ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
07 февраля 2018 года
Дело № А17-4473/2017
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дилан-Текстиль»
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2017 по делу № А17-4473/2017, принятое в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дилан-Текстиль» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дилан-Текстиль» (далее – заявитель, ООО «Дилан-Текстиль», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – ответчик, Департамент) от 28.04.2017 № 03-13/07-15/17/6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» (далее – Закон № 11-ОЗ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО «Дилан-Текстиль» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что Общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения. По мнению заявителя, под канализационными системами, указанными в диспозиции статьи 8.3 Закона № 11-ОЗ, могут пониматься только системы, являющиеся государственной или муниципальной собственностью и негативное воздействие на которые нарушает или причиняет вред государственным, муниципальным или общественным интересам. В данном же случае канализационные сети, в которые осуществляло и осуществляет сброс стоков ООО «Дилан-Текстиль» принадлежат на праве собственности АО «Индустриальный Парк Родники», которое на основании договора принимает промышленные и бытовые стоки ООО «Дилан-Текстиль» для дальнейшей их очистки на очистных сооружениях.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области из Управления Росприроднадзора по Ивановской области поступило обращение граждан по фактам несоблюдения экологических норм на предприятии ООО «Дилан-Текстиль».
В результате проведенной в отношении Общества проверки было установлено, что за 2016 год и по март 2017 года от ООО «Дилан-Текстиль» заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, а также декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду не поступали. ООО «Дилан-Текстиль» не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. В списке организаций сдавших отчетность по статистической форме 2-тп (отходы) Общество не значится.
03.04.2017 Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области вынес определение № 03-13/07-15/17 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по указанным фактам, свидетельствующим о признаках административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что ООО «Дилан-Текстиль» осуществляет деятельность по производству и окрашиванию текстильных и галантерейных изделий в цехе красильного производства на территории ООО «Индустриальный Парк Родники», по адресу: <...>. В результате хозяйственной деятельности ООО «Дилан-Текстиль» образуются промышленные сточные воды, которые сбрасываются в коллектор ООО «Индустриальный Парк Родники» с целью их последующей очистки на очистных сооружениях данного общества на условиях заключенного сторонами договор холодного водоснабжения и водоотведения от 30.08.2016. Названным договором установлены требования к режиму приема сточных вод ООО «Дилан-Текстиль», их составу, свойствам и объему отводимых в систему водоотведения сточных вод, а именно по перечню загрязняющих веществ и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных для сброса (отведения) в промышленную систему водоотведения гарантирующей организации - ООО «Индустриальный Парк Родники». В сбрасываемых ООО «Дилан-Текстиль» промышленных сточных водах периодически наблюдается превышения показателей, установленных договором холодного водоснабжения и водоотведения.
19.04.2014 в отношении ООО «Дилан-Текстиль» составлен протокол № 03-13/07-15/17/6 об административном правонарушении, которым действия Общества были квалифицированы по статье 8.3 Закона № 11-ОЗ.
28.04.2017 Департамент вынес постановление № 03-13/07-15/17/6 о привлечении ООО «Дилан-Текстиль» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Закона № 11-ОЗ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Ивановской области при рассмотрении дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или измененияобжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Статьей 8.3 Закона № 11-ЗО установлена административная ответственность за несоблюдение хозяйствующими субъектами показателей объема и состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации, обеспечивающих ее нормальное функционирование, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Частями 1, 5, 6, 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
Согласно части 4 статьи 11 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) установлено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 4).
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (п. 5).
Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией (пункт 6).
Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором (пункт 12).
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25).
Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов) (пункт 111).
В данном случае материалами дела подтверждается (протокол осмотра от 26.04.2017 с фотоматериалами, протокол об административном правонарушении от 19.04.2017), что в сбрасываемых ООО «Дилан-Текстиль» промышленных сточных водах периодически наблюдается превышения показателей, установленных договором холодного водоснабжения и водоотведения. Причиной допущенных нарушений является непринятие мер со стороны Общества, направленных на соблюдение вышеуказанных норм законодательства, нарушение которых посягает на порядок соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, очистных сооружений, обеспечивающих очистку и последующий сброс стоков в поверхностный водный объект р. Юкша.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии ООО «Дилан-Текстиль» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Закона 11-ЗО, устанавливающей ответственность за несоблюдение показателей сточных вод.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО «Дилан-Текстиль предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена правомерно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области».
Доводы апелляционной жалобы о том, что назначение административного наказания за сброс стоков в замкнутый объект – сооружение, находящееся в частной собственности, является вмешательством в хозяйственные отношения двух субъектов предпринимательства не состоятелен, поскольку в данном случае выявленное правонарушение посягает, в том числе, на публичные интересы, связанные с соблюдением требований по охране окружающей среды.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2017 по делу № А17-4473/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дилан-Текстиль» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.И. Кононов