ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-1315/17 от 22.11.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

29 ноября 2017 года

Дело №А19-1315/2017

Резолютивная часть постановления объявлена22 ноября2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Юшкарёва И.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А. (доверенность от 11.08.2017), дачного некоммерческого товарищества «Фрегат»Чернышевой С.И. (председатель правления товарищества, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 мая 2017 года по делу № А19-1315/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),

установил:

дачное некоммерческое товарищество «Фрегат» (ОГРН 1103827000496,
ИНН 3827034259, г. Иркутск; далее – ДНТ «Фрегат», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство) от 28.12.2016 № 02-51-26161/16 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка площадью 26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства; об обязании Правительства Иркутской области принять решение о предварительном согласовании товариществу предоставления в безвозмездное пользование земельного участка площадью 26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства, в границах координат, указанных в схеме.

К участию в деле в качестве соответчика (заинтересованного лица) привлечено Правительство Иркутской области (далее – Правительство).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2017 года, заявленные требования удовлетворены. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ «Фрегат».

Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и сложившейся судебной практике.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка товариществу для ведения дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 66-ФЗ; в администрации Смоленского муниципального образования отсутствует утвержденный список членов ДНТ «Фрегат», следовательно, товариществом не соблюден предусмотренный статьями 13, 14 названного Федерального закона порядок его создания; сам по себе факт государственной регистрации ДНТ не свидетельствует о безусловной обязанности предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), Правительство своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Представитель Министерства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ДНТ «Фрегат» считает судебные акты законными и обоснованными, указывает, что товарищество просило спорный земельный участок в аренду сроком на 5 лет.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 15 ноября 2017 годадо 22 ноября 2017 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

После перерыва в судебном заседании представитель ДНТ «Фрегат»подтвердила изложенную позицию.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.03.2016 ДНТ «Фрегат» обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка площадью 26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства.

Письмом от 18.04.2016 № 23-24483/1И Министерство отказало товариществу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы земельного участка на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 и подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 статьи 11.10 названного Кодекса.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2016 года по делу № А19-7529/2016, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 года, отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления товариществу вышеуказанного земельного участка признан незаконным. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества путем повторного рассмотрения заявления и принятия по нему решения в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок.

По результатам повторного рассмотрения заявления Министерство письмом от 28.12.2016 № 02-51-26161/16 уведомило ДНТ «Фрегат» об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа Министерство, сославшись на положения статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ, указало, что граждане, указанные в списке, приложенном к заявлению товарищества от 21.03.2016, не состоят на учете в Смоленском муниципальном образовании в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.

ДНТ «Фрегат», полагая, что названный отказ Министерства не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Федеральный закон № 66-ФЗ не содержит запрет на объединение граждан в некоммерческое объединение для ведения садоводства и огородничества по собственной инициативе, без участия органа местного самоуправления; несоблюдение процедуры, предусмотренной статьей Федеральным законом № 66-ФЗ, не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, в случае представления товариществом списка его членов.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения садоводства, суды правильно применили нормы Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 66-ФЗ.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ (как в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и действовавшей до принятия названного Федерального закона) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).

Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях.

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определениях от 03.06.2016 № 309-КГ16-1219, от 16.04.2015 № 309-ЭС14-6056 и от 21.04.2015 № 309-ЭС14-5958.

В Федеральном законе № 66-ФЗ (в редакции Федерального закона № 171-ФЗ) сохранено действие вышеприведенной статьи 13 названного Закона. Следовательно, предоставление земельных участков для вышеназванных целей осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных статьёй 14 Федерального закона № 66-ФЗ.

Названное соответствует сложившейся практике рассмотрения арбитражными судами аналогичных споров (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2017 года по делу № А33-2547/2016, от 01 августа 2017 года по делу № А33-14931/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 01 марта 2017 года по делу № А50-14508/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2017 года по делу № А21-4512/2015).

Как следует из заявления товарищества от 21.03.2016 в Министерство о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью
26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства, данный участок был испрошен на праве безвозмездного пользования, без проведения торгов (л.д. 81 т.1).

Таким образом, ДНТ «Фрегат» обязано было с заявлением предоставить список граждан, подавших заявление о предоставлении садоводческого участка, в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ, а не только подготовленный товариществом список его членов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие такого списка лиц, утвержденного органом местного самоуправления, не соответствует целям правового регулирования ведения гражданами садоводства и огородничества и не позволяет органу местного самоуправления соблюсти требования приведенной нормы права (в частности, определить, были ли учтены соответствующие заявления граждан, а также потребность в садовых участках исходя из установленных норм их предоставления).

Согласно статье 14 Федерального закона № 66-ФЗ, предоставление земельных участков для ведения садоводства производится с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом, и невозможно без соблюдения требований статьи 13 приведенного Закона, в связи с чем необходимость представления товариществом списка граждан, подавших заявления, утвержденного органом местного самоуправления, соответствует закону и не нарушает его права.

Предусмотренный статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ список граждан, подавших заявления, утвержденный органом местного самоуправления, является документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и его непредставление является нарушением подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с несоблюдением ДНТ «Фрегат» порядка предоставления земельного участка для садоводства и огородничества, установленного статьями 13 и 14 Федерального закона № 66-ФЗ, у Министерства отсутствовали правовые основания для совершения действий по предоставлению товариществу испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

С учетом изложенного в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя об оспаривании отказа Министерства в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка для ведения садоводства.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты не соответствуют требованиям, установленным статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако приведенные нормы права ими применены неверно, суд кассационной инстанции считает возможным, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных ДНТ «Фрегат».

Руководствуясь статьями 201, 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 мая 2017 года по делу
№ А19-1315/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 09 августа 2017 года по тому же делу отменить.

Принять новый судебный акт.

В удовлетворении требований дачного некоммерческого товарищества «Фрегат» о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 28.12.2016 № 02-51-26161/16 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка площадью 26 618 кв. м, расположенного на территории Смоленского муниципального образования Иркутского района, для ведения садоводства, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Л.А. Кадникова

И.Ю. Юшкарёв