610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-74/2019 |
03 июля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО2 по доверенности от 01.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть»
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 по делу №А17-74/2019, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к департаменту энергетики и тарифов Ивановской области
о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (далее – заявитель, ООО «ПЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – ответчик, Департамент), выразившегося в неустановлении для Общества тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии с 01 января 2019 года.
Решением суда от 24.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ПЭС» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленной по делу позиции Общество указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, настаивает на наличии со стороны Департамента оспариваемого бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя. Полагает, что к рассматриваемым отношениям подлежали применению положения абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) во взаимосвязи с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Указывает, что Департаментом не были выполнены пункты 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), разделы 3.3, 3.4 административного регламента предоставления государственной услуги по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям. Более подробно доводы со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.05.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.05.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Департамент явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ПЭС» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области.
Постановлением Департамента от 29.12.2017 № 181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» Обществу установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии (т.1 л.д.65-67).
20.04.2018 ООО «ПЭС» обратилось в Департамент с заявлениемот 16.04.2018 № 37-04 об установлении размера тарифов на 2019 с приложением расчетных материалов (т.2 л.д.12).
По итогам рассмотрения тарифной заявки Общества Департаментом в адрес ООО «ПЭС» направлено уведомление от 25.10.2018 № 1631-018/7-07 об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии (т.1 л.д.93). В обоснование принятого решения ответчиком указано, что заявитель не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее – Критерии № 184).
14.11.2018 ООО «ПЭС» повторно в соответствии с пунктом 12 Правил № 1178 обратилось в Департамент с заявлением от 09.11.2018 № 148-11 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, приложив к заявлению расчетные материалы (т.1 л.д.79).
Извещением от 28.11.2018 № 1891-018/7-07 Департамент уведомил Общество об открытии с 28.11.2018 дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) методом экономически обоснованных расходов ООО «ПЭС» на 2019 год – первый год регулирования как для организации, признанной не соответствующей Критериям № 184, по состоянию на 01.11.2018, и включенной в список территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования – 2018 году, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования – 2019 год (т.1 л.д.71).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 были утверждены для Общества постановлением Департамента от 27.02.2019 № 7-э/1 с 01.03.2019.
Полагая, что Департамент, не установив с 01.01.2019 в отношении Общества тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 годна основании его обращения от 16.04.2018, допустил незаконное бездействие, ООО «ПЭС» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, приняв во внимание предмет заявленных требований и фактические обстоятельства дела, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца ответчиком. Формулирование предмета и основания иска является прерогативой истца и обусловливается избранным им способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия (бездействия), решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона № 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, том числе, государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (пункт 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Правилами № 1178.
Согласно пункту 4 Правил № 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 8 Правил № 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил № 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, определен пунктом 17 Правил № 1178.
В соответствии с пунктом 20 Правил № 1178 по результатам проведенного в течение 14 дней с даты регистрации предложения анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Согласно пункту 22 Правил № 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
В силу подпункта 8 пункта 23 Правил № 1178 экспертные заключения, помимо прочего, должны содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184.
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил № 1178).
Пунктом 24 Правил № 1178 определено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В соответствии с пунктом 30(1) Правил № 1178 орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.
Таким образом, для целей установления цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования законодателем установлен порядок и сроки его реализации.
На территории Ивановской области центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики и теплоснабжения является Департамент (пункт 1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 № 577-п).
Как следует из материалов настоящего дела, ООО «ПЭС» обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифа в пределах регламентированного пунктом 12 Правил № 1178 срока.
По итогам рассмотрения тарифной заявки Департамент, установив несоответствие Общества Критериям № 184, направил в адрес последнего уведомление от 25.10.2018 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что предусмотрено пунктом 24 Правил № 1178.
Вопрос о законности уведомления от 25.10.2018 в качестве предмета заявленных требований ООО «ПЭС» не ставился, в заявлении в арбитражный суд Общество определило предмет иска как бездействие Департамента, выразившееся в неустановлении для ООО «ПЭС» тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии с 1 января 2019 года.
Между тем под бездействием понимается неисполнение должностными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Говоря о наличии со стороны ответчика оспариваемого бездействия, Общество указывает на отсутствие в материалах дела экспертного заключения, составление которого является обязанностью регулирующего органа (пункт 22 Правил № 1178), и непринятие мер к запросу дополнительных документов, как это предусмотрено пунктом 19 Правил № 1178, разделом 3.3 Административного регламента Департамента. Податель апелляционной жалобы полагает, что без совершения названных действий Департамент не мог надлежащим образом установить соответствие либо несоответствие Общества критериям отнесения к сетевым организациям.
Действительно, в деле отсутствуют доказательства составления Департаментом по итогам рассмотрения тарифного предложения Общества экспертного заключения. Неподготовка регулирующим органом экспертного заключения, которое должно предшествовать принятию уведомления об отсутствии оснований для установления тарифа, безусловно, свидетельствует о бездействии, но только о том, которое выразилось в отсутствии заключения, но не в неустановлении испрашиваемого тарифа. Из материалов дела не следует, что непроведение экспертизы с неизбежностью привело к неустановлению тарифа. В установлении тарифа, как указывалось выше, было отказано в связи с несоответствием заявителя Критериям. Доказательств того, что составление экспертного заключения с неизбежностью позволило бы Департаменту прийти к выводу о соответствии Общества названным Критериям и необходимости установления тарифа, в деле не имеется. В силу прямого указания пункта 24 Правил № 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. Таковое уведомление заявителю было направлено.
Само по себе несовершение действий по составлению экспертного заключения права заявителя не нарушает и не может быть квалифицировано как бездействие ответчика по неустановлению для заявителя тарифа. Права Общества в таком случае могли быть затронуты непосредственно самим уведомлением об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не являющимся предметом спора по настоящему делу.
Указание подателя жалобы со ссылкой на положения пункта 19 Правил №1178, раздела 3.3 Административного регламента Департамента, на то, что регулирующий орган должен был запросить у Общества дополнительные материалы, апелляционным судом рассмотрено. Вместе с тем запрос дополнительных документов в порядке названных норм, вопреки мнению Общества, является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием и поставлен в зависимость от возникновения соответствующих условий. Необходимость уточнений предложений либо обоснований при их недостаточности сформулирована как оценочная категория, которая не влечет для органа обязанности при иной оценке этой категории другим лицом. Достаточных оснований полагать, что ответчик имел необходимые условия для реализации указанного права, что привело бы к иному относительно имеющегося результату, материалы дела не содержат.
Аргументы Общества о необоснованном неприменении судом первой инстанции абзаца 13 статьи 12 ГК РФ суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права применительно к имеющим место обстоятельствам дела.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответственно, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно отказал ООО «ПЭС» в удовлетворении заявленных им требований. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют предмету заявленного требования, обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 по делу № А17-74/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы ООО «ИТЭС» за заявителя уплатило по платежному поручению от 25.04.2019 № 503 государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 по делу №А17-74/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПРОМЭНЕРГОСЕТЬ» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ИТЭС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.04.2019 № 503.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Г.Г. Ившина |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |