ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-11734/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2020 по делу №А19-11734/2021,
установил:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерациипо Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с Областного государственного казенного учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - учреждение, страхователь) штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 37500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2020 по делу №А19-11734/2021 заявленные требования удовлетворены частично. С Областного государственного казенного учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», взыскано 2500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину 133руб.40коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
Апеллянт считает незаконным решение суда, поскольку по непредставленным своевременно страхователем сведениям в отношении определенного круга лиц невозможно сказать о содержащихся в них ошибках и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, считает необоснованными доводы суда первой инстанции о том, что заявитель обратился в арбитражный суд о взыскании задолженности с Государственного казенного учреждения Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» после истечения установленного законом срока. Также полагает, что судом первой инстанции при определении размера финансовых санкций, в удовлетворении которых отказано, допущена ошибка.
Областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области»в отзыве с доводами апелляционной жалобы ООО «Арсенал плюс»не согласилось.
Определением суда от 16.11.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 30 минут 14 декабря 2021 года.
Определением суда от 14.12.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 10 минут 18 января 2022 года.
Определением суда от 18.01.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 10 минут 29 марта 2022 года.
В судебном заседании 29.03.2022 объявлен перерыв до 09 час. 20 мин. 01.04.2022, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Протокольным определением от 01.04.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 35 минут 05 апреля 2022 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.10.2021, 17.11.2021, 15.12.2021, 19.01.2022, 30.03.2022, 02.04.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Учреждением в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды август - декабрь 2019 года, июль 2020 года, а также форма СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период 2019 года.
В дополнение к представленным сведениям страхователем представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь-декабрь 2019 года и форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год, в отношении застрахованных лиц, сведения на которых ранее в исходных формах за указанные периоды не представлялись.
В ходе проверки представленных сведений, Пенсионным фондом установлено, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2019 года представлены с нарушением порядка представления сведений, установленного п.2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а сведения по формам СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года, СЗВ-М (дополняющая) за октябрь-декабрь 2019 года и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год представлены страхователем с нарушением установленных законом сроков.
По результатам проверки представленных сведений Пенсионным фондом составлены акты от 14.10.2019 года № 048S18190025331, от 28.11.2019 года № 048S18190029199, от 10.09.2020 года № 048S18200028073, от 09.11.2020 года № 48S18200034717, № 048S18200034736, № 048S18200034771, №048S18200034783, на основании которых вынесены решения от 15.11.2019 года № 048S19190026164, от 27.12.2019 года № 048S19190029648, от 13.10.2020 года № 048S19200032476, от 10.12.2020 года № 048S19200038746, № 048S19200038747, № 048S19200038748, № 048S19200038749 о привлечении ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 8, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 года № 27-ФЗ) за несоблюдение порядка представления сведений по форме электронных документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ и непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 37500руб.
Требованиями от 09.12.2019 года №048S01190031325, от 03.02.2020 года №048S01200002070, от 12.11.2020 года №048S01200031747, от 12.01.2021 года №048S01210000382, №048S01210000383, №048S01210000384, №048S01210000385, об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес учреждения, страхователю было предложено в сроки до 27.12.2019, 21.02.2020, 01.12.2020, 01.02.2021, уплатить финансовые санкции.
В связи с неисполнением страхователем указанных требований Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 37500руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2021 года по делу № А19-9055/2021 заявителю отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с заявлением требования, не подлежащего рассмотрению в порядке приказного производства.
Неисполнение страхователем в установленные сроки требований от 09.12.2019 года №048S01190031325, от 03.02.2020 года №048S01200002070, от 12.11.2020 года №048S01200031747, от 12.01.2021года №048S01210000382, №048S01210000383, №048S01210000384, №048S01210000385 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу № А19-9055/2021 явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ в суд с заявлением.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ) ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» является страхователем.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (абзац второй пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 35000руб. послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении страхователем формы СЗВ-М (исходная) за август 2019 г. с нарушением порядка, установленного п.2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», форм СЗВ-М (исходная) за июль 2020г., СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2019г. за пределами установленного пунктом 37 Инструкции срока.
Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 1, 3 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007г. № 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Как установлено судом, сроки исполнения требований от 09.12.2019г. №048S01190031325, от 03.02.2020г. №048S01200002070, от 12.11.2020г. №048S01200031747 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования определены до 27.12.2019, 21.02.2020 и 01.12.2020.
Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности, указанной в последнем из указанных требований, направленных в адрес страхователя, истек 01.06.2021г.
В арбитражный суд с настоящим заявлением Пенсионный фонд обратился, согласно оттиску календарного штемпеля на конверте 10.06.2021г., то есть после истечения установленного законом срока.
Согласно п.60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска процессуального срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в суд.
Пенсионный фонд, заявляя ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, в обоснование уважительности причины пропуска срока сослался на то, что первоначально он обратился в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного срока, но в принятии заявления о выдаче судебного приказа ему было отказано в связи с заявлением требования не подлежащего рассмотрению в порядке приказного производства.
Суд первой инстанции правомерно отказал в признании указанной в заявлении Управления причины пропуска срока уважительной, поскольку то обстоятельство, что Пенсионный фонд ранее обращался в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного законом срока, не свидетельствует о соблюдении им срока на обращение за взысканием данной задолженности в порядке упрощенного производства и не влияет на порядок его исчисления.
Тем более, что к попуску срока привели действия самого заявителя, связанные с необоснованной подачей заявления о выдаче судебного приказа, не подлежащего рассмотрению в порядке приказного производств. Пенсионный фонд имел реальную возможность обратиться в суд с соответствующим заявлением в установленный законом срок.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо иных причин, препятствовавших заявителю обратиться в суд своевременно, суду не представлено.
Основанием для привлечения ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к ответственности в виде штрафа в сумме 3000руб. послужили установленные в ходе проверки представленных страхователем сведений обстоятельства, свидетельствующие о нарушении учреждением установленных законом сроков представления отчетности по формам СЗВ-М (дополняющая) за октябрь-декабрь 2019г. и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год.
Срок исполнения требований от 12.01.2021г. №048S01210000382, №048S01210000383, №048S01210000384, №048S01210000385 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования определен Пенсионным фондом до 01.02.2021.
Следовательно, направив в арбитражный суд 10.06.2021г. заявление о взыскании задолженности в сумме 3000руб., заявитель обратился за взысканием данной задолженности в пределах установленного законом срока (02.08.2021г.).
Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» №3п от 11.01.2017 и от 01.02.2016г. № 83п утверждены форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» и форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).
В разделе 2 Сведений о страховом стаже застрахованных лиц указывается отчетный период, которым в силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ признается календарный год, а в разделе 3 указывается тип сведений: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом «Исходная», не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки; 3) назначение пенсии - представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.
В разделе 3 формы СЗВ-М также предусмотрено указание типа представляемой формы: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Из материалов дела следует и страхователем не опровергается, что сведения по формам СЗВ-М (дополняющая) за октябрь-декабрь 2019г. и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год, которые ранее не были представлены в исходной форме, были представлены учреждением в Пенсионный фонд 21.10.2020г. и 05.11.2020г.
В соответствии с положениями Федерального закона № 27-ФЗ, Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. № 766н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Судом установлено, что по результатам сверки двух видов отчетности по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года, представленных ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», Пенсионным фондом выявлено несоответствие количества застрахованных лиц, указанных в формах СЗВ-М за октябрь-декабрь 2019г., количеству застрахованных лиц, отраженных в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Уведомлением направленным в адрес учреждения 28.09.2020г. по телекоммуникационным каналам связи, страхователю было предложено устранить выявленные ошибки и расхождения.
Указанное уведомление получено учреждением 30.09.2020. Тем самым, в силу положений п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, соответствующие исправления страхователь должен был представить в Пенсионный фонд в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, т.е. 07.10.2020г.
Сведения по формам СЗВ-М (дополняющая) за октябрь-декабрь 2019г. и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год, которые ранее не были представлены в исходной форме, были представлены учреждением в Пенсионный фонд 21.10.2020г. и 05.11.2020г., то есть за пределами установленного пятидневного срока.
На основании изложенного, поскольку выявленные Пенсионным фондом ошибки в сведениях, представленных учреждением по формам СЗВ-М за октябрь-декабрь 2019г. и СЗВ-СТАЖ за 2019 год не устранены в установленный уведомлением пятидневный срок, с учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованном привлечении ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 3000руб.
Как было указано ранее, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации о взыскании с Областного государственному казенного учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» штрафа в сумме 35000руб. удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Между тем суд первой инстанции допущена ошибка при расчёте спорных сумм, поскольку не учтен факт частичной оплаты ответчиком штрафа по требованию от 09.12.2019 №048S01190031325.
При этом судом первой инстанции не учтено, что общая сумма финансовых санкций по требованиям составляет 3000 рублей: № 048S01210000385от 12.01.2021 г. - 2019 год — 500 рублей; № 048S01210000384 от 12.01.2021 г. - декабрь 2019 года — 500 рублей; №048S01210000383 от 12.01.2021г.- ноябрь 2019 года — 1500 рублей; № 048S01210000382 от 12.01.2021г. - октябрь 2019 года —500 рублей.
Таким образом, при определении размера финансовых санкций, в удовлетворении которых отказано, судом допущена ошибка, поскольку не учтено, что по требованию №048S01190031325 от 09.12.2019г. ко взысканию финансовых санкций в размере 1000 рублей за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов за август 2019 года не принята во внимание частичная оплата в размере 500 рублей, которая была отражена в расчете суммы штрафа, приобщенном к исковому заявлению (т.1 л.д.99). Таким образом, сумма финансовых санкций, подлежащих отказу во взыскании, должна составлять 34500 рублей, а сумма финансовых санкций, подлежащая удовлетворению - 3000 рублей.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит изменению с изложением пункта второй резолютивной части в следующей редакции: «2. Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», адрес: 664007, <...> 000 (три тысячи) руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину 160 руб.».
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2020 по делу №А19-11734/2021 изменить, изложив пункт второй резолютивной части в следующей редакции:
«2. Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», адрес: 664007, <...> 000 (три тысячи) руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину 160 руб.».
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи В.А. Сидоренко
Н.В. Ломако