ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-11659/14 от 18.08.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

18 августа 2015 года

Дело №А19-11659/2014

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Бурковой О.Н.,

судей: Скубаева А.И., Уманя И.Н.,

при участии в судебном заседании представителей: администрации г.Иркутска – Валиевой Татьяны Алихановны (доверенность от 31.07.2015, паспорт), министерства имущественных отношений Иркутской области – Перерешко Марины Николаевны (доверенность от02.12.2014, служебное удостоверение),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2015 года по делу № А19-11659/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции – Никонорова С.В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН: 1083808003564, далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, далее – администрация, ответчик) и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН: 1027700485757, далее – кадастровая палата) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 площадью 50 654 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Ленина, в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 54, площадью наложения 446 кв.м, с указанными в уточнении иска координатами наложения; обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 площадью 50 654 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Ленина; об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1093 согласно таблице.

В порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от требований к кадастровой палате истец отказался.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим право собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Ленина, в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093, расположенный по адресу: Иркутск, ул. Ленина, 54, площадью наложения 446 кв.м с координатами наложения согласно таблице, приведенной истцом в уточнении от 09.10.2014. В остальной части иска к администрации отказано, в отношении кадастровой палаты производство по делу прекращено.

Не согласившись с судебными актами в части удовлетворения требований истца, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила судебные акты в указанной части отменить, в иске отказать.

Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, заявитель кассационной жалобы полагает несоответствующими обстоятельствам дела, сделанными без учета того, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 по ул. Ленина, 54 г. Иркутска был сформирован под муниципальную автомобильную дорогу с последующей регистрацией на него права муниципальной собственности на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ); все необходимые процедуры по разработке и принятию проекта планировки территории в отношении земельного участка по ул. Ленина, 54, регламентированные положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также установленные нормативы при проектировании автодороги были соблюдены.

Администрация также оспаривает вывод судов о незаконности распоряжения заместителя мэра-председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 25.03.2014 № 504-02-641/14 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 54».

Присутствующие в судебном заседании представитель администрации доводы кассационной жалобы подтвердила, представитель министерства возражала доводам кассационной жалобы, указывая на правильность обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.06.2008 зарегистрировано право собственности Иркутской области на административное здание общей площадью 486,5 кв.м, инв. № 576, лит. А, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 54 (свидетельство серии 38 АГ № 851755).

В межевом плане (т. 2, л.д. 35-43) и отзыве кадастровой палаты на исковое заявление (т. 1, л.д. 68-70) отражено, что ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093, расположенный по адресу: Иркутск, ул. Ленина, 54, был поставлен на кадастровый учет в 2005 году с площадью участка 2 412 кв.м, граница земельного участка не была установлена и подлежала уточнению при межевании.

По результатам выполненных в 2012 году работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1093 определены фактические границы указанного участка с координатами поворотных точек, установлена площадь фактического землепользования – 2 315 кв.м, подготовлен межевой план по уточнению границ данного участка (т. 2, л.д. 35-43).

Согласно выполненному в 2014 году заключению кадастрового инженера Восточно-Сибирского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» Патрикеева К.В. в ходе согласования границ земельного участка с земельным департаментом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска выяснилось, что 29.11.2013 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746.

При этом кадастровым инженером был выявлен факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1093 с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000000:3746, находящимся в муниципальной собственности г. Иркутска с разрешенным использованием – под автомобильную дорогу (право муниципальной собственности на участок зарегистрировано 09.01.2014), площадь пересечения составляет 446 кв.м.

Полагая, что границы муниципального земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:3746 частично накладываются на границы земельного участка, занятого зданием областной собственности и относящегося в силу закона к государственной собственности субъекта Российской Федерации, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении спора суд первой инстанции руководствовался положениями статей 18, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, статей 16, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22) и установил на основе представленных в дело доказательств, что государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 в существующих границах произведена неправомерно – с частичным наложением на границы земельного участка, относящегося в силу закона к собственности Иркутской области, в связи с чем признал отсутствующим право собственности муниципального образования город Иркутск на указанный участок в части наложения (площадью 446 кв.м.) на земли областной собственности с соответствующими координатами согласно таблице.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции согласился с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

Суд кассационной инстанции полагает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению в силе и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В целях разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 введена в действие статья 3.1 Федерального закона от 17.04.2006 № 137-ФЗ, с указанного момента земельные участки на территории Российской Федерации считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.

К собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2 названной статьи).

Административное здание, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 54, находится в собственности Иркутской области (право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 26.06.2008).

Ранее указанное здание было закреплено на праве оперативного управления за Управлением делами администрации Иркутской области на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 24.09.1993 № 252/И, договора о передаче государственного имущества в оперативное управление от 09.11.1993 № 422.

Таким образом, на момент вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ – 01.07.2006 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093 был сформирован (в 2005 году) под расположенное на нем административное здание областной собственности, следовательно, с указанной даты этот участок в силу прямого указания закона считается разграниченным и относящимся к собственности субъекта Российской Федерации – Иркутской области.

При разрешении настоящего спора суды установили на основе представленных доказательств, что при формировании земельного участка под муниципальную автомобильную дорогу (38:36:000000:3746) в его границы была включена часть земельного участка (446 кв.м), ранее сформированного под расположенный на нем объект недвижимости Иркутской области.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) за муниципальным образованием город Иркутск 09.01.2014.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Предметом иска по настоящему делу является требование министерства о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 отсутствующим в части определенных координат наложения на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093 согласно таблице.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 постановления № 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу указанных разъяснений, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты.

Исходя из положений глав 13, 14 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу право на предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.

Соответственно, вышеуказанные обстоятельства входят в предмет доказывания по иску о признании права отсутствующим.

В рассматриваемом случае доказательства наличия в ЕГРП конкурирующей записи о праве собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746 отсутствуют, как и правопритязания у истца на этот участок в целом.

Кроме того, участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093 изначально был сформирован и учтен без установления его границы, подлежащей уточнению при межевании.

Впоследствии в 2012 году фактические границы этого участка по результатам проведенных межевых работ были уточнены и установлены, подготовлен межевой план, однако запись о праве областной собственности на него не была внесена в ЕГРП.

По существу заявленное министерством требование направлено на установление границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1093 (учтенного ранее и не имевшего установленных границ).

Абзацем 3 пункта 2 постановления № 10/22 разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Мотивировав судебный акт ссылкой на пункт 52 постановления № 10/22, суд первой инстанции в резолютивной части решения по существу определил границы двух спорных участков с указанием координат их наложения согласно таблице, тем самым восстановил баланс интересов и правильно разрешил спор, предопределив возможность в последующем зарегистрировать в установленном порядке право собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1093 в установленных фактических границах.

При формировании земельного участка под муниципальную автомобильную дорогу ответчику было известно о расположенном к ней в непосредственной близости здании областного уровня собственности, следовательно, о наличии законных интересов публично-правового образования, которые могли быть затронуты, однако доказательств принятия мер по согласованию с Иркутской областью как смежным землепользователем границ участка, администрация не представила.

Проведение администрацией публичных слушаний по проекту планировки центральной части г. Иркутска не может расцениваться в качестве достаточных мер.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не являются юридически значимыми по рассматриваемому спору.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.

Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2015 года по делу № А19-11659/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по тому же делу подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2015 года по делу № А19-11659/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

О.Н. Буркова

А.И. Скубаев

И.Н. Умань