ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-7834/16 от 21.06.2017 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 июня 2017 года

Дело № А17-7834/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.      

Полный текст постановления изготовлен июня 2017 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тетервака А.В.,

судейПоляковой  С.Г., Савельева  А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Богатырёвой Н.Н.,

при участии в судебном заседании  представителей:

от  истца: ФИО1,  доверенность  от  30.12.2016 №  69,

от  ответчика: ФИО2, доверенность от  29.03.2017,  ФИО3, доверенность от 06.02.2017,  ФИО4, доверенность от  09.03.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Ивановоинжсельстрой-1»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2017 по делу № А17-7834/2016, принятое судом в составе судьи Балашовой Н.С.,

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН

3702588999)

к закрытому акционерному обществу «Ивановоинжсельстрой-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (ОГРН <***>; ИНН <***>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), администрация Ивановского муниципального района (ОГРН <***>; ИНН <***>),

о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, истребовании земельных участков и снятии участков с государственного кадастрового учета,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее – истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковыми требованиями   к закрытому акционерному обществу «Ивановоинжсельстрой - 1» (далее – ответчик, заявитель жалобы, Общество):

1) о признании отсутствующим права собственности ответчика на следующие земельные участки:

- с кадастровым номером 37:05:011137:69, площадью 458 236 кв.м., назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, адрес объекта: Ивановская область, Ивановский район;

- с кадастровым номером 37:05:011137:70, площадью 110 757 кв.м., назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования,    адрес    объекта:    Ивановская    область,    Ивановский    район,

2) об истребовании из незаконного владения ответчика в собственность Российской Федерации земельных участков в части наложения:

- земельного участка с кадастровым номером 37:05:011137:69 на земельный участок лесного фонда с условным кадастровым номером 37-37-01/143/2009-325 (расположенный на землях бывшего ОАО «Пригородный») квартал 1 часть выдела 16 площадь 0,2 га, выдел 19 площадь 3,5 га, выдел 20 площадь 0,9 га, часть выдела 21 площадь 3,5 га, выдел 23 площадь 4,8 га, выдел 24 площадь 0,4 га, выдел 27 площадь 0,9 га, выдел 28 площадь 0,6 га, выдел 29 площадь 0,5 га, часть выдела 37 площадь 0,7 га, выдел 41 площадь 0,2 га

- земельного участка с кадастровым номером 37:05:011137:70 на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 37:05:000000:309 (расположенный на землях бывшего ЗАО «Вергуза») квартал 14 выдел 43 площадью 4,5 га (далее – истребуемые земельные участки);

3) об обязании ответчика снять с государственного кадастрового учета своими силами и за свой счёт вышеуказанные земельные участки (т.3 л.д.95-97).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области, администрация Ивановского муниципального района (далее – третьи лица).

Арбитражный  суд Ивановской области  своим   решением  от 29  марта  2017  года  частично  удовлетворил  исковые требования истца, признав отсутствующим право собственности ЗАО «Ивановоинжсельстрой - 1» на следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером 37:05:011137:69 в части пересечения земельного участка лесного фонда с условным кадастровым номером 37-37-01/143/2009-325 (расположенного на землях бывшего ОАО «Пригородный»): квартал 1 часть выдела 16 площадь 0,2 га, выдел 19 площадь 3,5 га, выдел 20 площадь 0,9 га, часть выдела 21 площадь 3,5 га, выдел 23 площадь 4,8 га, выдел 24 площадь 0,4 га, выдел 27 площадь 0,9 га, выдел 28 площадь 0,6 га, выдел 29 площадь 0,5 га, часть выдела 37 площадь 0,7 га, выдел 41 площадь 0,2 га, и

- земельный участок с кадастровым номером 37:05:011137:70 в части пересечения земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 37:05:000000:309 (расположенного на землях бывшего ЗАО «Вергуза»): квартал 14 выдел 43 площадь 4,5 га,

а также истребовал из владения Общества в собственность Российской Федерации указанные выше земельные участки.

В  удовлетворении остальных  исковых  требований  судом  истцу  было  отказано.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.

По мнению заявителя, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств утверждения границ Ивановского лесничества уполномоченным органом - Федеральным агентством лесного хозяйства, а, следовательно, истцом не доказан факт включения истребуемых участков в территорию лесничества или лесопарка. Не согласен с выводом суда о том, что при подготовке реестра для внесения данных в кадастр недвижимости была допущена ошибка при указании категории части земельных участков с кадастровыми номерами 37:05:011137:69 и 37:05:011137:70, поскольку в состав земель сельскохозяйственного назначения могут быть включены, в том числе и лесные насаждения, выполняющие защитную функцию. Указывает, что изменения в сведения государственного кадастрового учёта в отношении истребуемых участков, в том числе и на дату государственной регистрации права собственности ЗАО «Ивановоинжсельстрой-1» на спорные земельные участки, не внесены. Поясняет, что в отсутствие доказательств проведения натурного обследования истребуемых земельных участков, а также межевания земель лесного фонда, суд пришёл к необоснованному выводу о наличии на участке ответчика земель лесного фонда и наложении земельных участков лесного фонда на земли ответчика, при этом наложение границ не свидетельствует о нарушении прав Российской Федерации. Считает обжалуемый судебный акт неисполнимым, поскольку границы истребуемых земельных участков не установлены. Указывает, что в решении суда не приведены мотивы, по которым суд отклонил доводы ответчика, изложенные в отзывах и дополнениях по делу, а также в судебном акте не изложены отзывы третьих лиц в полном объёме. Кроме того, договор купли-продажи от 29.09.2014 № 121-2014, а равно основания возникновения права постоянного бессрочного пользования земельными участками по акту на право пользования землей А-1 № 340710 от 22.03.1991, не оспорены Агентством. Судом не учтено, что ответчику как правопреемнику совхоза «Мелиоратор» ПСПЭО «Ивановомелиорация» принадлежат на законных основаниях земельные участки в целом сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых для сельскохозяйственного использования в данных границах установлено с 1991 года. Не согласен с площадью истребуемых истцом земельных участков. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В обоснование изложенных доводов ответчик ходатайствует о приобщении к материалам дела письма АО «Вергуза» от 31.03.2017 и почтового конверта, отсутствующих в материалах дела.

Поскольку представленные заявителем жалобы суду апелляционной инстанции доказательства не существовали на момент рассмотрения спора судом и появились позднее даты принятия решения судом первой инстанции, то они не могут быть приобщены к материалам дела и исследоваться судом апелляционной инстанции. Следовательно, законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется судом апелляционной инстанции без учета дополнительных доказательств.

Истец и Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

В порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением апелляционного суда от 12 мая 2017 года было удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении апелляционной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.

Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ в рамках заявленных доводов.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Решением Исполнительного комитета Ивановского районного Совета народных депутатов Ивановской области от 31.05.1988 № 169 создано подсобное хозяйство совхоза «Мелиоратор» (т.1 л.д.130).

На основании решения Исполнительного комитета Ивановского районного Совета народных депутатов Ивановской области от 02.03.1990 № 67-1 утверждены границы земельного участка совхоза «Мелиоратор» ПСПЭО «Ивановомелиорация», предоставленного под подсобное сельское хозяйство, в границах плана 63 га (т.1 л.д.33-34).

Постановлением Президиума Ивановского районного Совета народных депутатов  от 04.01.1991 № 1 в постоянное пользование совхозу «Мелиоратор» ПСПЭО «Ивановомелиорация» дополнительно предоставлен земельный участок у поселка Иневеж из земель государственного запаса площадью 15,4 га (в том числе лесов 5,5 га) без права рубки леса под строительство жилья, соцкультбыта и развития подсобного сельского хозяйства (т.1 л.д.35-36).

На основании указанного совхозу «Мелиоратор» ПСПЭО «Ивановомелиорация» выдан Государственный Акт от 22.03.1991 серия А-I № 340710 (с изменениями) на право бессрочного и бесплатного пользования 63 га для сельскохозяйственного использования и 15,2 га под строительство жилья, соцкультбыта и развития подсобного сельского хозяйства (т.2 л.д.1-5).

Факт предоставления подсобному хозяйству совхоза «Мелиоратор» в бессрочное (постоянное) пользование для ведения сельскохозяйственного производства 78 га земель, в том числе 39 га пастбищ и 39 га прочих несельскохозяйственных угодий, из них 22 га покрытых лесом, подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также экспликацией земель по состоянию на 01.11.1992 (т.1 л.д.27-32).

ЗАО «Ивановоинжсельстрой-1» зарегистрировано 11.09.2001 и является правопреемником ПСПЭО «Ивановомелиорация», ликвидированного 27.02.1991.

Из кадастровых паспортов земельных участков от 25.05.2016 №№ 37/301/16-124161 и 37/301/16-124110 (т.1 л.д.43-61) следует, что предоставленный в бессрочное постоянное пользование совхозу «Мелиоратор» земельный участок с кадастровым номером 37:05:011137:2 разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами 37:05:011137:69 и 37:05:011137:70.

29 сентября 2014 года между Управлением земельных отношений администрации Ивановского муниципального района (продавец) и ЗАО «Ивановоинжсельстрой-1» (покупатель) заключён договор № 121-2014 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 37:05:011137:69 и 37:05:011137:70, согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (т.1 л.д.124-126).

Участки переданы Обществу по акту приема-передачи от 19.12.2014; указанный выше договор зарегистрирован в установленном порядке, сведения о правах Общества на спорные земельные участки внесены в ЕГРП 27.01.2015 (т.1 л.д.128-129).

Распоряжением Правительства Ивановской области от 06.11.2009 № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков, входящих в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» лесоустроенные участки земель, ранее находившиеся во владении совхоза «Мелиоратор», отнесены к землям лесного фонда и включены в границы Ивановского лесничества.

Истец указывает, что участки лесного фонда Ивановского участкового лесничества с условным кадастровым номером 37-37-01/143/2009-325 (расположенный на землях бывшего ОАО «Пригородный») и с кадастровым номером 37:05:000000:309 (расположенный на землях бывшего ЗАО «Вергуза»), принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, имеют наложения на земельные участки ЗАО «Ивановоинжсельстрой-1» с кадастровыми номерами 37:05:011137:69 и 37:05:011137:70 соответственно.

Поскольку часть вышеуказанных земельных участков Общества покрыта защитными лесами и относится к землям лесного фонда, что следует из выписки из государственного лесного реестра по земельным участкам лесного фонда (т.3 л.д.99-103), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции установил, что совхозу «Мелиоратор» ПСПЭО «Ивановомелиорация» изначально в пользование предоставлялись, в том числе земли несельскохозяйственного назначения, следовательно, фактическая категория данных земель как земель сельскохозяйственного назначения определена неверно, то есть без учёта площади лесных земель. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу о том, что поскольку истребуемые истцом земельные участки заняты лесными насаждениями, то они образуют единый государственный лесной фонд, а значит, наличие зарегистрированного права собственности ответчика на спорные земельные участки (в части пересечения с землями лесного фонда) нарушает законное право истца, и требование Агентства о признании права отсутствующим (в части пересечения с лесными землями) и об истребовании частей лесных участков является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы жалобы Общества сводятся к утверждению того, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, были предоставлены заявителю в целях сельскохозяйственного использования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Статьёй 77 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизировано, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Согласно положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

В силу статьи 4 действовавших на момент предоставления в пользование земельного участка площадью 78 га правопредшественнику заявителя - совхозу «Мелиоратор» Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование, ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, части земельных участков, об истребовании которых заявлен настоящий иск, принадлежат ответчику на праве собственности и относятся к землям лесного фонда.

Доводы заявителя жалобы, согласно которым спорные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, основаны на сведениях государственного кадастра недвижимости, вместе с тем документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Таким образом, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку в материалы дела представлены доказательства отнесения спорных земельных участков (в части пересечения с землями лесного фонда) к землям лесного фонда, в том числе: выписка из государственного лесного реестра от 03.02.2017 (т.3 л.д.99-103, т.4 л.д.5), карта-схема расположения участка лесного фонда (т.3 л.д.104, т.4 л.д.4), таксационное описание Ивановского сельского участкового лесничества, выполненное Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства «Мослеспроект» в 2016 году (т.4 л.д.6-13), а также материалы инвентаризации земель подсобного хозяйства совхоза «Мелиоратор» 1989 года, выписки из дела «Об изъятии земельного участка у совхоза Орса северной железной дороги и предоставлении его совхозу «Мелиоратор»» и из дела «По предоставлению земельного участка совхоза «Кохомский» строительно - проектному объединению «Ивановомелиорация» для организации подсобного хозяйства (т.4 л.д.14-34), из которых усматривается нахождение на части участка с кадастровым номером 37:05:011137:69 (квартал 1 часть выдела 16 площадь 0,2 га, выдел 19 площадь 3,5 га, выдел 20 площадь 0,9 га, часть выдела 21 площадь 3,5 га, выдел 23 площадь 4,8 га, выдел 24 площадь 0,4 га, выдел 27 площадь 0,9 га, выдел 28 площадь 0,6 га, выдел 29 площадь 0,5 га, часть выдела 37 площадь 0,7 га, выдел 41 площадь 0,2 га) и участка с кадастровым номером 37:05:011137:70 (квартал 14 выдел 43 площадь 4,5 га) защитных лесов, а не лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о фактической категории рассматриваемых участков Общества – земли лесного фонда.

Таким образом, к правопредшественникам Общества в соответствии с действовавшим в тот период законодательством перешло право временного пользования земельным участком, входящим в государственный лесной фонд и являющимся федеральной собственностью, правом распоряжения которой органы местного самоуправления не наделены.

Доказательства обратного в материалы дела ответчиком не представлены.

При указанных обстоятельствах спорные земельные участки (в части пересечения с землями лесного фонда) выбыли из владения Российской Федерации помимо её воли, вследствие чего на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Оспаривая достоверность границ указанных истцом лесных участков, ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не заявил суду первой инстанции ходатайство о назначении по делу землеустроительной экспертизы с целью установления мест и площади наложения границ лесного фонда на принадлежащие ответчику земельные участки.

Иные доводы апелляционной жалобы признаются апелляционным судом несостоятельными и не влияющими на правильность принятого по делу судебного акта.

Принимая во внимание доказанность факта наложения лесных участков, указанных Агентством, на земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие Обществу, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2017 по делу № А17-7834/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Ивановоинжсельстрой-1» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

         Председательствующий              

А.В. Тетервак

         Судьи

С.Г. Полякова

А.Б. Савельев