610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-4300/2020 |
04 марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 02.02.2021, удостоверения адвоката;
представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности от 13.01.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 по делу №А17-4300/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инжспецстройсервис» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Департаменту управления имуществом Ивановской области (ОГРН:<***>; ИНН: <***>)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 23.03.2020 №ДУИ-651-20,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Инжспецстройсервис» (далее - заявитель, Общество, ООО «Инжспецстройсервис») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту управления имуществом Ивановской области (далее – ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.03.2020 № ДУИ-651-20 в реализации преимущественного права приобретения нежилого административного здания, кадастровый номер 37:24:020107:43, площадью 292,3 кв.м, этажность 2, расположенного по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что основанием для отказа ответчика в предоставлении Обществу выкупа арендуемого имущества явилось несоответствие заявителя требованиям пункта 1 часта 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ), а именно то, что имущество находилось во временном владении и (или) временном пользовании ООО «Инжспецстройсервис» как у субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) непрерывно менее трех лет до даты обращения заявителя о выкупе в Департамент. Из апелляционной жалобы следует, что фактом, подтверждающим отнесение Общества к субъектам МСП является запись о нахождении данного юридического лица в указанном едином реестре от 10.08.2019, в связи с чем Департаментом сделан соответствующий вывод о нахождении имущества во владении Общества, обладающего статусом субъекта малого предпринимательства менее трех лет до даты обращения к ответчику с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества.
Общество в апелляционной жалобе указало, что Департамент, ссылаясь на положения Закона № 159-ФЗ не учел, что внесение в единый реестр субъектов МСП осуществляется на основании данных и при соответствии условиям за предшествующий календарный год. По мнению ООО «Инжспецстройсервис», до 03.08.2018 наличие или отсутствие сведений в едином реестре субъектов МСП не являлось обязательным признаком субъекта МСП, в судебной практике использовалось понятие «соответствие критериям», установленным для субъектов МСП.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Ивановской области находится нежилое здание с кадастровым номером 37:24:020107:43, площадью 292,3 кв.м., расположенное по адресу: в <...>, что подтверждается реестровой записью в ЕГРН 37-37-01/091/2005-282 от 03.06.2005 (л.д.52-53).
Нежилое здание с кадастровым номером 37:24:020107:43 передано ООО «Инжспецстройсервис» по договору аренды от 20.11.2002 № 490/2002 (в редакции дополнительного соглашения от 07.06.2019 № 09/2019), заключенному между Департаментом (арендодатель) и ООО «Инжспецстройсервис» (арендатор) на срок с 01.11.2002 по 01.11.2022 (л.д.34-51).
ООО «Инжспецстройсервис» обратилось в Департамент с заявлением от 28.02.2020 № 5 (вх. ДУИ-651-20 от 28.02.2020) о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области, в соответствии с Законом № 159-ФЗ (л.д.54-55).
Письмом от 23.03.2020 № ДУИ-651-20 Департамент сообщил Обществу об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества ввиду того, что Общество внесено в единый реестр субъектов МСП 10.08.2019 года, т.е. несоблюдения требования пункта 1 части 2.1 статьи 9 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ о нахождении арендуемого имущества во владении заявителя как у субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет (л.д.56-58).
Не согласившись с данным отказом Департамента, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что нахождение Общества в реестре МСП менее трех лет не подтверждает несоответствие арендатора требования статьи 3 Закона № 159-ФЗ, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон № 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (часть 1 статьи 1).
Согласно статье 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона № 159-ФЗ).
В рассматриваемом случае на определенную в Законе № 159-ФЗ дату арендуемое недвижимое имущество находилось во временном пользовании заявителя по договору непрерывно более трех лет; ООО «Инжспецстройсервис» являлось субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; у Общества отсутствовала задолженность по арендной плате за используемое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); арендуемое здание включено в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу Распоряжением Департамента от 21.07.2011 № 489.
При этом судом первой инстанции правильно учтено, что положениями статьи 3 Закона № 159-ФЗ не предусмотрено таких оснований для отказа в предоставлении государственной услуги как непрерывное владение арендуемым имуществом менее трех лет в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства, внесенного в соответствующий реестр.
Следует отметить, что по смыслу пункта 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ) под субъектами МСП понимались хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
До изменения редакции пункта 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ указание на необходимость внесения сведений о хозяйствующих субъектах как субъектах малого предпринимательства в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовало.
В редакцииФедерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ (вступил в силу 03.08.2018) пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ изложен следующим образом: «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
Частью 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ (в редакции на дату принятия оспариваемого решения 23.03.2020) установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
Названная норма прямо указывает, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из реестра зависит исключительно от исполнения хозяйствующими субъектами публично-правовых обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Такой вывод также согласуется с положениями пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ. В соответствии с названным пунктом содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Факт соответствия ООО «Инжспецстройсервис» критериям отнесения к субъектам МСП на дату подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, находящегося в собственности Ивановской области, Департаментом не опровергнут. Ответчиком не оспариваются выводы суда о непрерывности владения Обществом объектом недвижимости на основании договора от 20.11.2002 непрерывно в течение трех лет, предшествующих подаче заявления.
При таких обстоятельства суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО «Инжспецстройсервис» и признал отказ Департаментав реализации преимущественного права приобретения нежилого административного здания, кадастровый номер 37:24:020107:43, площадью 292,3 кв.м, этажность 2, расположенного по адресу: <...>, оформленный письмом от 23.03.2020 № ДУИ-651-20, незаконным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 по делу №А17-4300/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 по делу № А17-4300/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | ФИО4 ФИО1 |