АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А17-8607/2020
25 апреля 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 07.09.2021),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 10.02.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021
по делу № А17-8607/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спектр» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от 03.08.2020 № 211
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спектр» (далее –
ООО «УК «Спектр», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее – Инспекция, налоговый орган) от 03.08.2020 № 211.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 решение суда отменено, заявленное Обществом требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 2, 5, 5.1 Закона Ивановской области от 24.11.2003 № 109-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 109-ОЗ). По его мнению, в рассматриваемом случае у Общества отсутствовало право на применение ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6 процента, поскольку у налогоплательщика имелась недоимка по страховым взносам. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона № 109-ОЗ свидетельствует о несоответствии Общества условию для применения спорной налоговой ставки.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Инспекции.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.04.2022 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «УК «Спектр» налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, результаты которой отразила в акте от 24.04.2020 № 1709.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6 процента, установленной Законом № 109-ОЗ.
По итогам проверки Инспекция приняла решение от 03.08.2020 № 211 об отказе в привлечении ООО «УК «Спектр» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанному решению Обществу доначислены 144 869 рублей налога на имущество организаций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 01.10.2020 № 12-16/09214 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО «УК «Спектр» не согласилось с решением Инспекции от 03.08.2020 № 211 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 372 – 374, 378.2, 380, 382 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 5.1 Закона Ивановской области от 24.11.2003 № 109-ОЗ «О налоге на имущество организаций», Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о законности решения налогового органа и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 17, 53, 56, 375 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая правовую позицию, приведенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2007 № 372-О-П, пришел к выводу о наличии у Общества правовых оснований для применения налоговой ставки в размере 1,6 процента при исчислении налога на имущество организаций за 2019 год, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное налогоплательщиком требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 375 НК РФ).
В пункте 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Ивановской области от 24.11.2003 № 109-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 109-ОЗ) налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В части 7 статьи 2 Закона № 109-ОЗ установлено, что налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на текущий налоговый период, устанавливается в следующих размерах: в 2015 – 2016 годах – 0,7 процента, в 2017 году – 1,0 процент, в 2018 году – 1,3 процента, в 2019 году – 1,6 процента, в 2020 году и последующие годы – 2,0 процента.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Ивановской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержден приказом Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 19.12.2018 № 92-П (далее – Перечень).
Суд установил, что Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 37:24:030502:219, расположенное по адресу: <...>. Указанное здание включено в Перечень на 2019 год (№ 314).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал правомерным применение Обществом налоговой ставки в размере 1,6 процента при исчислении налога на имущество организаций за 2019 год в соответствии с частью 7 статьи 2 Закона № 109-ОЗ.
Довод Инспекции о наличии у Общества недоимки по страховым взносам и, как следствие, несоответствие налогоплательщика условию для применения налоговой ставки в размере 1,6 процента в силу пункта 1 части 1 статьи 5.1 Закона № 109-ОЗ, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил на основании следующего.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 109-ОЗ, основанием для применения налогоплательщиками налоговой ставки, отличной от ставки, указанной в части 1 статьи 2 Закона № 109-ОЗ, является, в том числе, отсутствие недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу, подтвержденное соответствующим налоговым органом Ивановской области и органами соответствующих фондов, за исключением недоимки, являющейся предметом судебных разбирательств и (или) реструктурированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2007 № 372-О-П, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
В силу статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1); налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (пункт 2).
Как установлено в пункте 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка (наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком исчисления налога, порядком и сроками уплаты налога) является одним из элементов налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (пункт 1 статьи 17 НК РФ).
Таким образом, налоговая ставка, как обязательный элемент налогообложения, подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога – применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе, и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.05.2007 № 372-О-П, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика.
Следовательно, установление единой налоговой ставки в размере 1,6 процента в отношении имущества, включенного в Перечень на 2019 год, не является налоговой льготой в форме понижения налоговой ставки в смысле статей 17 и 56 НК РФ. В данном случае положения пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 109-ОЗ применению не подлежат.
С учетом изложенного, у Инспекции не имелось оснований для доначисления Обществу налога на имущество организаций за 2019 год. Заявленное ООО «УК «Спектр» требование удовлетворено правомерно.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о незаконности судебного акта суда апелляционной инстанции и не могут служить основанием для его отмены.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу № А17-8607/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Е. Бердников
Судьи
О.А. Шемякина
Т.В. Шутикова