Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 145, Чита, 672007, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-10749/2023
04 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу №А19-10749/2023 по заявлению акционерного общества «Оборонпромкомплекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об изменении постановления от 17.05.2023 № 229-23,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Акционерное общество «Оборонпромкомплекс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об изменении постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 17.05.2023 №29-23 в части назначения административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 10 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке, оспорив применение судом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Должностным лицом Отдела статистики рыночных услуг, науки, инноваций, цен и финансов на имя руководителя составлена докладная записка от 13.04.2023 об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения №3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ним товаров и услуг» (годовая).
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области направил в адрес акционерного общества «Оборонпромкомплекс» уведомление от 14.04.2023 №08-10-04/23-1251, в котором указал на непредставление в установленный срок формы федерального статистического наблюдения №3 - информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ним товаров и услуг» за 2022 год, в связи с чем пригласил законного представителя общества на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Акционерным обществом «Оборонпромкомплекс» 17.04.2023 представлена в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области форма федерального статистического наблюдения №3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ним товаров и услуг» за 2022 год.
В связи с непредставлением в установленный срок формы федерального статистического наблюдения №3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ним товаров и услуг» в отношении общества составлен протокол от 03.05.2023 без номера об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области от 17.05.2023 №229-23 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Постановление в части назначения административного наказания оспорено обществом в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объективная сторона данного правонарушения выражается: непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке; несвоевременном предоставлении первичных статистических данных; предоставлении недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.11.2007 №282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ).
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ)
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральным законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения об условиях предоставления обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные предоставляются субъектом официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдении соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2022 №538 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» утверждены и введены в действие формы федерального статистического наблюдения годовые с отчета 2022, в том числе №3- информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг», в соответствии с которой юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) основной вид экономической деятельности которых приведен в указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения представляют сведения в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу в срок с 15 марта по 1 апреля.
Пунктом 14 Положения установлено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, что при установленном сроке - не позднее 03.04.2023, обществом форма федерального статистического наблюдения за 2022 год представлена 17.04.2023, пришел к правильному выводу о наличии события вменяемого правонарушения.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших всудебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ввиду отсутствия доказательств объективной невозможности у общества соблюдения требований действующего законодательства, вывод суда первой инстанции о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, апелляционным судом поддерживается.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, исходя из характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установил.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающих ответственность, установлены ст.ст.4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всей совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) совершение административного правонарушения впервые; 2) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Обоснованно исходя из того, что сведений о привлечении общества ранее к административной ответственности в материалах дела не содержится, а причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рассматриваемом случае отсутствует, суд первой инстанции правомерно установил основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Приведенный и в апелляционной жалобе довод административного органа о том, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение ввиду того, что административное правонарушение выявлено не по результатам осуществления государственного контроля (надзора), правильно отклонен судом первой инстанции с указанием на то, что по смыслу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу № А19-10749/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.А. Будаева
Судьи В.А. Сидоренко
Д.В. Басаев