610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-9765/2021 |
24 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Бычихиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 20.04.2022; представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.05.2022,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело № А17-9765/2021
по заявлению Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ИНН<***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным пункта 1 представления,
установил:
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области о признании недействительным пункта 1 представления от 09.07.2021.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.03.2022 по делу № А17-9765/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Департамент в апелляционной жалобе указал, что судом и казначейством не установлены обстоятельства, необходимые для предъявления требования о возврате иного межбюджетного трансферта: неиспользование целевого трансферта в течение финансового года, неустранение нарушения до 1 апреля следующего года; наличие требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, направленного Губернатору Ивановской области. Заявитель полагает, что суд не применил подлежащие применению нормы материального права, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 21.09.2019 № 1237 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ в рамках реализации проектов по созданию производств оборудования, необходимого для проведения гидравлического разрыва пласта» (далее – Правила № 1237), части 1 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Департамент также считает необоснованным отождествление таких понятий как реализация проекта и приемка работ подрядчика. Как отмечает заявитель, о реализации проекта свидетельствует отчет, утвержденный Губернатором Ивановской области от 11.12.2020, приемка работ подтверждается актами по форме КС-2 и справками КС-3. Кроме того Департамент полагает, что пункт 6.1.7 соглашения представляет собой ответственность за нарушение обязательства – неустойку за неисполнение обязательства; в таком случае возврат денежных средств в бюджет происходит в исковом порядке. По мнению Департамента, дело рассмотрено судом с ненадлежащим кругом лиц, чьи права и интересы затрагиваются вынесенным судебным решением. Заявитель полагает, что к участию в деле должны быть привлечены муниципальное казенное учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (далее – Учреждение, МКУ «ГУС»), получившее бюджетные средства, и администрация г.о. Кинешма, осуществившая бюджетное финансирование Учреждения. Кроме того жалоба содержит довод о рассмотрении арбитражным судом дела в незаконном составе суда.
Также в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства». Учреждение полагает, что изложенные в решении суда выводы напрямую влияют на права и законные интересы МКУ «ГУС» как муниципального заказчика.Учреждение указывает, что арбитражный суд не применил нормы материального права, содержащиеся в части 1 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. МКУ «ГУС» ссылается на то, что документация об электронном аукционе на выполнение работ «Благоустройство площади Революции в г. Кинешма Ивановской области» содержала сроки завершения работы – с даты заключения контракта до 15.12.2020. Учреждение полагает, что оно как муниципальный заказчик не имело юридических механизмов для изменения заключенного контракта. Из апелляционной жалобы следует, что работы на объекте завершены 30.11.2020, уведомление о завершении работ на объекте направлено в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом Департамента от 01.12.2020.
Управление в отзыве на апелляционные жалобы указало на отсутствие оснований для освобождения Департамента от возврата средств иного межбюджетного трансферта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 05.05.2022, 12.05.2022 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06.05.2022, 13.05.2022 соответственно в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемого судебного акта, установленных пунктами 1, 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится соответствующее определение.
Определением от 14.06.2022 Второй арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела № А17-9765/2021 по заявлению Департамента строительства и архитектуры Ивановской области к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области о признании недействительным пункта 1 представления от 09.07.2021 по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию городского округа Кинешма (далее - Администрация), муниципальное казенное учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (далее – Учреждение, МКУ «ГУС»). Судебное разбирательство назначено на 19.07.2022.
19.07.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью по причине нахождения в отпуске дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Волкову С.С., рассмотрение дела начато сначала.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено на 14 ч 30 мин 22.08.2022.
22.08.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судей Волковой С.С., Кононова П.И. в рассмотрении настоящего дела произведена их замена на судей Ившину Г.Г. Бычихину С.А., после замены судей рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании с применением систем веб-конференции представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
По ходатайству Департамента в материалы дела приобщено письмо Минстроя России от 09.06.2022 № 268-ЮТ/16.
Администрация в отзыве на заявление настаивает на отсутствии у Департамента, Администрации г.о. Кинешма, МКУ «ГУС» возможности изменения заключенного контракта с заказчиком. Также Администрация полагает, что с учетом Правил № 1237 на дату вынесения спорного представления обязанность по возврату денежных средств у Департамента отсутствовала. В отзыве указано, что к 31.12.2020 реализация проекта полностью завершена, и достигнут показатель, установленный приложением № 1 к соглашению от 07.10.2019.
МКУ «ГУС» также представило отзыв на заявление Департамента, в котором указало, что нарушение срока выполнения работ на объекте не превысило трех месяцев.
В судебном заседании представители заявителя и УФК по Ивановской области поддержали занятую по делу правовую позицию.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Администрация и Учреждение заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Как следует из материалов дела, 26.07.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ивановской области заключено соглашение № 069-17-2019-083 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - ИМБТ) (т.1 л.д.63-66).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения от 26.07.2019 уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта Российской Федерации возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения, является Департамент.
Пунктами 4.3.1 и 4.3.6.3 Соглашения от 26.07.2019, Ивановская область (Департамент) обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления ИМБТ, указанных в пункте 3.2 соглашения, а также обеспечить соблюдение муниципальным образованием - победителем конкурса, Графика.
Пунктом 13 Графика, утвержденного Губернатором Ивановской области ФИО3 06.06.2019, и согласованным Минстроем России, определены сроки выполнения мероприятия «Выполнение работ по реализации проекта»: с 11.05.2020 по 15.12.2020 (т.1 л. д. 78).
Дополнительным соглашением от 29.06.2020 № 2 к Соглашению от 26.07.2019 в Соглашение был введен пункт 6.1.7, в соответствии с которым, в случае нарушения предусмотренных Графиком сроков выполнения работ по реализации проекта, в том числе отдельных мероприятий Графика, более чем на 3 месяца, средства ИМБТ подлежат возврату в федеральный бюджет (т.1 л. д. 86).
Кроме того, были внесены изменения в пункты 13 и 14 Графика и утверждены новые сроки окончания выполнения работ по реализации проекта - до 01.09.2020 (т.1 л.д.91).
07.10.2019 Департаментом с победителем конкурса - муниципальным образованием (администрацией городского округа Кинешма) заключено соглашение № 24705000-1-2019-005 о предоставлении ИМБТ в 2019 г. в размере 85 000 000 рублей (т.1 л.д.93-96).
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения от 07.10.2019 муниципалитет обязуется соблюдать согласованный Минстроем России График согласно приложению № 6 к указанному соглашению.
Дополнительным соглашением от 22.05.2020 внесены изменения в Соглашение № 24705000-1-2019-005, а именно: ИМБТ выделялся в следующем размере: в 2019 г. - 3 800 000 рублей и в 2020 г. - 81 200 000 рублей. Кроме того, внесены изменения в График (срок окончания выполнения работ по реализации проекта - до 01.09.2020) (т.1 л.д.103, 107).
Пунктом 4.3.11 Соглашения от 07.10.2019 на администрацию городского округа Кинешма возложена обязанность обеспечить возврат иного межбюджетного трансферта в полном объеме в случае нарушения срока реализации проекта по созданию комфортной городской среды.
В силу пункта 3 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования «Городской округ Кинешма» (принят решением Кинешемской городской Думы от 26.07.2005 № 67/397) в целях решения вопросов местного значения городского округа Кинешма органы местного самоуправления городского округа Кинешма обладают полномочиями, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
МКУ «ГУС», учредителем которого является администрация городского округа Кинешма, заключило с ООО «Дорожно-Строительная компания - 7» муниципальный контракт от 20.12.2019 № 39/3258, предметом которого было выполнение работ в соответствии с проектной документацией и техническим заданием по благоустройству площади Революции г. Кинешма Ивановской области (т.1 л.д.109-114).
Соглашением от 15.12.2020 муниципальный контракт от 20.12.2019 №39/3258 расторгнут.
С целью реализации проекта по благоустройству площади Революции в г. Кинешма и завершении всех работ по проекту МКУ «ГУС» заключило ряд договоров с иными организациями всего на сумму 8 165 225,23 рублей (т.2 л.д.12-28).
В соответствии с приказом от 19.04.2021 № 138 «О назначении плановой выездной проверки в Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области» в период с 22.04.2021 по 22.05.2021 должностными лицами УФК в отношении Департамента проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Проверяемый период: 2020 год - истекший период 2021 года.
Результаты проверки оформлены актом от 26.05.2021 (т. 1 л.д.35-62).
По результатам контрольного мероприятия в адрес Департамента выдано оспариваемое представление от 09.07.2021 № 33-23-24/2640 с требованием осуществить возврат средств в размере 10 391 366,53 рублей на счет Минстроя России в срок до 01.12.2021. Необходимость возврата обусловлена пунктом 6.1.7 Соглашения от 26.07.2019 в связи с которым потраченные после истечения 3 месяцев со дня окончания срока выполнения работ по реализации проекта денежные средства, подлежали возврату в федеральный бюджет.
Полагая, что представление Управления не соответствует закону и нарушает права заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 3 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Исходя из положений пункта 2 статьи 269.2 БК РФ, при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органы внутреннего государственного финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 №237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов для реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения конкурса.
В силу пункта 34 Правил № 237 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.
В соответствии с подпунктом «и (2)» пункта 34 Правил № 237 (в редакции от 29.01.2020 № 64) в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусматривается ответственность субъекта Российской Федерации в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ по реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса более чем на 3 месяца.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 843-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» Ивановской области выделено 274 000 000 рублей.
26.07.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ивановской области было заключено соглашение № 069-17-2019-083 (далее - Соглашение №069-17-2019-083) о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - ИМБГ) (т.1 л.д.63-66).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения № 069-17-2019-083 уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта Российской Федерации возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения № 069-17-2019-083, является Департамент.
Согласно пункту 3.2 Соглашения № 069-17-2019-083 ИМБТ предоставляется при условии: а) наличия решения конкурсной комиссии о признании муниципального образования победителем конкурса; б) наличия согласованного Минстроем России и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации графика выполнения мероприятий муниципальным образованием - победителем конкурса (далее - График).
Пунктами 4.3.1 и 4.3.6.3 Соглашения № 069-17-2019-083, Ивановская область (Департамент) обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления ИМБТ, указанных в пункте 3.2 Соглашения, а также обеспечить соблюдение муниципальным образованием - победителем конкурса, Графика.
Пунктом 13 Графика, утвержденного Губернатором Ивановской области ФИО3 06.06.2019, и согласованным Минстроем России, определены сроки выполнения мероприятия «Выполнение работ по реализации проекта»: с 11.05.2020 по 15.12.2020 (т.1 л. д.78).
Дополнительным соглашением № 2 от 29.06.2020 к Соглашению № 069-17-2019-083 в Соглашение был введен пункт 6.1.7, в соответствии с которым, в случае нарушения предусмотренных Графиком сроков выполнения работ по реализации проекта, в том числе отдельных мероприятий Графика, более чем на 3 месяца, средства ИМБТ подлежат возврату в федеральный бюджет (т.1 л. д. 86).
Кроме того, были внесены изменения в пункты 13 и 14 Графика и утверждены новые сроки окончания выполнения работ по реализации проекта - до 01.09.2020.
Департаментом с победителем конкурса - муниципальным образованием (Администрацией городского округа Кинешма) заключено соглашение от 07.10.2019 № 24705000-1-2019-005 о предоставлении ИМБТ в 2019 г. в размере 85 000 000 рублей (т.1 л.д.93-96).
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения № 24705000-1-2019-005 муниципалитет обязуется обеспечить завершение реализации проекта по созданию комфортной городской среды не позднее 31 декабря года, следующего за годом подведения итогов конкурса.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения № 24705000-1-2019-005 муниципалитет обязуется соблюдать согласованный Минстроем России График согласно приложению № 6 к указанному соглашению.
В силу пункта 4.3.11 Соглашения оглашения № 24705000-1-2019-005 муниципалитет обязуется обеспечить возврат иного межбюджетного трансферта в полном объеме в случае нарушения срока реализации проекта по созданию комфортной городской среды.
Дополнительным соглашением от 22.05.2020 были внесены изменения в Соглашение № 24705000-1-2019-005, а именно: ИМБТ выделялся в следующем размере: в 2019 году - 3 800 000 рублей и в 2020 году - 81 200 000 рублей. Кроме того, были внесены изменения в График (срок окончания выполнения работ по реализации проекта - до 01.09.2020 (т.1 л.д.103, 107).
МКУ городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (далее - МКУ «ГУС») заключило с ООО «Дорожно-строительная компания - 7» муниципальный контракт № 39/3258 от 20.12.2019, предметом которого было выполнение работ в соответствии с проектной документацией и техническим заданием по благоустройству площади Революции г. Кинешма Ивановской области. Начальная максимальная цена контракта составляла 75 102 155,08 рублей. Срок выполнения работ - с даты заключения контракта до 15.12.2020 (т.1 л.д.109-114).
Соглашением от 15.12.2020 муниципальный контракт № 39/3258 от 20.12.2019 расторгнут. Стоимость выполненных работ по благоустройству площади Революции в г. Кинешма составила 69 025 346,68 рублей (т.1 л.д.125).
Материалами проверки было установлено, что за пределами 3 месяцев срока окончания выполнения работ (01.09.2020), были выполнены работы стоимостью 2 226 141,30 рублей, что подтверждается актами формы КС-2 от 07.12.2020 (т.1 л.д.126-149, т.2 л.д.1-10). Принятые по названным актам работы оплачены платежным поручением от 15.12.2020 № 607835 (т.2 л.д.11).
С целью реализации проекта по благоустройству площади Революции в г. Кинешма и завершении всех работ по проекту МКУ «ГУС» заключило ряд договоров с иными организациями всего на сумму 8 165 225,23 рублей (т .2 л.д.12-28). Договоры заключались в декабре 2020 после окончания предельного срока (01.09.2020) выполнения работ по реализации проекта.
Работы по данным договорам на объекте по реализации проекта «Благоустройство площади Революции в г. Кинешма» велись до 28.12.2020, что подтверждается актами ф.КС-2.
Таким образом, работы на объекте «Благоустройство площади Революции в г.Кинешма стоимостью 10 391 366,53 рублей (2 226 141,30 + 8 165 225,23), произведены после истечения 3 месяцев со дня окончания срока выполнения работ по реализации проекта, установленного Графиком и денежные средства по их оплате, в соответствии с пунктом 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-083, подлежали возврату в федеральный бюджет.
В этой связи подлежат отклонению доводы Департамента о завершении работ по реализации проекта 30.11.2020 , поскольку в силу положений пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, следовательно, работы на сумму 10 391 366,53 рублей считаются выполненными не ранее 07.12.2020.
Ссылка Департамента на положения пункта 36.1 Правил № 237, статьи 242 БК РФ подлежит отклонению, поскольку заявителю в вину не вменено недостижение на дату 31.12.2020 значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, в оспариваемом пункте представления от 09.07.2021 Управление указало на нарушение Департаментом Графика мероприятий более чем на три месяца.
Кроме того положения пункта 36.1 Правил № 237 введены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2317, то есть после возникновения спорных правоотношений.
Довод Департамента об отсутствии оснований для возложения на заявителя обязанности вернуть в федеральный бюджет денежные средств с учетом положений Постановления № 2317 подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 2 Постановления № 2317 Правительство Российской Федерации постановило приостановить до 1 января 2022 года действие подпункта «и(2)» пункта 34 Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 237 «Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды».
При этом пунктом 3 Постановления № 2317 предусмотрено, что пункт 2 настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года.
На основании статьи 132.1 БК РФ предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашений и дополнительных соглашений к указанным соглашениям, предусматривающих внесение в них изменений или их расторжение.
В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора Соглашение от 26.07.2019 № 069-17-2019-083 вступило в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению (пункт 7.2 соглашения).
Таким образом, Соглашение № 069-17-2019-083 вступило в силу 26.07.2019, следовательно, права и обязанности сторон по данному Соглашению возникли 26.07.2019, то есть рассматриваемые правоотношения возникли до 01 января 2020 года.
В соответствии с положениями статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Однако заключение сторонами дополнительного соглашения не является новым договором, а лишь дополняет (изменяет) условия ранее заключенного соглашения в части определения графика исполнения обязательств.
Следовательно, пункт 2 Постановления № 2317 о приостановлении действия подпункта «и (2)» пункта 34 Правил № 237 не распространяется на правоотношения, связанные с исполнением Соглашения № 069-17-2019-083.
Довод Департамента о том, что Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена возможность изменения существенных условий заключенного контракта в связи с изменением условий соглашения, подлежит отклонению. В рассматриваемом случае на Департамент как на лицо, ответственное за исполнение соглашения №069-17-2019-083, положения Закона о контрактной системе не распространяются.
В то же время при наличии подписанного уполномоченными лицами и не оспоренного в суде дополнительного соглашения от 29.06.2020, суд оценивает наличие состава бюджетного нарушения, в том числе исходя из условий такого дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 09.07.2021 № 33-23-24/2640 не имеется.
Ссылка Департамента на письмо Минстроя России от 09.06.2022 № 268-ЮТ/16 подлежит отклонению, так как оно не является нормативным правовым актом и по существу является частной позицией государственного органа; содержащиеся в письме разъяснения не могут рассматриваться судом в качестве общеобязательных предписаний.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлены предусмотренные пунктами 1, 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловные основания для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Департамент (плательщик ФИО4) уплатил за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 3 000 рублей, плательщику надлежит вернуть излишне плаченную государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 4 статьи 270, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.03.2022 по делу № А17-9765/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 09.07.2021 № 33-23-24/2640 отказать.
Возвратить ФИО4 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 21.04.2022 (операция № 25).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | Г.Г. Ившина С.А. Бычихина |