АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А17-4623/2017
22 августа 2018 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 20.08.2018),
ФИО2 (доверенность от 20.08.2018),
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 14.08.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2017,
принятое судьей Никифоровой Г.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018,
принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу № А17-4623/2017
по заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
о признании недействительными предписания и представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области
и у с т а н о в и л :
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (далее – Управление) о признании недействительными предписания от 23.05.2017 № 7 и представления от 23.05.2017 № 9.
Суд решением от 27.12.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам. Суды не приняли во внимание, что фактическое значение показателя результативности использования субсидий достигнуто в полном объеме, основания для возврата Ивановской областью денежных средств в доход бюджета Российской Федерации отсутствуют. Обжалуемые предписание и представление являются незаконными.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ивановской области.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения Департаментом условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» методом выездной проверки.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в целях обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Правительство Ивановской области постановлением от 13.11.2013 № 451-п утвердило государственную программу Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области» (далее – Государственная программа), одной из подпрограмм которой, в том числе на 2016 год, является подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (далее – Подпрограмма).
Объем ресурсного обеспечения мероприятия «Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» Подпрограммы на 2016 год составил 2 366 800 рублей: 2 235 800 рублей – средства федерального бюджета, 131 000 рублей – средства областного бюджета.
Одним из целевых индикаторов Подпрограммы является показатель «Объем произведенных овощей открытого грунта» (в 2016 году плановый показатель – 7500 тонн).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Ивановской области заключили соглашение от 29.01.2016 № 33/17-с (в редакции дополнительного соглашения от 14.07.2016 № 1036/17-с, далее – Соглашение), предметом которого являлось предоставление в 2016 году бюджету Ивановской области субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на территории Ивановской области в объеме 2 235 800 рублей.
В силу пункта 4.3.3 Соглашения на Департамент, как на получателя субсидии, возложена обязанность по достижению значения показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Департамент 19.01.2017 представил в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, а также развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта за 2016 год.
Управление в результате проверочных мероприятий установило, что показатель результативности «Объем произведенных овощей открытого грунта» в отчете за 2016 год указан 8615 тонн по данным статистического бюллетеня «Окончательные итоги посевных площадей и валового сбора сельскохозяйственных культур» за 2015 год. При этом согласно представленным в Департамент отчетам сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидию, указанный показатель составил в общем объеме 6754 тонны, или 90 процентов.
Управление пришло к выводу, что Департамент не обеспечил достижение значений показателей результативности исполнения мероприятия по направлению «Объем произведенных овощей открытого грунта», в целях софинансирования которого предоставлена субсидия. Сумма субсидии, полученная по Соглашению, в размере 2 235 800 рублей использована неэффективно. В отчете за 2016 год Департамент отразил недостоверную информацию, указав показатели, превышающие фактические.
По результатам проверки Департаменту выданы предписание от 23.05.2017 № 7 и представление от 23.05.2017 № 9. Согласно предписанию Департаменту необходимо в срок до 01.06.2017 исполнить требование пункта 3.1 Соглашения по осуществлению возврата денежных средств в сумме 22 358 рублей в доход бюджета Российской Федерации.
Департамент не согласился с принятыми предписанием и представлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые предписание и представление являются законными и не нарушают права заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 28 Кодекса установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе эффективности использования бюджетных средств.
Согласно статье 34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 162 Кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статье 265 Кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В пункте 2 статьи 269.2 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 Кодекса)).
На основании пункта 3 статьи 270.2 Кодекса под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Порядок предоставления и распределения субсидий в спорный период регулировался Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 (далее – Правила № 1431).
Согласно пункту Правил № 1431 эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения показателей результативности использования субсидии в отношении поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта – объем произведенных и реализованных семян семенного картофеля, семян овощных культур, а также семян семенного картофеля и семян овощных культур, направленных на посадку (посев) для собственных нужд на собственных и (или) арендованных землях, произведенных и реализованных овощей открытого грунта, по данным уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3.67 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, утвержденного постановления Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 439-п, Департамент взаимодействует с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросам предоставления субсидий, заключения договоров, соглашений, а также подписания заявок, отчетов.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании пункта 4.3.3 Соглашения на Департамент возложена обязанность по достижению значения показателя результативности использования субсидии, установленного в соответствии с приложением № 4 к Соглашению. Значение показателя (целевого индикатора) по направлению «Объем произведенных овощей открытого грунта» на 2016 год установлен в размере 7500 тонн.
Оценка результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, осуществляется на основании отчета Департамента.
В отчете Департамента показатель результативности «Объем произведенных овощей открытого грунта» за 2016 год указан в размере 8615 тонн, исходя из данных статистического бюллетеня «Окончательные итоги посевных площадей и валового сбора сельскохозяйственных культур» за 2015 год.
Вместе с тем, из представленных в Департамент отчетов сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидию, следует, что названный показатель составил 6754 тонны или 90 процентов.
Оценив материалы дела, суды установили, что Департамент не достигнул спорного целевого показателя, а отчет, представленный в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, содержал недостоверные сведения.
Суды правомерно указали, что ни Правила № 1431, ни Соглашение не содержат условий о том, что расчет результативности должен быть произведен исходя из данных по всем сельхозтоваропроизводителям области, а не только на основании сведений о тех, кто получал субсидии.
Расчет суммы, подлежащей возврату, проверен судами и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент ненадлежащим образом исполнил полномочия главного распорядителя средств бюджета в части обеспечения внутреннего финансового контроля за соблюдением лицами, получившими субсидию на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, условий, целей и порядка ее предоставления, в связи с чем Управление обоснованно выдало оспариваемые представление и предписание. Вопреки требованиям статьи 65 Кодекса доказательств обратного заявитель не представил.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу № А17-4623/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
О.В. Александрова
А.И. Чиграков