АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А17-8755/2020
25 февраля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2022
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: ФИО1 – доверенность от 25.01.2022
от ответчика: ФИО2 доверенность от 27.12.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Иваново-Вознесенский Альянс» и акционерного общества «Кранбанк» в лице конкурсного управляющего – государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу № А17-8755/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Иваново-Вознесенский Альянс" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к акционерному обществу "Кранбанк" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамент развития информационного общества Ивановской области, Департамент финансов Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью "ИБТ",
о взыскании неосновательного обогащения,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Иваново-Вознесенский Альянс" (далее - истец, ООО "ИВА", Перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области к акционерному обществу "Кранбанк" в лице конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ответчик, АО "Кранбанк", Банк, заявитель) о взыскании 817 188 рублей неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 22.01.2021 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамент развития информационного общества Ивановской области, Департамент финансов Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью "Информационные Банковские Технологии".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2021 требования Перевозчика удовлетворены.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.09.2021 отменил решение Арбитражного суда Ивановской области и оставил иск без рассмотрения.
АКБ "Кранбанк" и ООО «ИВА» с принятым постановлением Второго арбитражного апелляционного суда не согласились, обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
АКБ «Кранбанк» считает выводы суда апелляционной инстанции о необходимости рассмотрения данного спора только в деле о банкротстве не согласуются с положениями статей 189.76, 189.83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» При этом иск ООО «ИВА» не подлежит удовлетворению, поскольку временный порядок организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области и возмещению перевозчикам затрат, связанных с организацией льготного проезда граждан, не применяется в случае отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций у организации, предоставляющей услуги по учету электронных денежных средств на лицевом счете социальной карты жителя Ивановской области. Клиенты Банка после отзыва лицензии утрачивают право распоряжаться денежными средствами со своих счетов, а остатки денежных средств, учтенные на банковских счетах, трансформируются в денежное требование клиента как кредитора банка, которое подлежит удовлетворению в порядке, установленном законодательством о банкротств. Соответственно, клиенты-физические лица, имеющие деньги на социальных картах (остатки электронных денежных средств), имеют право на включение в реестр требований кредиторов Банка в состав кредиторов 3-ей очереди на остатки денежных средств по состоянию на 13.12.2019.
ООО "ИВА" также не согласилось с оспариваемым постановлением. По мнению заявителя суд первой инстанции верно применил положения п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» к спорным правоотношениям, и применил к отношениям сторон нормы о неосновательном обогащении.
Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось судом кассационной инстанции до 11.02.2022. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18.02.2022.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы кассационных жалоб.
Иные участвующие по делу лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц при участии представителей заявителя жалобы.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом, между истцом ООО "Иваново-Вознесенский Альянс" (Получатель средств) и ответчиком АКБ "Кранбанк" (Банк) подписан договор банковского счета с получателем средств (юридическим лицом) от 30.10.2015 N 36-СК (далее - договор банковского счета), по условиям которого Банк обязался открыть Получателю средств счет N 40702810200000002761 и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание Получателя средств, в том числе зачислять на Счет Получателя средств денежные средства, поступающие в безналичном порядке, в том числе со счетов, открытых в Банке, для осуществления электронных денежных средств, а Получатель средств обязуется совершать операции по Счету и оплачивать услуги Банка в соответствии с тарифами Банка.
Дополнительным соглашением к договору банковского счета с Получателем средств от 30.10.2015 N 36-СК, стороны в соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-УГ "О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области, а также пунктом 3.15.2 Правил осуществления перевода электронных денежных средств АКБ "Кранбанк" (ЗАО) договорились о том, что Банк, на основании информации, полученной из ПАК, о совершенных с использованием неперсонифицированного электронного средства платежа (ЭСП) транзакциях по оплате проезда за период с 1 по 15 число календарного месяца производит авансовый платеж - перевод денежных средств расчетными (платежными) документами, сформированными в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, на общую сумму, соответствующую количеству транспортных услуг, оказанных владельцам ЭСП за указанный период в денежном эквиваленте, на расчетный счет Получателя средств, открытый в Банке в течение пяти дней после окончания указанного периода.
Согласно пункту 2.2 договора банковского счета денежные средства, поступившие для Получателя средств на корреспондентский счет Банка в Банке России или в другом банке-корреспонденте, подлежат зачислению на счет Получателя средств, не позднее дня, следующего за днем поступления в Банк документов, позволяющих однозначно установить, что получателем средств является Получатель средств и средства подлежат зачислению на Счет. Денежные средства, поступившие для Получателя средств со счетов по учету электронных денежных средств подлежат зачислению на счет Получателя средств, в порядке и в сроки, установленные пунктом 1.6 настоящего договора.
В соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-уг "Об организации льготного и бесплатного проезда по межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом отдельных категорий граждан, проживающих в Ивановской области" (далее - Указ) утвержден Порядок организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
Согласно пункту 3 Указа возмещение перевозчикам расходов, связанных с оказанием транспортных услуг, в размере 0,33 тарифа, являются расходами областного бюджета.
Во исполнение пункта 4 Указа между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и ООО "ИВА" заключены договоры на возмещение расходов, связанных с оказанием услуг по льготному проезду с использованием социальной карты жителя Ивановской области от от 09.01.2019 N ЛП 19-02-1/1-002, N ЛП 19-28-2-003, от 09.01.2021 N ЛП 20-02-1/1-002, N ЛП 20-28-2-003, в соответствии с условиями которых, перевозчик предоставляет транспортные услуги по льготному проезду граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области на пассажирском транспорте общего пользования и возмещение Департаментом расходов, связанных с оказанием данных услуг.
Между Департаментом развития информационного общества Ивановской области и ООО "Информационные Банковские технологии" заключен государственный контракт для обеспечения государственных нужд Ивановской области N 7/2019 по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области).
Между АО "Кранбанк" - оператором электронных денежных средств на 2019 и Департаментом развития информационного общества Ивановской области был заключен Государственный контракт N 2/2019 для обеспечения государственных нужд Ивановской области от 12.03.2019 по учету электронных денежных средств на лицевом счете социальной карты жителя Ивановской области, по учету количества услуг, оказанных транспортными организациями Ивановской области, по пополнению лицевого счета социальной карты жителя Ивановской области.
Приказом Банка России от 13.12.2019 N ОД-2851 полномочия исполнительных органов АО "Кранбанк" приостановлены с 13.12.2019, назначена временная администрация по управлению кредитной организацией, отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
31.12.2019 между АО "Кранбанк" и Департаментом развития информационного общества Ивановской области подписано Соглашение о расторжении Государственного контракта N 2/2019 от 12.03.2019 с 13.12.2019.
Актом сверки взаимных расчетов за период оказания услуг с 13.12.2019 по 31.03.2020 между ООО "ИБТ" и ООО "ИВА" сумма транзакций, учтенных через АО "Кранбанк" с использованием социальной карты жителя Ивановской области и не оплаченных в связи с отзывом лицензии у данной кредитной организации составила 817 188 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.03.2020 АО "Кранбанк" признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, функции конкурсного управляющего должника возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
29.06.2020 ООО "ИВА" направило в адрес ответчика претензию с требованием удовлетворить требование по неисполненным обязательствам.
Уведомлением от 28.07.2020 N 57к/69945 конкурсный управляющий "Агентство по страхованию вкладов" требование о погашении задолженности не признал.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Ивановской области, оставив иск без рассмотрения.
Рассмотрев кассационные жалобы на постановление суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правами и договором банковского счета.
В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
По пункту 8.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", после прекращения договора банковского счета приходные и расходные операции по счету клиента не осуществляются, за исключением операций, предусмотренных пунктом 8.3 настоящей Инструкции. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.
Последовательность процедур по организации льготного проезда предусмотрена в Порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-уг.
Согласно пункту 3.2.4. Порядка организации льготного проезда (в редакции, действующей в спорный период) оператор электронных денежных средств осуществляет перевод перевозчикам электронных денежных средств, внесенных льготополучателями для оплаты стоимости льготного проезда с использованием лицевого счета социальной карты жителя Ивановской области, в размере 0,67 тарифа.
В силу пункта 1 Положения о Социальной карте жителя Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 17.04.2008 № 71-П (действовавшем в период спорных отношений) социальная карта жителя Ивановской области – многофункциональная, персонифицированная пластиковая карта, которая выдана льготополучателю, зарегистрированному в регистре социальных карт.
Регистр социальных карт - информационный ресурс Ивановской области, содержащий информацию о выданных социальных картах, персональную информацию о держателях социальных карт и их правах на социальную поддержку, перечень видов и кодов социальной поддержки, а также информацию, необходимую для взаимодействия участников региональной системы социальных карт.
Держатель социальной карты - льготополучатель, получивший в установленном порядке социальную карту и использующий ее для подтверждения и реализации своих прав на социальную поддержку.
В силу пункта 4.2 указанного нормативного акта социальная карта является собственностью Ивановской области.
В проекте «Социальная карта» Банк выполнял функции оператора электронных средств в соответствии с положениями Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
На основании статьи 7 Федерального закона «О национальной платежной системе» при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.
Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счета или без использования банковского счета с учетом требований части 2.1 настоящей статьи.
Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств.
После получения денежных средств физических лиц, Банк с внутренних счетов по учету электронных денежных средств обязан перечислить в адрес перевозчиков денежные средства на основании договора банковского счета.
Согласно пункту 1.1. Указания Банка России от 05.07.2007 № 1853-У «Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией)» со дня отзыва у кредитной организации лицензии и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом или о ее ликвидации, кредитная организация, у которой отозвана лицензия прекращает операции по счетам клиентов.
Лицензия у АО «Кранбанк» отозвана 13.12.2019, несостоятельным (банкротом) Банк признан 24.03.2020.
С момента отзыва лицензии (13.12.2019) Банк перестал осуществлять функции оператора электронных денежных средств. При этом расторжения договора банковского счета не требовалось.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что граждане-льготополучатели воспользовались услугой и распорядились денежными средствами посредством прикладывания к терминалу и считывания социальной карты сделан при неправильном применении вышеуказанных норм права.
Кроме того, Банк не являлся организатором системы оказания мер социальной поддержки граждан, не выпускал социальные карты, не обслуживал их.
В силу статей 189.73, 189.83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования к кредитной организации, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным статьей 189.84 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73 - 189.101 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 189.83 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, за исключением текущих обязательств, предусмотренных статьей 189.84 настоящего Федерального закона, определяется на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По общим правилам законодательства о банкротстве денежные требовании к кредитной организации в процедуре банкротства по сроку возникновения делятся на реестровые (возникшие до отзыва лицензии 13.12.2019) и текущие (возникшие после отзыва лицензии).
Исковые требования Перевозчика основаны на акте сверки по состоянию на 01.05.2020 за период с 13.12.2019 по 31.03.2020 (т.1, л.д.17).
Поэтому выводы суда апелляционной инстанции о том, что спор подлежал рассмотрению только в деле о банкротстве, не согласуются с положениями статей 189.76, 189.83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Акт сверки составлен между Перевозчиком и ООО «ИБТ» (лицом, осуществляющим транзакции после отзыва лицензии у Банка). Представители АО «Кранбанк» при составлении акта не присутствовали.
С учетом изложенного постановление Второго арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать взаимоотношения сторон с учетом специфики программы «Социальная карта», установить порядок распоряжения денежными средствами держателями социальных карт и ограничения, обусловленные изменением правового режима деятельности АО «Кранбанк», связанными с отзывом лицензии. Дать оценку акту сверки, установить период возникновения и существо денежных обязательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1,2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу № А17-8755/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
Н.Н. Домрачева
И.Л. Забурдаева