ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-11930/06 от 06.02.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел.564-404,564-454, тел. (факс) 20-96-75, 564-461

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-11930/06 -50- Ф02-7116/2006

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Евдокимова А.И., Юдиной Н.М.,

при  участии в судебном заседании представителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения «ФИО1 детский сад № 2» - ФИО2 (доверенность от 05.02.2007) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Иркутской области и Усть – Ордынскому Бурятскому автономному округу – ФИО3 (доверенность № 3 от 22.01.2007),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Осинский детский сад № 2»  на решение  от 6 июля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-11930/06 -50 (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.,
Буяновер П.И.),

            установил:

            Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Иркутской области и Усть – Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее – налоговая инспекция, МИ ФНС России № 7 по ИО и УОБАО) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к  Муниципальному дошкольному образовательному учреждению  «ФИО1 детский сад № 2» (далее – учреждение, МДОУ «ФИО1 детский сад № 2) о  взыскании пени за несвоевременную уплату единого социального налога в размере 115 307 рублей 75 копеек и налоговых санкций в размере 595 839 рублей.           

           Решением от  6 июля 2006 года заявленные требования удовлетворены в части взыскания пени в размере 115 307 рублей 75 копеек и налоговых санкций в размере 10 200 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.             

           Постановлением апелляционной инстанции от 24 августа 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.          

           Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МДОУ «ФИО1 детский сад №2» обратилось  в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.

           По мнению заявителя кассационной жалобы, так как у учреждения в 2002 году отсутствовал объект налогообложения и налоговая база, то и обязанность по уплате налога не возникла, следовательно, начисление пени и привлечение к налоговой ответственности необоснованно в связи с отсутствием события налогового правонарушения.

           В отзыве  на кассационную жалобу налоговая инспекция выразила несогласие с изложенными в ней доводами и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

           Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            В заседании суда по ходатайству налоговой инспекции объявлялся перерыв с 01.02.2006 до 10-00 часов 06.02.2006.

           Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.

Изучив материалы дела, обсудив   доводы,  изложенные  в  кассационной жалобе, отзыве на неё и пояснениях принимавших участие в заседании суда кассационной инстанции представителей сторон, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

          Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка МДОУ «ФИО1 детский сад № 2 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

          В ходе проведения проверки МИ ФНС России № 7 по ИО и УОБАО установлена неуплата учреждением единого социального налога в 2002 году, налогооблагаемая база для исчисления налога, установленная на основании расчетно – платежных ведомостей, определена налоговой инспекцией в сумме 525 811 рублей; выявлено непредставление в установленный законом срок расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год; начисление и выплата заработной платы, исчисление и уплата единого социального налога  в нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации производились не самим учреждением, а Осинской сельской администрацией. Также при проверке установлено, что учреждением не представлены декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года и по налогу на прибыль за 2002 год.

           Данные нарушения отражены в Акте от 12.12.2005 № 106-11/05, составленном по результатам проведения выездной налоговой проверки.             

           Решением от 26.12.2005 № 106-11/05 МДОУ «ФИО1 детский сад № 2 привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату единого социального налога за 2002 год в виде штрафа в размере 34 072 рублей, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законом срок декларации за 4 квартал 2002 года по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 100 рублей и за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2002 год в размере 100 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год в виде штрафа в размере 561 567 рублей. Также за несвоевременную уплату единого социального налога за 2002 год  учреждению начислены пени в размере 120 144 рублей 73 копеек.

           Требованиями от 28.12.2005 №№ 3084, 3085 МДОУ «ФИО1 детский сад № 2» предложено в добровольном порядке уплатить налоговые санкции и пени в срок до 13.01.2006 года.

           Неисполнение требований учреждением,  явилось основанием для обращения МИ ФНС России № 7 по ИО и УОБАО в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке.

           Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования налоговой инспекции, исходил из того, что поскольку материалами дела не подтверждается исполнение учреждением обязанности по уплате единого социального налога за 2002 год в сроки, установленные законодательством, то начисление пени за несвоевременную уплату налога и привлечение к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации являются правомерным.

            Кассационная инстанция считает данные выводы суда правильными и подтвержденными материалами дела.

 В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

 В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации МДОУ «ФИО1 детский сад № 2 является плательщиком единого социального налога.

Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 января 2004 года N 41-О указал, что положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

С учетом изложенного уплата единого социального налога за МДОУ «ФИО1 детский сад № 2»  бухгалтерией Осинской сельской администрации не свидетельствует о надлежащем исполнении учреждением обязанности по уплате налога. Исчисление и перечисление налога должно производиться учреждением как налогоплательщиком самостоятельно.

Неуплата МДОУ «ФИО1 детский сад № 2» налога является основанием для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим Арбитражный суд Иркутской области правомерно удовлетворил заявленные инспекцией требования о взыскании штрафа за неуплату единого социального налога, применив при этом положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, снизив подлежащую взысканию сумму более чем в 58 раз.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В связи с тем, что материалами дела не подтверждается исполнение учреждением обязанности по уплате единого социального налога за  2002 год в сроки, установленные пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, начисление названному налогоплательщику соответствующих сумм пеней также является правомерным.

            При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании МДОУ «ФИО1 детский сад № 2» норм права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суды первой и апелляционной инстанций Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

         Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение   от    6 июля    2006 года, постановление   апелляционной    инстанции от 24 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-11930/06-50 оставить без   изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

                                        Т.В. Белоножко

                                           А.И. Евдокимов

                                         Н.М. Юдина