ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-8093/20 от 12.07.2022 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-8093/2020

14 июля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е. ,

судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В. ,

при участии представителей

от заявителя: Хромова М.В. (доверенность от 10.11.2021) ,

от заинтересованного лица: Герасимова В.Г. (доверенность от 07.06.2022),

Малковой А.С. (доверенность от 07.06.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания «Навтекс»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022

по делу № А17-8093/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» (ИНН: 3703047618, ОГРН: 1133703000804)

о признании недействительным решения

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области

(ИНН: 370300543, ОГРН: 1043700430025,)

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» (далее – Общество, ООО «ХБК «Навтекс») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 13.07.2019 № 804 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в дате решения в отношении года ошибка, фактически дата решения – 13.07.2020).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 29.03.2022 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, введение в действие пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), устанавливающего дополнительные условия применения пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах, ухудшило положение плательщиков страховых взносов. Применение налоговым органом основных тарифов страховых взносов, предусмотренных статьей 425 НК РФ, в отношении выплат 341 работникам исходя из условий пункта 10.1 статьи 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») сделано с нарушением норм права, порядка их применения во времени и не мотивировано. Общество также просит исключить из мотивировочной части решения суда выводы, изложенные в абзацах 6, 8 и 9 на странице 11 судебного акта.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Инспекция в отзыве, дополнении к нему и ее представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.06.2022 до 16.06.2022.

В силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 16.06.2022 до 12.07.2022.

На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А и Шутиковой Т.В. на судей Бердникова О.Е., Забурдаеву И.Л., Когута Д.В.

Рассмотрение кассационной жалобы начато заново.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом 30.01.2020 расчета по страховым взносам за 2019 год и сделала вывод о необоснованном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

По результатам проверки Инспекция составила акт налоговой проверки от 25.05.2020 № 613 и приняла решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.07.2019 № 804 (фактически 13.07.2020).

Названным решением Обществу доначислено 5 578 273 рубля 75 копеек страховых взносов, 46 270 рублей 24 копейки пеней, применен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 13 870 рублей 37 копеек.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 03.09.2020 № 12-16/08294 решение Инспекции от 13.07.2020 № 804 утверждено.

Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ, положениями Федеральных законов № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 300-ФЗ), от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 473-ФЗ), от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 519-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат, начисляемых работающим на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, трудоустроенных с 03.08.2018.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В силу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 421 НК РФ).

В соответствии со статьей 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год (пункт 1). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В пункте 2 статьи 415 НК РФ установлены размеры тарифов страховых взносов.

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Законом № 473-ФЗ.

В пункте 10.1 статьи 427 НК РФ (введен Законом № 300-ФЗ, вступившим в силу 03.08.2018) предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 12 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что с 03.08.2018 все резиденты ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах (занятых в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР), а именно на рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР для целей реализации соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

В соответствии с Законом № 473-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 № 171 создана территория опережающего социально-экономического развития «Наволоки» на территории муниципального образования Наволокское городское поселение Кинешемского муниципального района Ивановской области.

Суды установили, и материалам дела не противоречит, что соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Наволоки» заключено Обществом 31.05.2018.

На основании названного соглашения Общество обязуется реализовать определенный инвестиционный проект, в пункте 3.5.5 соглашения предусмотрено создание не менее 425 новых рабочих мест.

Общество приобрело статус резидента ТОСЭР 20.06.2018.

В рассмотренном случае в расчете по страховым взносам за 2019 год пониженные тарифы страховых взносов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ применены Обществом в отношении выплат 1 400 работникам.

Налоговый орган отказал в применении пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат в пользу 341 работника, принятого на работу до 20.06.2018 (до даты приобретения Обществом статуса резидента ТОСЭР). Сведения об этих работниках отражены налоговым органом в приложении № 1, который является приложением к акту налоговой проверки.

Суды исследовали названное приложение и установили, что часть этих работников принята на работу до 20.06.2018 (до даты приобретения Обществом статуса резидента ТОСЭР).

Поскольку занятым на новом рабочем месте признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР (20.06.2018), и занято на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, а эти условия в отношении сведений по указанным работникам отсутствуют (трудовые договоры до 20.06.2018, рабочие места созданы до соглашения об осуществлении деятельности, доказательств создания отдельных вышеуказанных рабочих мест для исполнения соглашения не имеется), суды верно указали, что к соответствующим выплатам не имеется оснований применять пониженные тарифы страховых взносов.

Также в приложении № 1 указаны работники, принятые (переведенные) на работу после 20.06.2018.

Вместе с тем в отношении этих рабочих мест суды установили, что они имелись в штатном расписании ранее, в том числе за апрель 2018 года, то есть были созданы до соглашения об осуществлении деятельности, в связи с чем эти рабочие места не могут признаваться новыми, поэтому к соответствующим выплатам также нельзя применять пониженные тарифы страховых взносов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорные рабочие места не являются и не могут быть признаны новыми рабочими местами в целях применения пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, так как не соответствуют указанному в этом пункте понятию нового рабочего места, в связи с чем сделали правильный вывод о том, что в отношении выплат 341 работнику, указанному в приложении № 1, Общество необоснованно применило пониженные тарифы страховых взносов.

Ссылка Общества на то, что внесенные Законом № 300-ФЗ изменения в части условия о том, что применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, ухудшают положение плательщиков страховых взносов, признана судами несостоятельной поскольку, как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 № АКПИ19-935, для плательщиков страховых взносов, ставших резидентами ТОСЭР до вступления в силу Закона № 300-ФЗ, внесенные этим законом изменения в Кодекс не привели к ухудшению их положения, учитывая, что из положений статьи 13 Закона № 473-ФЗ, утвержденной формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР следует, для исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентами ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места (как до, так и после вступления в силу Закона № 300-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции рассмотрел довод Общества об исключении из мотивировочной части решения суда выводов, изложенных в абзацах 6, 8 и 9 на странице 11 судебного акта, и мотивированно отклонил. Суд апелляционной инстанции верно посчитал, что абзац 6 об отсутствии доказательств отнесения спорных рабочих мест к новым рабочим местам соответствует обстоятельствам дела, а выводы абзацев 8 и 9 не привели к принятию неправильного решения.

Апелляционный суд установил, что в деле не имеется доказательств, опровергающих занятость спорных работников в деятельности резидента ТОСЭР. Вместе с тем осуществление Обществом деятельности, соответствующей упомянутому соглашению, занятость всех работников в этой деятельности, неосуществление других видов экономической деятельности, не является основанием применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении спорной базы для исчисления страховых взносов, так как их применение предусмотрено только в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

На основании изложенного суды обоснованно признали правомерным доначисление Инспекцией страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений работникам Общества (341 человек), не признанным занятыми на новых рабочих местах.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу №  А17-8093/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания «Навтекс».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

И.Л. Забурдаева

Д.В. Когут