ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-11478/07-28-Ф02-9685/2007 от 11.01.2008 АС Восточно-Сибирского округа

А19-11478/07

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

№ А19-11478/07-28-Ф02-9685/2007

11 января 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Жук» - ФИО1 (доверенность от 10.01.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жук» на решение от 15 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-11478/07-28, постановление от 08 октября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-11478/07-28-04АП-4159/2007 (суд первой инстанции: Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О., Рылов Д.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жук» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска о назначении административного наказания № 9 от 18.07.2007.

Решением суда от 15 августа 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального права, ООО «Жук» оспаривает вывод суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, указывая на неправильную квалификацию налоговым органом совершённого обществом правонарушения, поскольку реализация алкогольной продукции без надлежащим образом оформленного раздела «Б» справки к товарно-транспортной накладной образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления № 33173, № 33172 от 18.12.2007).

Налоговая инспекция своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «Добрый жук», принадлежащем ООО «Жук», расположенном по адресу: <...>, в результате которой установлена реализация алкогольной продукции - шампанского «Российское» в количестве 7 бутылок с ненадлежащим оформлением раздела «Б» справки к товарно-транспортной накладной – отсутствием в нём подписи ответственного лица организации-покупателя и её печати, что отражено в акте проверки № 06-050/1 от 11.07.2007.

О факте правонарушения составлен протокол об административном правонарушении № 10 от 11.07.2007.

Справка к товарно-транспортной накладной с надлежаще оформленным разделом «Б» представлена в налоговую инспекцию 17.07.2007.

Постановлением налоговой инспекции о назначении административного наказания № 9 от 18.07.2007 ООО «Жук» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Жук» требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции мотивировал его правомерностью привлечения общества к ответственности, так как факт правонарушения установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность судебных актов, принятых по данному делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии со статьёй 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок их заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 26 данного Закона запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции.

Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в редакции от 08.02.2006), предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 5).

Как видно из материалов дела, установленная законодательством об обороте алкогольной продукции обязанность ООО «Жук» не исполнена: в момент проверки представлены документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, оформленные ненадлежащим образом, - в разделе «Б» справки к товарно-транспортной накладной отсутствовала подпись организации-покупателя и справка не заверена её печатью.

Ненадлежащее оформление справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, не подтверждает законности прохождения реализуемой алкогольной продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть свидетельствует о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.

Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

При указанных обстоятельствах совершенное обществом деяние неправильно квалифицировано налоговым органом в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, вследствие чего суд кассационной инстанции считает привлечение общества к ответственности незаконным, поскольку в соответствии со статьей 23 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16, рассматриваются судьями.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-11478/07-28, постановление от 08 октября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-11478/07-28-04АП-4159/2007 отменить.

Принять новое решение.

Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска о назначении административного наказания № 9 от 18 июля 2007 года признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А. Гуменюк

Судьи

Л.Ю. Пущина

М.М. Шелёмина