ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-12238/14 от 23.04.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А19-12238/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») Пановкиной Светланы Анатольевны(доверенность от 15.01.2013 № 10), Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области Шипхинеева Виталия Валерьевича (доверенность от 24.04.2015 № 3/02-1881),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2014 года по делу
№ А19-12238/2014 , постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции – Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации («ОАО «Иркутскэнерго») (ОГРН 1023801003313, г. Иркутск) (далее –
ОАО «Иркутскэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным приказа от 14.05.2014 № 556-од Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (ОГРН 1043801036311, г. Иркутск) (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) об утверждении нормативов выбросов для участка
№ 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» в части установления нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно допустимый выброс (далее - ПДВ)) сроком на 1 год и обязании утвердить нормативы выбросов на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2014 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее – Постановление № 183), статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон об охране атмосферного воздуха), Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ
«Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон об охране озера Байкал), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности приказа административного органа, ссылаясь на то, что общество было вправе разработать нормативы ПДВ на срок до 5 лет, а Управление Росприроднадзора, получив на утверждение проект нормативов ПДВ, разработанный на определенный срок и утвержденный территориальным органом Роспотребнадзора, не вправе сокращать срок, на который разработан данный проект нормативов; при разработке нормативов
ПДВ общество руководствовалось нормативными актами, рекомендованными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в письме от 21.10.2011                                 № ВК-08-02-36/13737; Федеральный закон об охране озера Байкал в этом перечне не значится и не содержит определения понятий «предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал», а также порядок и методы их установления.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).

Представители ОАО «Иркутскэнерго» и Управление Росприроднадзора в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом «Иркутскэнерго» разработан проект нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для участка № 1 ТЭЦ-9 г. Ангарск, Иркутская область сроком на 5 лет, который после получения согласования территориального органа Роспотребнадзора направлен на утверждение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Управление Росприроднадзора.

Приказом от 14.05.2014 № 556-од «Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» Управлением для участка № 1 ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком на 1 год – на период с 14.05.2014 по 14.05.2015.

ОАО «Иркутскэнерго», полагая, что названный приказ в части установления нормативов ПДВ сроком на 1 год, а не 5 лет, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый приказ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002             № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Федерального закона об охране окружающей среды).

Статьей 12 Федерального закона об охране атмосферного воздуха установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (пункт 1). Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3). В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (пункт 5). Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7).

В силу пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, согласно пункту 6 которого предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Пунктом 2 Постановления № 183 установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы.

Поскольку до настоящего времени такой порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ не разработаны, Росприроднадзор письмом от 21.10.2011 № ВК-08-02-36/13737 «О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы» проинформировал, что в связи с отсутствием до настоящего времени указанного Порядка необходимо руководствоваться, в том числе Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989.

Согласно пункту 4.6. названной Инструкции по нормированию нормативы
ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5 и 3 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР. Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается предприятиями-природопользователями.

Принимая во внимание действующее в настоящее время приведенное правовое регулирование, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов двух инстанций о том, что законодателем предусмотрено право уполномоченного органа устанавливать (утверждать) нормативы ПДВ на срок не более пяти лет.

В этой связи не могут быть признаны состоятельными в правовом отношении ссылки заявителя кассационной жалобы на несоответствие оспариваемого приказа Управления Росприроднадзора в части установления срока действия нормативов ПДВ проекту разработанного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, но не утвержденного Порядка определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении судами не подлежащего применению к спорным правоотношениям Федерального закона об охране озера Байкал, проверены, однако не могут быть учтены в силу следующего.

Федеральным законом об охране озера Байкал, который определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия, предусмотрено, что правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории (пункт 1 статьи 14 Федерального закона об охране озера Байкал).

Учитывая названную норму закона, принимая во внимание разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в письме от 13.09.2013 № СН-08-02-31/13475 «О сроках действия нормативов ПДВ», данные Управлению Росприроднадзора по Иркутской области, о том, что ПДВ для источников выбросов, расположенных на Байкальской природной территории должны устанавливаться на срок 1 год, и установив, что участок № 1 ТЭЦ-9 г. Ангарск ОАО «Иркутскэнерго», для которого оспариваемым приказом утверждены нормативы выбросов, расположен на Байкальской природной территории, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что оспариваемый приказ от 14.05.2014 № 556-од в части установления нормативов ПДВ выбросов вредных загрязняющих веществ на срок 1 год соответствует требованиям действующего законодательства.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2014 года по делу
№ А19-12238/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Л.А. Кадникова

А.И. Чупров