610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-6636/2015 |
08 сентября 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2016 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Буториной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 12.05.2016,
представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации городского округа Кохма
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2016 по делу № А17-6636/2015, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации городского округа Кохма (ОГРН:<***>; ИНН:<***>)
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (ОГРН:<***>; ИНН:<***>),
заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Ивановской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам Администрации городского округа Кохма (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области далее - ответчик, Территориальное управление, орган финансово-бюджетного надзора) от 27.08.2015 № 26.
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федерального казначейства по Ивановской области (далее – заинтересованное лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2016 удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое предписание незаконным.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что превышение площади квартир в сравнении с предусмотренными муниципальными контрактами, оплачивается собственными средствами городского округа Кохма (стоимость превышения площадей была взыскана с Комитета в судебном порядке решениями Арбитражного суда Ивановской области по делам № А17-3951/2015 и №А17-3549/2015). Комитет оплачивал стоимость квартир, начальная (максимальная) цена которых установлена аукционной документацией, предоставляя возможность поставщику предоставить квартиры площадью не менее установленной аукционной документацией без изменения начальной (максимальной) цены выкупаемых квартир. Таким образом, оплата превышения площадей переданных квартир муниципальными контрактами не предусмотрена, оплату за данные площади Комитет не производил, следовательно, в действиях Комитета отсутствуют признаки нецелевого использования средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Управление представило письменный отзыв на жалобу, в котором опровергает заявленные в ней доводы, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание апелляционного суда организовано и проведено посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 15.05.2015 по 25.05.2015 на основании приказа Территориального управления от 14.05.2015 №56-р, с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации при предоставлении и использовании средств государственной финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в 2014 году, органом финансово-бюджетного надзора проведена выездная проверка заявителя.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п на территории Ивановской области утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы» (далее - Региональная программа).
Согласно паспорту Региональной программы государственным заказчиком программы является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; исполнителями программы - органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области (по согласованию); Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Постановлением Администрации городского округа Кохма от 02.04.2013 №312 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа Кохма на 2013 - 2015 годы» (далее - Муниципальная программа).
Между Комитетом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, бюджету муниципального образования городской округ Кинешма были предоставлены средства Фонда для реализации региональной и муниципальной программ заключен договор от 25.03.2014 № 03/мп-2014.
Пунктом 2.3.1. договора предусмотрено, что администрация городского округа Кохма должна обеспечить софинансирование за счет средств местного бюджета в размере 7 % от суммы, обозначенной в Региональной программе, а пунктом 2.3.2. предусмотрена обязанность муниципального образования обеспечивать финансирование за счет местного бюджета в сумме 10 563 307 рублей на оплату общей площади предоставляемого жилого помещения, превышающую общую площадь ранее занимаемого жилого помещения.
В целях реализации Региональной и Муниципальной программ на приобретение 22 жилых помещений (квартир проведен открытый аукцион в электронной форме, по итогам которого заключен муниципальный контракт от 30.12.2013 № 0133300028913000035 с ООО «Инвестиционно строительная компания «Контур-М» на сумму 23 982 712 рублей 50 копеек.
Пунктами 1.1, 1.10 контракта № 0133300028913000035 предусмотрено, что предметом указанного контракта является приобретение 22 жилых помещений (квартир) общей площадью 896,55 кв.м.
Цена Муниципального контракта обоснована стоимостью приобретаемого по Муниципальной программе жилья (896,55 кв.м.* 26 750 рублей).
Застройщиком переданы Комитету 22 квартиры согласно актам приема-передачи жилых помещений (квартир) от 24 октября и 28 ноября 2014 года общей площадью 901,7 кв.м., то есть большей площадью, чем предусмотрено условиями Контракта № 0133300028913000035 на 5,15 кв.м., условиями Региональной и Муниципальной программ на 29,7 кв.м.
Кроме того, по результатам проведенных в 2014 году открытых аукционов в электронной форме Комитетом заключено 44 муниципальных контракта от 23.12.2014 с № 0133300028914000157 по № 0133300028914000200 с ООО «Инвестиционно - строительная компания «Контур-М» на приобретение 44 жилых помещений (квартир) общей площадью 2155,5 кв.м.. Площадь расселения в 44 жилых помещениях составляет 2000,13 кв.м.; начальная (максимальная) цена контрактов 57371327 рублей; цена обоснована стоимостью приобретаемого по программе жилья (2155,5 кв.м. * 26616,25 рублей).
По актам приема-передачи жилых помещений (квартир) ООО «Инвестиционно - строительная компания «Контур-М» переданы Комитету квартиры общей площадью 2581,1 кв.м., превышение площадей по муниципальным контрактам с № 0133300028914000157 по № 0133300028914000200 составило 580,97кв.м., в том числе предусмотренное региональной и муниципальной программами - 155,37 кв.м. (2155,5-2000,13), не предусмотренное данными программами 425,6 кв.м. (2581,1- 2155,5).
Учитывая охваченный проверкой период - 2014 год, а так же имеющуюся по состоянию на 01.01.2015 задолженность Комитета перед ООО «Инвестиционно - строительная компания «Контур-М», оплата превышения площадей (площадей, не вошедших в Региональную и Муниципальную программы) рассчитана по 29 из 44 муниципальных контрактов. Анализировались платежи, в результате которых оплата за счет средств Фонда превысила расчетную сумму, в том числе по муниципальным контрактам №№: 0133300028914000160, 0133300028914000162, 0133300028914000163, 0133300028914000164, 0133300028914000165, 0133300028914000166, 0133300028914000167, 0133300028914000168, 0133300028914000174, 0133300028914000175, 0133300028914000176, 0133300028914000179, 0133300028914000181, 0133300028914000182, 0133300028914000184, 0133300028914000185, 0133300028914000186, 0133300028914000187, 0133300028914000188, 0133300028914000189, 0133300028914000192, 0133300028914000193, 0133300028914000194, 0133300028914000195, 0133300028914000196, 0133300028914000197, 0133300028914000198, 0133300028914000199, 0133300028914000200 от 23. 12.2014 Комитетом оплата произведена из расчета средней стоимости 1 кв.м. 26616,25 рублей в сумме 32379466,68 рублей, в том числе за счет средств Фонда в сумме 15364056,95 рублей или 100% на расселяемую площадь 1216,53 кв.м. (26616,25* 1216,53*47,45%).
Квартиры по муниципальному контракту № 0133300028913000035 и 29 муниципальным контрактам от 23.12.2014, приведенным выше, включены в Реестр объектов муниципальной собственности.
По результатом проверки ответчик пришел к выводу, что при использовании Комитетом в 2014 году бюджетных средств, источником формирования которых, в том числе, являлись средства Фонда, предоставленных бюджету муниципального образования бюджетом субъекта Ивановской области на реализацию Региональной программы, допущено нецелевое использование указанных средств по целевой статье расходов бюджетов 1519503 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», выразившееся в оплате стоимости площади жилых помещений, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, превышающей площадь ранее занимаемых гражданами помещений, в то время как в соответствии с разделом 8 Региональной программы и разделом 7 Муниципальной программы оплату следовало произвести за счет средств бюджета городского округа Кохма.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.06.2015.
27.08.2015 органом финансово-бюджетного надзора Управлению выдано предписание №26 о необходимости в порядке статьи 23.1 Закона № 185-ФЗ осуществить возврат денежных средств в доход областного бюджета Ивановской области, из которого они были предоставлены, в сумме 5 763 568 рублей 31 копейку, использованных не по целевому назначению при оплате за счет средств Фонда стоимости превышения площади жилых помещений, выделенных гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых жилых помещений.
Впоследствии сумма нецелевого использования средств Фонда, указанная в предписании от 27.08.2015 № 26, была скорректирована письмом Управления от 12.11.2015 № 24-07-07/2630 и составила 3 047 707 рублей 17 копеек.
Не согласившись с данным предписанием, Комитет обратился в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу от том, что направление и использование Комитетом бюджетных средств для оплаты стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений, в общей сумме 3 047 707 рублей 17 копеек, является нецелевым использованием бюджетных средств, источником финансового обеспечения которого являются средства Фонда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения Решение суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Из материалов проверки следует, что Комитетом в 2014 году бюджетных средств, источником формирования которых, в том числе, являлись средства Фонда, допущено нецелевое использование указанных средств, выразившееся в оплате стоимости площади жилых помещений, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, превышающей площадь ранее занимаемых гражданами помещений, в то время как в соответствии с разделом 8 Региональной программы и разделом 7 Муниципальной программы оплату следовало произвести за счет средств бюджета городского округа Кохма.
В соответствии с Муниципальной программой средства бюджета городского округа Кохма на превышающую площадь расселения должны были быть предусмотрены за счет дополнительных источников городского округа Кохма. Вместе с тем, в бюджете городского округа Кохма на 2014 год, утвержденном решением Городской Думы городского округа Кохма от 11 декабря 2013 г. № 97, дополнительные источники финансирования за счет средств бюджета городского округа Кохма на 2014 год не предусматривались. Соответствующие доводыапелляционной жалобы Комитета являются несостоятельными.
Аргументы заявителя о том, что оплата превышения площадей переданных квартир муниципальными контрактами не предусмотрена, оплату за данные площади Комитет не производил, также отклоняются апелляционным судом, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, условий о предоставлении дополнительных площадей по контрактам за счет застройщика муниципальные контракты не содержат, цены спорных муниципальных контрактов обоснованы указанными в контракте площадями приобретаемых жилых помещений и стоимостью 1 кв. м., приобретаемого по муниципальной программе жилья и являются твердыми. Таким образом, увеличение площадей, переданных застройщиком Комитету для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над предусмотренными муниципальными контрактами площадями, влечет изменение средней стоимости 1 квадратного метра по муниципальным контрактам.
С учетом изложенного, использование Комитетом бюджетных средств (за счет средств Фонда) для оплаты стоимости площади, предоставленной гражданам к переселению граждан из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений, в общей сумме 3 047 707 рублей 17 копеек является нецелевым использованием бюджетных средств.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, орган финансово-бюджетного надзора правомерно выдал в адрес заявителя оспариваемое предписание от 27.08.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ иное Комитетом не доказано.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, жалобу Комитета - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2016 по делу № А17-6636/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации городского округа Кохма – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Е.В. Минаева ФИО4 ФИО1 |