Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-11436/2020
«18» мая 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу № А19-11436/2020 по исковому заявлению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании субсидии в размере 1 901 863,29 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – истец, Министерство) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (далее – ответчик, Администрация) о взыскании субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. (объем средств соответствующий 10% от суммы субсидии предусмотренного на год, в котором допущены нарушения обязательств).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу № А19-11436/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, истец не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возврата субсидии в связи с завершением строительства объекта – водовода в установленный срок, поскольку основаниями для возврата полученной субсидии является неисполнение Администрацией обязательств, предусмотренных пп. 4.3.5 и 4.3.6 пункта 4.3. Соглашения, в соответствие с которыми показатели результативности по достижению технической готовности объекта на конец 2019 года должны составлять 70%. Вместе с тем, согласно отчету Администрации от 09.12.2020 значение показателя составило 54%.Кроме того, отступление от графика выполнения работ, является нарушением пункта 4.3.6 Соглашения, также подтверждается письмом главы муниципального образования «город Усть-Кут» ФИО1 от 24 декабря 2019 года №3307.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 10.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Ответчик просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с Законом Иркутской области от 12 июля 2018 года N 52-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области.
На основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 17.12.2018 №131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность от 13 сентября 2019 года № 723 (далее – Соглашение), в целях предоставления субсидии на строительство водозабора от водозабора «Федотьевский» до котельной по ул. Балахня, строение 1, протяженностью 3,3 км в городе Усть-Куте Иркутской области (далее – мероприятие) в рамках подпрограммы «Чистая вода» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп.
В соответствии с п. 2.1 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемым местным бюджетом на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году - 26 865003 руб. 75 коп., в 2020 году 11 513 572, 80 руб. – в 2020 году.
Одним из условий предоставления перечисления субсидии является - документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии.
В соответствии с Соглашением Администрация обязалась:
1) достигнуть значения показателей результативности (результатов), установленных в соответствии с приложением 4 к Соглашению в срок не позднее 31 декабря 2019 года (подпункт 4.3.5 пункта 4.3 Соглашения);
2) соблюдать график реализации мероприятия в соответствии с приложением 5 к Соглашению (подпункт 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения);
3) представлять в Министерство отчеты, документы (материалы), необходимые для осуществления контроля за исполнением условий Соглашения (подпункт 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения);
4) исполнять требования Министерства по возврату средств в областной бюджет, а также его запросы о предоставлении информации (сведений, документов, материалов) в установленные в указанных требовании, запросе сроки (подпункт 4.3.11 пункта 4.3 Соглашения);
5) возвратить в областной бюджет субсидию в объеме, рассчитанным в соответствии с Положением, в случае одновременного нарушения обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.5, 4.3.6 пункта 4.3, не позднее срока, установленного законодательством (подпункт 4.3.13 пункта 4.3 Соглашения).
В соответствии с приложениями 4 и 5 к Соглашению Администрация обязалась обеспечить в 2019 году техническую готовность объекта на конец года – 70%, использовав средства областного бюджета в размере 24 715 803,45 руб.
Согласно представленным отчетам по состоянию на 1 января 2020 года результат «Техническая готовность объекта на конец года» равен 54% (вместо 70%), средства областного бюджета использованы в размере 19 018 632,91 рубля (вместо 24 715 803,45 рублей) (прилагаются).
24.12.2019 Администрация истцу сообщило, что на 20.12.2019 использовано 20 109 561,29 руб., из них: 18 500 796, 38 руб. – из средств областного бюджета, 1608 764,91 руб. из средств местного бюджета. Данным письмом просила остаток денежных средств выделенной субсидии на 2019 год перенести на 2020год в сумме 5 697 170, 55 руб. в связи с невозможностью проведения работ из-за низких температур.
04.02.2020 в адрес Администрации направлено требование о возврате субсидии, поскольку ответчиком в 2019 году допущены нарушения обязательств предусмотренных п. 4.3.4 – 4.3.6 Соглашения, а именно не достигнуто значение показателей результативности использования субсидии и не соблюден график выполнения мероприятий, предусмотренного приложениями 4,5 Соглашения.
26.02.2020 Администрация письмом на требование о возврате субсидии сообщило Министерству, что срок выполнения работ по строительству водовода - до 31.10.2020, Администрация намерена завершить реализацию данного мероприятия в срок. Так же, Администрация сообщила, что осуществить возврат субсидии не предоставляется возможным, так как бюджет Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2020 год утвержден с дефицитом в сумме 53 793 371, 69 руб., дополнительных доходных источников не определено. Дополнительно, ответчик просил внести изменения планового значения показателя результативности на 2019 год с 70% по 53,86%.
27.05.2020 Министерством в адрес Администрации направлено повторное требование о необходимости возврата в областной бюджет суммы субсидии в размере 1901863,29 руб., при этом отказано во внесении изменений в показания результативности на 2019 год со ссылкой на п. 7.4 Соглашения.
Администрация письмом от 10.06.2020 сообщило Министерству о дефиците бюджета на 2020 год и реализации мероприятий по строительству водовода к 31.10.2020.
Невыполнение Администрацией требования о возврате субсидии в размере 1 901 863, 29 руб., послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, верно применены нормы права.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с Законом Иркутской области от 12 июля 2018 года N 52-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" постановлением Правительством Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий, местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области.
Согласно Правилам в случае, если муниципальным образованием Иркутской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 настоящих Правил, и если в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размера субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, и (или) приобретению объектов недвижимого имущества без учета размера остатка субсидии по указанным объектам муниципальной собственности, не использованного по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления субсидий, подлежит возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидий. В случае одновременного нарушения муниципальным образованием Иркутской области обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 3, 5 пункта 9 настоящих Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта (п. 25 Правил).
На основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 17.12.2018 №131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского полселения) на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность от 13 сентября 2019 года № 723 (далее – Соглашение), в целях предоставления субсидии на строительство водозабора от водозабора «Федотьевский» до котельной по ул. Балахня, строение 1, протяженностью 3,3 км в городе Усть-Куте Иркутской области (далее – мероприятие) в рамках подпрограммы «Чистая вода» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года № 915-пп.
В п. 4.3.13 Соглашения определены условия возврата субсидии, в том числе: возвратить в областной бюджет субсидию в объеме, рассчитанном в соответствии с Положением, в случае одновременного нарушения обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.5, 4.3.6 пункта 4.3, не позднее срока, установленного законодательством (подпункт 4.3.13 пункта 4.3 Соглашения).
В приложении №4 и №5 к Соглашению согласованы показатели результативности использования субсидии и график реализации мероприятий для капитального строительства.
Основанием для взыскания с ответчика субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. (объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств) послужили выявленные Министерством на 31.12.2019 года нарушения показателей результативности, установленных в приложении №4 и №5 к Соглашению, а именно: Администрация не обеспечила в 2019 году техническую готовность объекта на конец года – 70%, использовав средства областного бюджета в размере 24 715 803,45 руб.
Истец, руководствуясь п. 25 Правил, рассчитал объём средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств - 1 901 863, 29 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик для выполнения взятых на себя обязательств по соглашению от 13.09.2019 №723, заключил с ООО «Партия» муниципальный контракт №34/ЭА от 17.12.2019 на строительство водовода от водозабора «Федосеевский» до котельной по ул. Балахня, строение 1 протяжении 3,3 км. в городе Усть-Куте Иркутской области. Согласно акту приемки выполненных работ № 1 от 20.12.2019 работы выполнены на сумму 20 109 561, 29 руб. Перечисление денежных средств ООО «Партия» подтверждается платежным поручением от 25.12.2019 №798251.
Письмом 24.12.2019 Администрация сообщила Министерству, что на 20.12.2019 использовано 20 109 561,29 руб., из них: 18 500 796, 38 руб. – из средств областного бюджета, 1 608 764,91 руб. из средств местного бюджета, просила остаток денежных средств выделенной субсидии на 2019 год перенести на 2020 год в сумме 5 697 170, 55 руб. в связи с невозможностью проведения работ из-за низких температур.
Так же Администрацией своевременно представлены Министерству отчеты, по состоянию на 1 января 2020 года результат «Техническая готовность объекта на конец года» равен 54% (вместо 70%), средства областного бюджета использованы в размере 19 018 632,91 рубля (вместо 24 715 803,45 рублей).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что на 01 января 2020 года Администрацией использована субсидия в размере 20 109 561,29 руб., что подтверждается документами, представленными в материалы дела, и не оспаривается истцом. Остаток неиспользованных средств, выделенный Администрации в размере 5 697 170, 55 руб. на 2019 год, но не использованный (не перечисленный), ответчик просил перенести на следующий год – 2020, в связи с отсутствием возможности работы строительной техники в связи с низкой температурой наружного воздуха, задержка поставки материалов.
Указанные обстоятельства не приняты во внимание Министерством, в связи с чем, в адрес Администрации направлено требование о возврате субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. – объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований Министерства, исходившего из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Соглашение от 13.09.2019 №723 заключено между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).
Согласно пункту 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, в случае если муниципальным образованием Иркутской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 настоящих Правил, и если в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, то объем средств соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, подлежит возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидий.
Министерство, требуя возврат субсидии в связи с допущенным Администрацией нарушением в виде не достижения результативности в размере 70% по состоянию на 31 декабря 2019 года, должно было учесть указанный пункт Правил и выяснить, устранены ли нарушения по состоянию на 01 апреля 2020 года.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, такой проверки Министерство не проводило, доказательств не устранения нарушения на 01 апреля 2020 года не представлено.
Доводы, заявленные истцом в апелляционной жалобе, не опровергают указанного обстоятельства по отсутствию доказательств по недостижению ответчиком результативности строительства в размере 70% по состоянию на 01 апреля 2020 года. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование о возврате субсидии, направленное Администрации 04 февраля 2020 года, необоснованно.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что объем средств, полученных Администрацией за 2019 год использован в полном объеме, субсидия в размере 20 109 561,29 руб. перечислена ООО «Партия». Иные средства Администрацией не использовались. Остаток денежных средств в размере 5 697 170, 55 руб., перенесенный с 2019 года, использован в 2020году. Строительство объекта - водовода завершено в 2020 году, 25.12.2020 получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
С учетом того, что строительство объекта - водовода завершено в установленный срок, субсидия использована по назначению, Администрацией своевременно принимались меры к извещению Министерства о невозможности осуществления строительства на период 31.01.2019, переносе показателей результативности - до 01.04.2020, а так же доведения сведений о невозможности возврате субсидии в размере 1 901 863,29 руб., в связи с тем, что перечисленная субсидия в размере 20 109 561,29 руб., использована в полном объеме в 2019 году, остаток денежных средств с 2019 года в размере 5 697 170,55 руб. использован в 2020 году, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обязанности по соглашению Администрацией выполнены, полученные средства были использованы в полном объеме для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия и по назначению, соответствующему приложению к Соглашению.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что истцом не представлено достаточных доказательств для взыскания субсидии из местного бюджета в областной бюджет, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу №А19-11436/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Е.О. Никифорюк
Е.В. Желтоухов