ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-9484/16 от 04.07.2017 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-9484/2016

06 июля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года .      

Полный текст постановления изготовлен июля 2017 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Кононова П.И., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 07.06.2017, ФИО3, действующей на основании доверенности от 06.06.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобудепартамента социальной защиты населения Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.04.2017 по делу № А17-9484/2016, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,

по заявлению департамента социальной защиты населения Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федерального Казначейства по Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

департамент социальной защиты населения Ивановской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области (далее – ответчик, УФК по Ивановской области, Управление) от 13.10.2016 № 2.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя, выводы суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Департаментом обязанностей главного администратора (администратора) доходов, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (в денежном выражении – 5027314,46 рублей), а также неэффективном использовании средств в сумме 1376786,68 рублей являются необоснованными, основаны на неверном толковании норм материального права. Как указывает заявитель, в нормативных правовых актах отсутствует требование об обязательном софинансировании за счет бюджета субъекта Российской Федерации остатков субсидии прошлого года, используемых в текущем финансовом году. Департамент считает, что при оценке площади жилых помещений, предоставленных лицам из числа детей-сирот, неправомерно применена норма статьи 21 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Отмечает, что приведенный в акте проверки отчет не отражает реальной ситуации с установленными нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующих муниципальных образованиях Ивановской области. Указывает, что все жилые помещения, приобретенные за счет средств субвенции областного бюджета, источником формирования которой явились средства субсидии федерального бюджета, были предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, принцип целевого расходования средств соблюден в полном объеме. Из приведенных в представлении положений нормативных правовых актов, по мнению заявителя, не следует, какие именно нормы нарушены Департаментом.

Подробно позиция Департамента изложена в апелляционной жалобе и поддержана представителями Департамента в судебном заседании.

Управление представило письменный отзыв на жалобу, в котором опровергает заявленные в ней доводы, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов делаи установлено судом первой инстанции, с 18.07.2016 по 05.08.2016 на основании приказа Управления от 08.07.2016 № 164 с целью проверки соблюдения условий предоставления и использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» в 2015 году и первом квартале 2016 года УФК по Ивановской области проведена выездная плановая проверка Департамента.

В ходе проверки установлено, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статей 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее – Закон № 7-ЗО) Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.

С учетом положений статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Правила № 1203; действовали в период рассматриваемых отношений).

Согласно пункту 3 указанных Правил одним из условий предоставления названной субсидии является условие о наличии утвержденной государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет субсидии, согласованной в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, и предусматривающей мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственная программа), которые должны обеспечивать отсутствие либо ежегодное сокращение задолженности субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наличия у субъекта Российской Федерации такой задолженности на начало отчетного финансового года (подпункт «г»).

Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 № 393-п утверждена государственная программа Ивановской области «Социальная поддержка граждан Ивановской области».

В перечень подпрограмм на 2015 год указанной государственной программы входит подпрограмма «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2016 году – «Реализация государственной политики в интересах семьи и детей».

Объем ресурсного обеспечения подпрограммы на 2015 год составляет 68943,52 тыс. руб., из них: 48943,52 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 20000,00 тыс. руб. - средства областного бюджета; на 2016 год - 82340,10 тыс. руб., из них: 57638,10 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 24702,00 тыс. руб. - средства областного бюджета.

В период 2015 года между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ивановской области заключено соглашение от 25.06.2015 № 07.G22/240152 о предоставлениииз федерального бюджета бюджету Ивановской области субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 42861,1 тыс. руб. (в соответствии с расчетом к соглашению с субъектом Российской Федерации на предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 2015 год Ивановской области и значением показателя результативности использования субсидии из федерального бюджета – численность обеспеченных жильем соответствующей категории детей 64 человека), при условии того, что минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ивановской области на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, составляет 18381,9 тыс. руб. (л.д.83-93).

В течение 2015 года в бюджет Ивановской области поступили денежные средства в сумме 48943,52 тыс. руб., в том числе по условиям соглашения от 25.06.2015 № 07.G22/240152 в размере 42861,1 тыс. руб. Подтвержденные остатки субсидии предыдущего 2014 года составили общую сумму 6052,41 тыс. руб.

В ходе проверки Управлением произведен анализ использованияв муниципальных образованиях средств выделенной из федерального бюджета в 2015 году субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В частности ответчиком установлено, что при приобретении 18 квартир превышена расчетная сумма стоимости приобретения жилых помещений на одного человека, предусмотренная пунктом 6 Правил № 1203, Методикой, утвержденной Законом № 7-ОЗ, в результате чего излишне использовано средств субсидии из федерального бюджета в общей сумме 5027314,46 руб.

Также установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 21 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» (далее – Закон № 50-ОЗ) норма предоставления площади жилого помещения на человека (не более 33 кв. м.) превышена при приобретении 5 жилых помещений, что повлекло дополнительные расходы на общую сумму 884351,94 руб.

При приобретении 9 жилых помещений превышен установленный норматив стоимости квадратного метра общей площади (29090 руб.), в связи с этим дополнительные расходы составили 492434,74 руб.

По результатам анализа аукционной документации, размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru, Управление установило, что сформированная  муниципальными образованиями аукционная документация позволяла    приобретать  квартиры по завышенной стоимости  и (или) площади. 

Принимая во внимание указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что в результате ненадлежащего контроля со стороны Департамента, являющегося главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлен межбюджетный трансферт – субсидия, выделенная из федерального бюджета бюджету Ивановской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, допущено нецелевое  расходование  бюджетных средств в сумме 5027314, 46 руб., а также допущено неэффективное использование бюджетных средств (без достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)) в сумме 1376786,68 руб.

Также в ходе проверки по результатам анализа Отчета «Об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также о достижении значений показателей результативности указанных субсидий»  по состоянию на 01 января 2016 по форме КФД 503828, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2015 № 400 (далее – форма по  КФД 503828) Управлением установлено, что показатель «Эффективность использования субсидии, в %» (раздел 3 строка «010»), рассчитываемый по отношению к показателю соглашения от 25.06.2015 № 07.G22/240152,  завышен. Фактически за счет финансового обеспечения, предусмотренного данным соглашением, этот показатель составил 93,75%. 

Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.08.2016 (л.д.32-56).

13.10.2016 Управлением в адрес Департамента выдано представление № 2,в котором ответчиком изложены выявленные по результатам проверки нарушения (л.д.13-17)

В пункте 1 представления от 13.10.2016 № 2 УФК по Ивановской области указало на ненадлежащее исполнение Департаментом обязанностей главного администратора (администратора) доходов, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, которому предоставлена субсидия из федерального бюджета на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» в 2015 году и в первом квартале 2016 года, повлекшее негативные последствия при расходовании указанных средств в муниципальных образованиях, получивших данные средства на выполнение переданных государственных полномочий.

Нарушение в денежном выражении составило 5 027 314 руб. 46 коп.

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): статьи 158, 160.1 БК РФ, пункт 6 Правил № 1203, Закон № 7-ОЗ.

В соответствии с пунктом 2 представления от 13.10.2016 № 2 Департаментом допущено неэффективное использование бюджетных средств, направленных на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, выразившееся в недостижении наилучшего результата (количества обеспеченных специализированным жильем лиц, установленной категории) с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Нарушение в денежном выражении составило 1 376 786 руб. 68 коп.

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): статья 34, пункт 1 статьи 158  БК РФ, статья 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункт 5 статьи 21 Закона № 50-ОЗ.

В пункте 3 представления от 13.10.2016 № 2 Управление указало на факт предоставления Департаментом недостоверных сведений в отчете по форме КФД 503828 – завышен показатель (%) «Эффективность использования субсидии».

Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи): пункт 1 статьи 158 БК РФ, пункт 10 Правил № 1203.

В итоговой части представления от 13.10.2016 № 2 УФК по Ивановской области указало Департаменту на необходимость рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней, представить Управлению информацию о результатах исполнения представления.

Не согласившись с данным представлением, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных ст. 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого представления недействительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Законность оспариваемого представления оценивается арбитражным судом на момент его выдачи.

Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ  объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1); органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (пункт 2).

В силу пункта 2 статьи 268.1 БК РФ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания.

Пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ определено, что представление органа государственного (муниципального) финансового контроля представляет собой документ, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения, информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, орган государственного финансового контроля вправе выдать субъекту бюджетных правоотношений представление в случае установления в его действиях (бездействии) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Оценивая законность пункта 1 представления УФК по Ивановской области от 13.10.2016 № 2, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пункт 1); по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 10).

В силу пункта 1 статьи 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по представлению сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Из материалов настоящего дела следует, что в 2015 году Ивановской области из федерального бюджета предоставлен межбюджетный трансферт – субсидия на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» госпрограммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» в размере 48 943 520 руб., в том числе по соглашению от 25.06.2015 № 07.G22/240152, заключенному Министерством образования и науки Российской Федерации с Правительством Ивановской области, в сумме 42 891 100 руб., а также подтвержденные остатки субсидии предыдущего 2014 года в сумме 6 052 410 руб.

Расходные обязательства Ивановской области на 2015 год утверждены Законом Ивановской области от 26.12.2014 № 116-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в сумме 68 943 520 руб., из них: средства федерального бюджета составили 48 943 520 руб.; средства областного бюджета - 20 000 000 руб.

В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2015 год, утвержденной Законом Ивановской области от 26.12.2014 № 116-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», бюджетные ассигнования в сумме 68 943 520 руб. на реализацию комплекса мероприятий для предоставления жилых помещений детям-сиротам предусмотрены Департаменту как главному распорядителю средств областного бюджета.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1203 расчет размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, производится с учетом следующих показателей:

- численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;

- средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, на III квартал текущего финансового года (Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.07.2014 № 387/пр средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Ивановской области на III квартал текущего финансового года утверждена в размере 29090 руб.);

- социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. метров.

Соответственно, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ивановской области, составил 959970 руб. (33 кв. м х 29090 руб. за 1 кв. м.) на 1 человека, подлежащего обеспечению жилым помещением.

Исходя из положений статьи 8.1 Закона № 7-ОЗ, Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.

Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год.

Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к настоящему Закону.

В соответствии с Методикой, утвержденной Законом № 7-ЗО, общий объем субвенции бюджетам городских округов, поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот определяется с учетом следующих показателей:

- численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании;

- социальной нормы жилья в размере 33 кв. метров;

- норматива средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденного на II полугодие года, предшествующего планируемому, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.07.2014 № 387/пр норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на II полугодие 2014 года утвержден в размере 35 915 руб.).

Таким образом, субсидия из федерального бюджета предоставлена бюджету Ивановской области из расчета норматива стоимости 1 кв. метра жилья – 29 090 руб., расчет субвенций муниципальным образованиям Ивановской области осуществлялся исходя из норматива стоимости 1 кв. метра жилья - 35 915 руб., что повлекло в результате применения различных нормативов стоимости 1 кв. метра жилья возникновение разницы.

В ходе проверки Управлением установлено, что ресурсное обеспечение указанной разницы, образовавшейся в результате применения различных нормативов стоимости 1 кв. метра жилья, в бюджете Ивановской области не предусмотрено.

По результатам анализа использования средств субсидии, выделенной из федерального бюджета в 2015 году, Управление установило, что на приобретение 18 квартир превышена расчетная сумма стоимости приобретения жилых помещений на одного человека, предусмотренная пунктом 6 Правил № 1203, Методикой, утвержденной Законом № 7-ОЗ. По нормативу следовало использовать средства субсидии из федерального бюджета в размере 17 279 460, 00 руб. (18 квартир x 33 кв. м. x 290 90  руб.), фактически использовано 22 306 774, 46 руб., в результате чего излишне использовано средств субсидии из федерального бюджета в общей сумме 5 027 314, 46 руб. (22 306 774, 46 - 17 279 460, 00).

Таким образом, Департаментом как главным распорядителем бюджетных средств в нарушение требований пункта 1 статьи 158 БК РФ не обеспечено соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении Правилами № 1203, Методикой, утвержденной Законом № 7-ОЗ.

Факт наличия изложенных в пункте 1 представления от 13.10.2016 нарушений со стороны Департамента при использовании субсидии из федерального бюджета на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, установлен судом первой инстанции и подтверждается совокупностью представленных в материалы настоящего дела доказательств.

Оснований для иных выводов из материалов настоящего дела не имеется.

Оценивая законность пункта 2 представления УФК по Ивановской области от 13.10.2016 № 2, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации, среди прочего основана на принципе эффективности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии со статьей 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в государственных   образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 7-ОЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области.

Пунктом 4 статьи 8 Закона № 7-ОЗ предусмотрено предоставление указанным категориям граждан жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенных положений, общая  площадь предоставляемого жилого помещения не может превышать максимальный размер нормы предоставления площади жилого помещения, установленный по субъекту Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 21 Закона № 50-ОЗ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается не менее 14 квадратных метров общей площади жилья на человека: 33 квадратных метров на одиноко проживающего человека.

Судом первой инстанции установлено и материалами настоящего дела подтверждается, что за счет средств выделенной из федерального бюджета субсидии в 2015 году приобретено 5 жилых помещений  с  превышением нормы предоставления площади жилого помещения на человека (33 кв. м.), что повлекло дополнительные расходы на общую сумму 884 351,94 руб.

При приобретении 9 жилых помещений превышен установленный норматив стоимости квадратного метра общей площади (29 090,00 руб.), в связи с этим дополнительные расходы составили 492434,74 руб.

В целях достижения показателя результативного использования субсидии приобретение других жилых помещений осуществлялось по заниженным нормативам площади (приобретались жилые помещения общей площадью от 21,2 кв. м.) с учетом сложившейся рыночной стоимости квартир в муниципальных образованиях ниже среднего уровня по региону; дети-сироты, которым предоставлялись жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений, были поставлены в неравные условия (одному человеку могло быть предоставлено жилое помещение площадью 54,3 кв. м.,  другому – 21,2 кв. м.).

Показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета (64 человека) не достигнут, при этом средства федерального бюджета использованы не в полном объеме (остаток субсидии 2015 года составил 7 822 200 руб.).

По результатам анализа размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru аукционной документации на приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот Управление установило, что в нарушение требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при анализе рынка сопоставлялись жилые помещения, имеющие различные характеристики по площади. Кроме того, в описании объекта закупки его технические характеристики по площади содержали диапазон от 20 до 40 кв. м. (<...>), либо не менее 14 кв. м. (<...>) при неизменной начальной максимальной цене контракта.

Как справедливо указано судом первой инстанции, при таких обстоятельствах документация о закупке создавала значительное преимущество продавцу жилого помещения наименьшей площади, поскольку при неизменной цене контракта возможно приобретение жилого помещения минимальной площади, что позволяло приобретать квартиры по завышенной стоимости и (или) площади.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неэффективном использовании Департаментом бюджетных средств, направленных на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, - без достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) в сумме 1 376 786,68 руб. (884 351,94+492 434,74).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности нарушения Департаментом как главным распорядителем средств бюджета требований бюджетного законодательства, изложенного в пункте 2 оспариваемого представления, является обоснованным. 

Оценивая законность пункта 3 представления УФК по Ивановской области от 13.10.2016 № 2 о предоставлении Департаментом недостоверных сведений в отчете по форме КФД 503828, в части завышения показателя (%) «Эффективность использования субсидии», суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

Пунктом 10 Правил № 1203 установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидий по форме, в порядке и сроки, которые установлены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Указанные Формы отчета и Порядок предоставления отчета утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2015 № 400.

В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка представления отчета показатель «Эффективность использования субсидии, в %» (раздел 3 строка 010) определяется как процентное соотношение фактического значения показателя результативности использования субсидии, достигнутого субъектом Российской Федерации на конец отчетного квартала (года) (показатель указан в графе 4 по строке 041 раздела 2) к значению показателя результативности использования субсидии, предусмотренному Соглашением (показатель указан в графе 3 по строке 010 раздела 3).

Согласно пункту 3.4.6 соглашения о предоставлении субсидии от 25.06.2015 №07.G22.24.0152 плановое значение показателя результативности использования субсидии – численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2015 году – 64 человека (л.д.83-93).

Аналогичные данные отражены в отчете Департамента по состоянию на 01.01.2016 (графа 3 по строке 010 раздела 3 (л.д.57-59)).

В графе 4по строке 041раздела 2 указывается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, нарастающим итогом с начала текущего (отчетного) года.

Из материалов настоящего дела следует и Департаментом по существу не оспаривается, что количество обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот в течение 2015 года составило 68 человек, при этом из них 5 человек обеспечены жильем за счет муниципального жилищного фонда.

Соответственно, за счет средств субсидии федерального бюджета жильем обеспечено 63 человека.

Между тем предметом рассматриваемого отчета является осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, следовательно, для определения эффективности использования субсидии не могут учитываться показатели, достигнутые за счет других источников.

Таким образом, в нарушение изложенных положений Департаментом необоснованно указаны в числе показателя«Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями» 5 человек, обеспеченные жильем за счет муниципального жилищного фонда, что повлекло завышение показателя эффективности использования субсидии.

Факт наличия вменяемого пунктом 3 оспариваемого представления Департаменту нарушения требований бюджетного законодательства вопреки позиции заявителя ответчиком доказан.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Управление правомерно выдало в адрес заявителя оспариваемое представление от 13.10.2016 № 2. Представление направлено на устранение допущенных заявителем нарушений требований законодательства в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое представление принято уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы заявителя, однако они не влияют на законность оспариваемого судебного акта.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, жалобу Департамента - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.04.2017 по делу №А17-9484/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента социальной защиты населения Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

ФИО4

ФИО1