.

Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 15.12.2017 по делу № 2а-568/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 15.03.2018, было признано незаконным бездействие Администрации по не обеспечению надлежащей организации теплоснабжения в Приволжском городском поселении Приволжского муниципального района Ивановской области; суд обязал Администрацию обеспечить надлежащее, бесперебойное теплоснабжение потребителей Приволжского городского поселения (население, объекты социальной инфраструктуры), осуществляемое посредством котельных Предприятия на период отопительного сезона 2017-2018 годов.

Однако Приволжский муниципальный район в лице Администрации, являющийся учредителем Предприятия и собственником его имущества, не отвечает по обязательствам самого Предприятия (пункты 1 и 6 статьи 113 ГК РФ, Закон  № 190-ФЗ).

В соответствии с постановлением Администрации от 03.07.2017 № 74 Предприятию присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах Плесского городского поселения.

Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 02.12.2016 № 115-т/5 и от 18.12.2017  № 175-т/1 Предприятию установлены тарифы на тепловую энергию.

Предприятие, будучи единой теплоснабжающей организацией, вырабатывает с помощью своих источников энергоресурс, осуществляет его отпуск организациям, потребителям, управляющим компаниям, в многоквартирные дома, находящимся на территории Плесского городского округа, получает соответствующую плату. То есть Предприятие является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, поэтому возникновение возможных рисков исключено быть не может (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

То обстоятельство, что обязанность по обеспечению надлежащего, бесперебойного теплоснабжения потребителей Приволжского городского поселения возложено решением Приволжского районного суда Ивановской области от 15.12.2017 по делу № 2а-568/2017 на Администрацию не может служить основанием для финансирования хозяйственной деятельности Предприятия за счет Администрации, в частности путем безвозмездной передачи мазута и каменного угля, полученных Предприятием в рамках спорного Соглашения.

Доводы заявителя жалобы о нахождении в стадии банкротства, о наличии кредиторской задолженности в размере 201,9 млн. руб., об отсутствии на момент начала отопительного периода договоров на поставку топочного мазута и каменного угля, о совершении действий по предотвращению срыва  отопительного периода, позицию Предприятия по жалобе не  подтверждают, так как не могут быть признаны основанием для его освобождения от обязательства по оплате переданного топлива.

Довод Предприятия об обращении в Прокуратуру Ивановской области для проведения проверки законности действий по взысканию 24 055,1 тыс. руб., выделенных из резервного фонда Правительства Ивановской области, его позицию также не подтверждает, так как прокуратура пришла к выводу о том, что соглашение о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов) с МУП «Приволжское ТЭП» заключено на условиях возмездности.

Ссылка Предприятия на Распоряжения Правительства Ивановской области от 25.10.2017 № 187-рп и от 20.12.2017 № 221-рп является несостоятельной, так как отношения между Департаментом ЖКХ и Администрацией не взаимосвязаны с отношениями, возникшими между Администрацией и Предприятием по соглашению от 03.11.2017 года о приемке и отпуске резерва материально-технических ресурсов (запасов).

Так, по указанным Распоряжениям 24 060 000 руб. предоставлены Приволжскому муниципальному району для создания запаса топливных ресурсов (каменного угля и топочного мазута) для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойного функционирования на объектах теплоснабжения в осенне-зимний период 2017-2018 годов в границах Приволжского муниципального района, а не для последующего предоставления указанных денежных средств именно Предприятию для организации его деятельности по обеспечению жителей теплоснабжением. Денежные средства израсходованы Администрацией по целевому назначению; при поступлении указанных средств на территории Приволжского муниципального района был создан резерв материально-технических ресурсов (запасов).  

Ссылка Предприятия на положения бюджетного законодательства несостоятельна, так как Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, тогда как спорное соглашение между Администрацией и Предприятием является гражданско-правовой сделкой, регулируемой нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, довод Предприятия о несоответствии пунктов 4.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 5.5 соглашения нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации является необоснованным.

Довод заявителя апелляционной жалобы о недействительности соглашения апелляционный суд не принимает.

В силу части 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Согласно  пункту 70 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25   сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Положения названного пункта являются важной конкретизацией принципа добросовестности, закрепленного в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Недобросовестными предлагается считать действия лица (прежде всего - стороны сделки), которое вело себя таким образом, что не возникало сомнений в том, что оно согласно со сделкой и намерено придерживаться ее условий.

Из материалов дела усматривается, что поведение Предприятия  свидетельствовало об исполнении сделки: составление и направление в адрес Администрации заявок на отпуск материально-технических ресурсов из Резерва от 03.11.2017 и от 25.12.2017 за № 611; получение топочного мазута и каменного угля на основании комиссионных актов приема-передачи материальных ресурсов (запасов) из Резерва Приволжского муниципального района МУП «Приволжское ТЭП» от 03.11.2017-06.11.2017, 13.11.2017, 17.11.2017, 20.11.2017, 15.12.2017, 25.12.2017-27.12.2017; представление в адрес Администрации с сопроводительным письмом от 09.04.2018 за № 24-о отчета о движении материальных ресурсов (запасов) из Резерва - совершены в рамках Соглашения.

С момента заключения Соглашения до обращения Администрации в суд за взысканием стоимости запасов Предприятие Соглашение не оспаривало, о его расторжении не заявляло.

При таких обстоятельствах, признав подтвержденным размер долга Предприятия перед Администрацией, исследовав и оценив отношения сторон и обстоятельства, фактически имевшие место при выполнении условий Соглашения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований           для взыскания с Предприятия стоимости предоставленных ему материально-технических ресурсов и соответствующей суммы неустойки.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018   законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы МУП «Приволжское ТЭП» по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018 по делу №А17-3786/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие» (ИНН: 3719009495, ОГРН: 1073705000192) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Хорова

О.Б. Великоредчанин

М.В. Немчанинова