ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-779/2021 от 16.03.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-779/2021

23 марта 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Домрачевой Н.Н.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителей

от истца: Трушкова А.В. (доверенность от 11.01.2022),

от ответчика: Смирновой В.В. (доверенность от 14.01.2022),

Соколова О.Е. (доверенность от 14.01.2022),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021

по делу № А17-779/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «СтройКом»

(ИНН: 3702558056, ОГРН: 1083702013889)

к администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (ИНН: 3710006210, ОГРН: 1063703001207)

о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «СтройКом» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском о признании недействительным решения администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация) от 13.01.2021 № 18 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 20.07.2020 № 0133200001720000960.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2021 иск удовлетворен.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 решение суда оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает, что технические условия заказчик в ходе выполнения работ не менял. Сбор необходимых данных в силу пункта 19.3 технического задания выполняет проектная организация, в том числе, от имени заказчика. В процессе пересогласования схемы прохождения трассы канализации точка подключения проектируемого канализационного дюкера к Наволокскому канализационному коллектору городского округа Кинешма по улице Менделеева, в районе дома 18/13, не изменялась. Подрядчик представил программу на выполнение инженерно-гидрометеорологических изыскания с нарушением установленного срока на месяц. Готовая проектная документация должна была быть направлена для прохождения государственной экспертизы 01.10.2020, однако 08.10.2020 у подрядчика возник вопрос относительно точки присоединения и об отметках лотков. Фактически Общество работы по контракту не приостанавливало, поэтому не вправе ссылаться на статью 716 ГК РФ. Продление сроков выполнения работ муниципальным контрактом и действующим законодательством о закупках не предусмотрено. По мнению Администрации, суды не приняли во внимание статьи 139 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрация не имеет возможности оплатить в 2021 году работы, срок окончания которых истек 30.11.2020. С момента вручения одностороннего отказа от исполнения контракта подрядчику до вступления его в законную силу нарушение устранено не было, документация на экспертизу не направлена, просрочка исполнения обязательства составила срок, превышающий 1/3 срока, установленного для выполнения работ, что в силу пункта 11.11 контракта является основанием для обязательного расторжения контракта.

Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Администрация (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 20.07.2020 № 0133200001720000960 на выполнение проектных и изыскательских работ, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства и реконструкции объекта капитального строительства – канализационного дюкера, расположенного по адресу: Ивановская область, город Заволжск, с подключением в централизованную систему городского округа Кинешма, передать заказчику результаты указанных работ, а заказчик обязуется принять результаты инженерных изысканий, проектную документацию и уплатить определенную контрактом цену.

В силу пункта 2.1 контракта объем и содержание работ определены заданием на проектирование (приложение 1), заданием на выполнение инженерных изысканий (приложение 2), программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания на выполнение инженерных изысканий, контрактом.

В графике выполнения работ (приложение 3) определены следующие сроки выполнения работ: сроки окончания выполнения отдельных видов работ и этапов работ – 01.10.2020; сроки передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий – 01.10.2020; дата получения заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и (или) заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства – 30.11.2020.

На основании пункта 2.5 контракта в случаях нарушения заказчиком более чем на один месяц сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.1 – 4.1.4 контракта, которые привели к невозможности исполнения подрядчиком обязательств по контракту и если исполнение таких обязательств подрядчиком технологически и (или) организационно взаимосвязано с завершением исполнения обязательств заказчиком, сроки исполнения подрядчиком таких обязательств могут быть продлены на период, соответствующий просрочке выполнения обязательств заказчиком. В этом случае стороны заключают дополнительное соглашение о продлении сроков контракта в порядке, предусмотренном пунктом 11.10 контракта.

Согласно пункту 4.1.1 контракта заказчик обязуется не позднее 10 рабочих дней со дня подписания контракта предоставить подрядчику технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение), в случае, если функционирование объекта невозможно обеспечить без его подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения).

В силу пункта 4.3.1 контракта подрядчик обязуется выполнить проект планировки территории и проект межевания территории, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий для строительства линейного объекта, а также не позднее 10 рабочих дней со дня подписания контракта представить заказчику для утверждения программу выполнения инженерных изысканий, а также, при наличии замечаний заказчика, устранить их в срок не более чем 10 рабочих дней со дня их получения и передать заказчику доработанную программу выполнения инженерных изысканий.

Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 28.12.2020 (пункт 11.1 контракта).

В соответчики с пунктом 11.10 контракта подрядчик в период действия контракта вправе требовать продления сроков исполнения обязательств, в случае нарушения заказчиком более чем на один месяц сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.1 – 4.1.4 контракта, если исполнение таких обязательств подрядчиком технологически и (или) организационно взаимосвязано с завершением исполнения обязательств заказчиком.

Согласно пункту 11.11 контракта заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту при существенном нарушении подрядчиком срока (более чем на 1/3 срока) окончания выполнения работ, предусмотренного контрактом (пункт 11.11.2 контракта).

В пункте 9 технического задания (приложение 1) предусмотрен объем работ, в том числе: пункт 9.3 – выполнение инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для выполнения проектных решений и прохождения экспертизы в АГУ «Ивгосэкспертиза»; пункт 9.4 – проектирование строительства канализационного дюкера города Заволжск с подключением в централизованную систему городского округа Кинешма; пункт 9.6 – проектирование новой КНС № VIII на территории существующих очистных сооружений города Заволжск; пункт 9.8 – проектирование канализационного дюкера через реку Волга в напорном исполнении и в самотечном исполнении от новой КНС № VIII с подключением в Наволокский канализационный коллектор городского округа Кинешма.

В технических условиях на проектирование и строительство канализации (приложение 3 к техническому заданию) предусмотрена точка подключения – существующий колодец коллектора Д-400 мм на пересечении улиц Менделеева и Гагарина в городском округе Кинешма Ивановской области.

В письме от 28.09.2020 № 01-4/2594 акционерное общество «Водоканал» согласовал Обществу трассу канализационного дюкера города Заволжск с подключением в централизованную систему городского округа Кинешма. Между тем из письма АО «Водоканал» от 09.02.2021 № 689, представленного Администрацией, следует, что письма от 28.09.2020 № 01-и/2594 не существует.

Общество в письмах от 16.07.2020 № 210, от 14.08.2020 № 253 просило Администрацию согласовать принципиальную схему прохождения трассы канализации.

В письме от 20.08.2020 № 995 Администрация сообщила о согласовании принципиальной схемы прохождения трассы канализации, представленной Обществом.

В письме от 01.10.2020 № 2329 Общество просило Администрацию согласовать откорректированную принципиальную схему прохождения трассы канализации, которую Администрация согласовала письмом от 06.10.2020 № 1182.

Общество в письме от 08.10.2020 № 348 сообщило Администрации, что после проведения им инженерно-геодезических изысканий установлено отсутствие коллектора, к которому нужно подключать дюкер. В связи с этим Общество просило Администрацию представить информацию об отметках лотков и сообщило об отсутствии возможности своевременного завершения работ в связи с невозможностью установить место подключения дюкера.

В письме от 21.10.2020 № 385 Общество указало на несовершение Администрацией как заказчиком по контракту действий по предоставлению необходимой документации.

АО «Водоканал» направило сторонам письмо от 06.11.2020 № 6449 и уточненные технические условия на проектирование и строительство канализации от 02.11.2020 № 06/05. Согласно данным техническим условиям точка присоединения проектируемого канализационного дюкера – в Наволокский канализационный коллектор городского округа Кинешма по улице Менделеева, в районе дома 84/13 (пункт 6); отметка лотка трубы не определена (уточн.) (пункт 7.1).

В письме от 06.11.2020 № 421 Общество сообщило Администрации, что информации в уточненных технических условиях недостаточно, а также просило предоставить данные об отметках лотков, схему с указанием места расположения коллектора Д-400 мм, в который нужно выполнить подключение, а также указало, что без предоставления схемы невозможно установить место врезки.

В письме от 16.11.2020 № 452 Общество повторно обратило внимание Администрации на недостаточность сведений, сообщило о приостановлении работ с даты заключения контракта до предоставления надлежащих технических условий.

Общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области с письмом от 16.11.2020 № 451 с просьбой принять решение о разработке Проекта планировки и межевания территории объекта «Строительство канализационного дюкера город Заволжск с подключением в централизованную систему городского округа Кинешма».

Из переписки Общества и Департамента следует, что 21.01.2021 Администрацией отказано в согласовании проекта на основании информации Администрации об инициировании процедуры расторжения контракта (письмо Департамента от 19.11.2020, письмо Общества от 28.01.2021 № 78, письмо Департамента от 29.01.2021).

В письме от 03.12.2020 № 493 Общество снова просило Администрацию предоставить данные об отметках лотков, указало, что в схеме прохождения трассы, полученной от АО «Водоканал» 20.11.2020, проектируемая сеть канализации нанесена по улице Пожарского, дом 1, а на согласованном с заказчиком плане принципиального прохождения трассы она проходит по улице Короленко, в связи с чем не удается установить, где нужно осуществлять врезку, а также подтвердило приостановление работ.

В письме от 22.12.2020 № 590 Общество просило Администрацию и АО «Водоканал» согласовать предложенный на совещании вариант подключения проектируемой сети канализации в Наволокский канализационный коллектор по улице Менделеева в районе дома № 84/13.

АО «Водоканал» в письме от 28.12.2020 № 7550 подтвердило соответствие предложенного варианта подключения проектируемой сети канализации в Наволокский канализационный коллектор выданным им техническим условиям от 02.11.2020 № 96/05.

В письме от 28.12.2020 № 615 Общество просило Администрацию утвердить технические задания и согласовать программы работ по инженерным изысканиям, а также предоставить копию сервитута и ряд иных документов; в письме от 30.12.2020 № 623 Общество указало на непредставление Администрацией необходимых документов, а также сообщило об объеме выполненных им работ.

Администрация приняла решение от 13.01.2021 № 18 об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на пункт 11.1 контракта, в связи с существенным нарушением подрядчиком срока окончания выполнения работ (более, чем на 1/3 срока).

Посчитав данный отказ незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 65, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 702, 758 ГК РФ, статьями 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил иск. Суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении заказчиком обязательств по контракту, что повлекло просрочку в выполнении работ подрядчиком.

Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 405, 406, 450, 450.1, 759, 760 ГК РФ, пунктами 12, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Спорные правоотношения возникли в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение подрядных работ, правовое регулирование которого предусмотрено главой 37 ГК РФ и Законом № 44-ФЗ, также общими положениями гражданского законодательства об обязательствах.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 759 Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика (пункт 1 статьи 760 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.

В части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 – 11, 13 – 19, 21 – 23 и 25 статьи 95 данного закона.

В силу части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рассматриваемом случае стороны включили в контракт условие, согласно которому заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту при существенном нарушении подрядчиком срока (более чем на 1/3 срока) окончания выполнения работ, предусмотренного контрактом (пункт 11.11.2 контракта).

Как следует из материалов дела и установили суды, техническое задание к контракту и технические условия, выданные 22.05.2020 АО «Водоканал», содержат расхождения относительно точки подключения дюкера в канализационный коллектор. Спорная точка подключения согласована 02.11.2020, при этом в обеих редакциях технических условий отметки лотков отсутствуют.

Отсутствие в технических условиях информации об отметках лотков в месте (местах) подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения является нарушением требований к условиям подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, установленных в подпункте «г» пункта 96 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Неоднократные обращения Общества к Администрации с просьбой указать отметки лотков остались без удовлетворения. Из письменных пояснений истца следует, что окончательная точка подключения была определена только 29.12.2020, отметка лотка (низа трубы) в месте подключения установлена на глубине 3,34 метра, что ответчик не опроверг.

Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (пункт 3 статьи 405 ГК РФ).

Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 ГК РФ).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что без указания конкретной точки подключения и в отсутствие данных об отметках лотков (низа трубы) в местах подключения Общество не имело возможности осуществить работы в данной части, а именно запроектировать канализационный дюкер с присоединением к действующим инженерным сетям и сооружениям водоотведения.

Ссылка Администрации на пункт 19.3 технического задания неправомерна, поскольку фактически точка подключения на момент исполнения обязательства построена не была, соответственно, возможность достоверно определить место подключения и глубину заложения канализационного дюкера у Общества отсутствовала.

Довод Администрации о том, что Общество не приостановило работы по контракту, противоречит материалам дела (письма Общества от 16.11.2020 № 452 и от 03.12.2020 № 493).

Аргумент Администрации о том, что Общество нарушения не устранило и документацию на государственную экспертизу не направило, обоснованно отклонена судами, поскольку Общество не могло направить результат работ на государственную экспертизу с учетом отказа Администрации в согласовании проекта планировки и межевания территории объекта «Строительство канализационного дюкера г. Заволжск с подключением в централизованную систему г.о. Кинешма».

Администрация указывает, что вопрос относительно точки присоединения и об отметках лотков у подрядчика возник 08.10.2020. Вместе с тем, указанное обстоятельство с должной степенью достоверности не свидетельствует о том, что Общество не могло исполнить обязательства по контракту в срок, а также о безусловном возникновении обстоятельств, свидетельствующих о наличии на стороне заказчика обязанности расторгнуть контракт в порядке, предусмотренном в пункте 11.11.

Ссылка Администрации на статьи 139 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснованно отклонена судами, поскольку не имеет правового значения с учетом предмета спора.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу № А17-779/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Н. Домрачева

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова