ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел. (3952) 56-44-04, 56-44-54; факс (3952) 20-96-75, 56-44-61; e-mail: sibiria@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-10832/05-53-Ф02-127/2007 |
12 февраля 2007 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2007 года.
Мотивированное постановление изготовлено 12 февраля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» - ФИО1 (доверенность № 5372 от 27 декабря 2006 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» на определение от 19 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10832/05-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Матинина Л.Н., Архипенко А.А., Ибрагимова С.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» (далее – ОАО «Иркутскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о замене должника Черемховского городского муниципального образования в лице Финансового управления администрации Черемховского городского муниципального образования (далее – ЧГМО) на его процессуального правопреемника Муниципальное образование «Город Черемхово» в лице Финансового управления администрации города Черемхово (далее – МО «Город Черемхово»).
Определением от 19 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10832/05-53 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года того же арбитражного суда определение от 19 октября 2006 года оставлено без изменения.
Определение от 19 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года приняты со ссылкой на статью 84, пункт 10 части 8 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закон Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области», закон Иркутской области от 7 ноября 2005 года № 67-оз «Об упразднении отдельных муниципальных образований Иркутской области», распоряжение № 162 от 31 октября 2005 года главы администрации Черемховского городского муниципального образования, Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 903, часть 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы отсутствием разделительного (передаточного) акта, в связи с чем определить объем долговых обязательств упраздненного муниципального образования – ЧГМО и факт перехода данных обязательств к правопреемнику –МО «Город Черемхово» невозможно.
В кассационной жалобе на определение от 19 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года ОАО «Иркутскэнерго» просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права: статей 13, 83, 84, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Иркутской области от 26 октября 2006 года № 69-оз «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Город Свирск» и муниципальным образованием «Город Черемхово», пункта 4 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 903, статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в данном случае составление передаточного (разделительного) акта не требуется, поскольку имело место упразднение ЧМГО, а не его преобразование; а также указывает на недопустимость упразднения муниципального образования без правопреемства.
Кроме того, ОАО «Иркутскэнерго» ссылается на то, что в результате разграничения муниципального имущества между муниципальным образованием «Город Свирск» и муниципальным образованием «Город Черемхово» муниципальное лечебное учреждение «Больница № 1 Черемховского городского муниципального образования» (далее – МЛУ «Больница № 1»), задолженность которой по оплате электроэнергии взыскана с ЧГМО решением суда, является собственностью МО «Город Черемхово».
МО «Город Черемхово» и МЛУ «Больница № 1» отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 92389, 92390), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ОАО «Иркутскэнерго» подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 1 ноября 2005 года по данному делу с ЧГМО за счет средств казны в порядке субсидиарной ответственности в пользу ОАО «Иркутскэнерго» взыскано 1 044 297 рублей 74 копейки задолженности, вытекающей из неоплаты потребленной тепловой энергии, поставленной МЛУ «Больница № 1». На принудительное исполнение постановления от 1 ноября 2005 года выдан исполнительный лист № 36373.
Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области» образованы два отдельных муниципальных образования с наделением их статусами городских округов: Черемховское муниципальное образование и Свирское муниципальное образование.
Законом Иркутской области от 7 ноября 2005 года № 67-оз «Об упразднении отдельных муниципальных образований Иркутской области» с 1 января 2006 года ЧМГО (в состав которого ранее входили города Свирск и Черемхово) упразднено на основании статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В связи с этим ОАО «Иркутскэнерго» обратилось с заявлением о правопреемстве должника.
Отказывая в удовлетворении заявления о правопреемстве, Арбитражный суд Иркутской области исходил из невозможности его установления в виду отсутствия передаточного (разделительного) акта.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не соглашается с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций.
Упразднение должника по данному делу – ЧМГО имело место на основании статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данная норма права регулирует особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, в течение которого местное самоуправление должно быть приведено в соответствие указанному выше нормативному правовому акту.
Статья 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает порядок обеспечения реализации положений настоящего федерального закона. Часть 10 указанной статьи предусматривает, что имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 года № 903 утвердило Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
Пункт 9 указанных правил предусматривает подписание передаточного (разделительного) акта не позднее 1 января 2006 года, а для муниципальных образований, органы местного самоуправления которых сформированы в соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - не позднее даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий.
Несоставление передаточного (разделительного) акта к указанным срокам свидетельствует о нарушении установленного законодательством порядка приведения местного самоуправления в соответствие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, по мнению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве по следующим основаниям.
Разграничение муниципального имущества между муниципальным образованием «Город Свирск» и муниципальным образованием «Город Черемхово» осуществлено законом Иркутской области от 26 октября 2006 года № 69-оз «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Город Свирск» и муниципальным образованием «Город Черемхово». МЛУ «Больница № 1» отнесена к собственности МО «Город Черемхово», поскольку расположена на территории данного муниципального образования.
Соответственно, МО «Город Черемхово» является правопреемником ЧМГО в силу закона.
Кроме того, при рассмотрении кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа учитывает, что 30 марта 1998 года Федеральным законом № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» Российской Федерацией была ратифицирована названная выше Конвенция (далее - Конвенция).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.Международному договору отдается приоритет перед национальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции закреплено, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Применительно к толкованию пункта 1 статьи 6 Конвенции Европейский суд по правам человека рассматривает исполнительное производство как неотъемлемую стадию судебного процесса.
Кроме того, судебное решение в практике Европейского суда по правам человека относится к категории «собственность», так как в нем фиксируется реальное, эффективное и оборотоспособное требование выигравшей спор стороны. В истолковании Европейского суда по правам человека неисполнение судебного решения ведет к фактическому лишению собственности, и, следовательно, является недопустимым с точки зрения статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что у судов первой и апелляционной инстанций не было законных оснований для отказа в правопреемстве.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение от 19 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10832/05-53 приняты с нарушением норм материального и процессуального права, что в соответствии с частями 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявления ОАО «Иркутскэнерго» о процессуальном правопреемстве.
Руководствуясь статьями 274, 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 19 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10832/05-53 отменить.
Заявление открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену должника по делу № А19-10832/05-53 Черемховского городского муниципального образования в лице Финансового управления администрации Черемховского городского муниципального образования на его процессуального правопреемника - Муниципальное образование «Город Черемхово» в лице Финансового управления администрации города Черемхово.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Т.А. Звечаровская | |
Судьи: | Н.М. Воробьева | |
Л.М. Соколова |