ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-5707/14 от 27.07.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-5707/2014

03 августа 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

закрытого акционерного общества «Управляющая компания жилищного хозяйства № 1»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015,

принятое судьей Тимошкиным К.А.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015,

принятое судьями Щелокаевой Т.А., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,

по делу № А17-5707/2014

по заявлению закрытого акционерного общества

«Управляющая компания жилищного хозяйства № 1»

(ИНН: 3702709957, ОГРН: 1133702024356)

к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области

(ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889)

о признании недействительными пунктов 1 и 2.1 предписания от 08.08.2014 № 87-с

и   у с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество «Управляющая компания жилищного хозяйства № 1»                  (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2.1 предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Инспекция)  от 08.08.2014 № 87-с (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 06.02.2015  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила                 № 416). По мнению Общества,  оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и возлагает на заявителя обязанности, которые оно не должно исполнять; выставление потребителю коммунальных услуг платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальных услуг, Общество таковым не является; договором управления многоквартирным домом не предусмотрена обязанность Общества по изготовлению технического паспорта.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени   и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город  Иваново, улица Шубиных дом 17.

Инспекция на основании приказа от 17.07.2014 № 1105 провела  внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя дома  Ковшовой В.Н. Результаты проверки отражены в акте от 08.08.2014 № 129-с.

В ходе проверки установлено, что в нарушение части 7 статьи 155 Кодекса счета на оплату коммунальных услуг по электроснабжению (в том числе на общедомовые нужды) собственникам жилых помещений выставляет ресурсоснабжающая организация (филиал «Ивэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»), а не управляющая компания; нарушение порядка расчета потребления ресурсов по показателям «общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме», «общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме».

По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 08.08.2014                   № 86-с, обязывающее до 08.08.2014 устранить допущенные нарушения.

Согласно предписанию Обществу необходимо выставлять счета квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения) в том числе на ОДН (пункт 1);  обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (далее – Ростехинвентаризация) актуального технического паспорта многоквартирного жилого дома с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20, 154, 155, 161, 162 Кодекса, Правилами № 354, № 491,  № 416, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 (далее – Положение № 493), суд первой инстанции пришел к выводам, что  оспариваемое  предписания соответствует действующему законодательства, не нарушает права Общества,  и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Второй  арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Инспекция является органом, осуществляющим надзор  за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания  о прекращении выявленных нарушений (часть 5 статьи 20 Кодекса, Положение № 493).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества, а также  взнос на капитальный ремонт,  плату за коммунальные услуги (пункты 2, 3 статьи 154 Кодекса).

Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом (далее – договор управления) с управляющей организацией (статья 161 Кодекса,  пункт 16 Правил № 491).

Согласно статье 162 Кодекса по договору управления  управляющая организация по заданию другой стороны (собственников, пользователей помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества,  предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления  (пункты 2, 3 части 3 статьи 162 Кодекса).

Суды установили, что собственники помещений в спорном доме приняли решение о заключении договора управления с МУП ЖХ № 1 (протокол от 27.12.2007). Решением Ивановской городской Думы от 02.07.2008 № 820 и распоряжением Председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом № 390-р от 14.12.2009 МУП ЖХ № 1 было приватизировано и преобразовано в ОАО «Городская управляющая организация жилищного хозяйства № 1» (далее – ОАО «ГУО ЖХ № 1»). Решением Единственного акционера                   ОАО «ГУО ЖХ № 1» данное общество  реорганизовано в ЗАО «Управляющая компания жилищного хозяйства № 1», которое является правопреемником Общества.

Согласно пунктам 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5 договора управления управляющая организация принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемка работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги.

В силу пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 354  управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).

Из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.

Обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил № 354).

Довод Общества о наличии у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя услуг отклоняется.

 Правила № 354 вступили в силу с 01.09.2012, то есть после заключения  Обществом (его правопредшественником) с собственниками многоквартирного дома договора управления.  Указанные правила  применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Из постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которым утверждены Правила № 354, пунктов 14, 17 Правил № 354 не следует, что в связи с вступлением в силу Правил № 354 управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг.

В  силу части 7.1 статьи 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации вне зависимости от каких-либо условий.

Суды установили, что собственники помещений спорного дома не принимали решение об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что  внесение жителями  платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение Общества, как фактического исполнителя коммунальной услуги, от возложенной на него законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений,  находящегося  под его управлением  дома,  платежных документов,  противоречит требованиям Кодекса,  Правил № 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.

 При таких обстоятельствах суды правомерно признали установленными обязанности Общества по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных ресурсов собственникам жилых помещений многоквартирного дома и выставлению в их адрес платежных документов на оплату коммунальных услуг.

В соответствиис пунктом 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной                     форме.

Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 № 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом «а» пункта 24 Правил № 491.

Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами № 491, в порядке, установленном Правилами № 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491).

Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

В  подпункте «е» пункта 6 Правил № 124 установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.

Из материалов дела видно и суды установили, что технический паспорт на спорный дом составлен по состоянию на 21.10.1987 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 № 380.

Инспекция при проведении проверки направила в Ростехинвентаризацию запрос с целью получения сведений об общих площадях всех жилых (нежилых)  помещений и помещений общего пользования в  доме. Согласно полученной  информации  в техническом паспорте многоквартирного дома  отсутствуют данные о встроенных нежилых помещениях, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений, указано, что для получения таких сведений   необходимо проведение технической инвентаризации данного многоквартирного дома.

Инспекция установила, что ресурсоснабжающая организация при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды в доме применяла иные показатели площадей,  которые были доведены  до ресурсоснабжающей организации Обществом.

Следовательно, имеющийся в Обществе технический паспорт дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для                            общедомовых нужд. 

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что требования Инспекции являются обоснованными в части проведения мероприятий по изготовлению и получению актуального технического паспорта на многоквартирный дом.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным,   являются верными.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В  соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.

   Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу № А17-5707/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая компания жилищного хозяйства № 1» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.               

              Председательствующий

         Н.Ю. Башева

Судьи

         И.Л. Забурдаева

         А.И. Чиграков