ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
19 января 2010 года Дело № А19-13443/09
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Мазда-Мотор-Иркутск» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2009 года по делу № А19-13443/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мазда-Мотор-Иркутск» к Администрации города Шелехова о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора и схемы расположения земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей, обязании Администрации города Шелехова согласовать и выдать подписанный акт выбора и схему расположения указанного земельного участка
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Шелеховского муниципального образования, Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района, главного архитектора города Шелехова, муниципального унитарного предприятия «Водоканал»
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО «Мазда-Мотор-Иркутск»: не было (извещено);
от Администрации г. Шелехова: Андронова Т.П., начальник правового отдела, паспорт серии 25 99 № 194501, выдан 16 сентября 1999 года Шелеховским ГОВД Иркутской области, доверенность от 30 ноября 2009 года № 2395/09; Карнаухова И.И., паспорт серии 25 97 № 076989, выдан 17 июня 1999 года Шелеховским ГОВД Иркутской области, доверенность от 11 января 2010 года № 19;
от главного архитектора г. Шелехова: Константинов Е.Г., заместитель начальника отдела по градостроительной деятельности, главный архитектор, доверенность № 2341/09 от 23 ноября 2009 года;
от Администрации Шелеховского района: не было (извещена);
от Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района: не было (извещено);
от МУП «Водоканал»: не было (извещено)
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мазда-Мотор-Иркутск» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 68-69), к Администрации города Шелехова (далее – Администрация г. Шелехова) о признании незаконным изложенного в письме № 2571/08 от 10 декабря 2008 года отказа в согласовании акта выбора и схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:27:000205:37 для строительства центра по обслуживанию автомобилей по Култукскому тракту в г. Шелехове от 11 января 2007 года, обязании Администрации города Шелехова согласовать и выдать подписанный акт выбора и схему расположения указанного земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2009 года и от 30 июля 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Шелеховского муниципального образования (далее – Администрация Шелеховского района, Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района (далее – Управление по распоряжению муниципальным имуществом), Главный архитектор города Шелехова (далее – главный архитектор) и муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал»).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности отказа Администрации в согласовании акта выбора земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил представленные Обществом в обоснование своих доводов доказательства. Общество, в частности, указывает, что правила землепользования и застройки, а также проект детальной планировки города Шелехов не приняты. Кроме того, Общество ссылается на то, что генеральный план города не может содержать сведений о размещении на спорном земельном участке центра по обслуживанию автомобилей или предусматривать размещение указанного центра, так как в силу статей 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит иные сведения. Это связано с тем, что генеральный план г. Шелехова, прошедший экспертизы, был утвержден решением Думы г. Шелехов от 24.04.2007 № 24-рд, тогда как Акт выбора земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей выдан 11 января 2007 года, проект границ земельного участка утвержден 24 мая 2007 года, на кадастровый учет земельный участок поставлен 10 декабря 2008 года.
Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что акт выбора указанного земельного участка от 11 января 2007 года и схема его расположения согласованы соответствующими структурными подразделениями Администрации Шелеховского района и контролирующими органами и службами, в том числе начальником отдела по градостроительной деятельности Шелеховской районной администрации, Управлением по распоряжению муниципальным имуществом, главным архитектором, следовательно, ссылка на отсутствие спорного земельного участка под строительство автоцентра в генеральном плане города Шелехов является необоснованной. Кроме того, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит сведений о нахождении земельного участка на землях лесного фонда, акт выбора указанного земельного участка от 11 января 2007 года и схема его расположения согласованы с Шелеховским областным лесхозом. Общество также не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в санитарно-защитную зону МУП «Водоканал», в обоснование чего ссылается на собственные расчеты, произведенные им самостоятельно с помощью спутниковых съемок программы Google, применив расстояние в 400 метров от иловых площадок МУП «Водоканал».
В отзыве от 6 января 2010 года № 1 на апелляционную жалобу Администрация г. Шелехова выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Третьими лицами письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 18045429, 18045399, 18045382, 18045443, 18045405 и 18045412, а также телеграфным уведомлением от 12 января 2010 года, однако Общество, Администрация Шелеховского района, Управление по распоряжению муниципальным имуществом и МУП «Водоканал» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей Администрации города Шелехова и главного архитектора, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие решения Администрации г. Шелехова об отказе закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 названной статьи осуществляется следующим образом:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На территории Шелеховского муниципального района по вопросу предоставления земельных участков для строительства объектов, помимо Земельного кодекса Российской Федерации, применяется Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Шелеховского района, утвержденный постановлением Мэра Шелеховского муниципального района от 22.03.2007 № 178-п (т. 1, л.д. 70-78, далее – Порядок прохождения документов).
Согласно пункту 2 названного Порядка, в рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков на территории Шелеховского района участвуют:
1) мэр Шелеховского муниципального района: принимает решения о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка, о предварительном согласовании (либо об отказе в предварительном согласовании) места размещения объекта, о проведении торгов (конкурсов, аукционов), осуществляет иные полномочия в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) главы городских и сельских поселений Шелеховского района: при подготовке решений о предоставлении земельных участков, оформлении актов о выборе земельных участков, расположенных на территории соответствующих поселений;
3) Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района: обеспечивает рассмотрение заявлений, обращений юридических и физических лиц по вопросам предоставления земельных участков, согласовывает и утверждает проекты границ земельных участков, согласовывает акты о выборе земельных участков, обеспечивает подготовку и согласование решений мэра района о предоставлении земельных участков на соответствующем праве, заключает, изменяет, расторгает в установленном порядке договоры купли-продажи, договоры пользования или аренды земельных участков, проводит работы по формированию земельного участка в соответствии с действующим законодательством, выступает организатором торгов по продаже земельных участков, прав аренды земельных участков;
4) отдел по градостроительной деятельности Администрации Шелеховского муниципального района (далее - отдел по градостроительной деятельности): подготавливает и обеспечивает согласование решений мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта, подготавливает и обеспечивает согласование актов о выборе земельных участков, согласовывает решения мэра района о предоставлении земельных участков, подготавливает заключения об определении возможности предоставления земельных участков в соответствии с градостроительной документацией;
5) земельная комиссия Шелеховского муниципального района (далее – земельная комиссия), образованная при мэре района, - коллегиальный орган, состоящий из представителей органов местного самоуправления Шелеховского района, органов государственной власти, организаций, а также с участием иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы должны быть учтены при предоставлении земельных участков, созданная для предварительного рассмотрения вопросов соответствия истребуемого земельного участка землеустроительной, градостроительной, проектной и иной документации;
6) иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Иркутской области, а также названным Порядком.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка прохождения документов заинтересованные в предоставлении земельных участков лица представляют в Управление по распоряжению муниципальным имуществом документы, предусмотренные этим Порядком, в копиях (по одному экземпляру) с подлинниками документов (оригиналами). Копии представленных документов подлежат удостоверению специалистом Управления по распоряжению муниципальным имуществом, принимающим документы.
Проекты постановлений мэра района, предусмотренные Порядком прохождения документов, подлежат согласованию в установленном порядке, после чего передаются на подпись мэру района.
Пунктом 23 Порядка прохождения документов предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
При этом предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 24 Порядка прохождения документов предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду.
Заинтересованные в строительстве объектов лица подают в Управление по распоряжению муниципальным имуществом на имя мэра района заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Заявление подлежит рассмотрению на ближайшем заседании земельной комиссии, но не позднее 30 дней с момента поступления заявления.
По итогам рассмотрения заявления земельной комиссией Управление по распоряжению муниципальным имуществом в течение 5 дней передает заявление с приложением необходимых документов в отдел по градостроительной деятельности для подготовки акта о выборе земельного участка либо готовит мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, который в течение недели направляется заявителю.
Отдел по градостроительной деятельности:
в течение 2-х месяцев с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;
в течение 5 дней с момента получения полного пакета документов от Управления по распоряжению муниципальным имуществом готовит информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства и публикует такую информацию в газете «Шелеховский вестник».
По результатам выбора земельного участка для строительства отдел градостроительной деятельности оформляет акт о выборе земельного участка, который подлежит согласованию:
- соответствующими структурными подразделениями администрации района;
- главой администрации соответствующего городского (сельского) поселения
Шелеховского района, на чьей территории находится земельный участок;
- межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Иркутской области в г. Шелехове и Шелеховском районе;
- территориальным отделом Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Шелехове и Шелеховском районе;
- Комитетом по охране объектов культурного наследия Иркутской области;
- иными органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Иркутской области, а также иными лицами, чьи права и законные интересы должны быть учтены при предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
На основании материалов предварительного согласования места размещения объекта в течение недели отдел градостроительной деятельности готовит проект постановления мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт о выборе земельного участка.
Копия постановления мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением границ земельного участка выдается заявителю в семидневный срок.
В соответствии с пунктом 25 Порядка прохождения документов, постановление мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства объекта и действует в течение трех лет.
На основании постановления мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2006 года Общество обратилось в Управление по распоряжению муниципальным имуществом с заявлением от 21 декабря 2006 года о предоставлении земельного участка площадью 1 га, расположенного согласно схеме (т. 1, л.д. 115-116).
Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола заседания земельной комиссии при первом заместителе главы Администрации г. Шелехова от 28 декабря 2006 года принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при условии согласования контролирующих служб (т. 1, л.д. 29).
Распоряжением Управления по распоряжению муниципальным имуществом от 24 мая 2007 года № 150 утвержден проект границ земельного участка № 03-10/150, установлено разрешенное использование земельного участка общей площадью 0,84 га, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, Култукский тракт, в районе АЗС «ЮКОС», в соответствии с его целевым назначением для строительства центра по обслуживанию автомобилей (т. 1, л.д. 15).
Акт выбора земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей по Култукскому тракту в г. Шелехове от 11 января 2007 года согласован соответствующими структурными подразделениями Администрации Шелеховского района и контролирующими органами и службами (т. 1, л.д. 134-136).
Однако указанный акт выбора земельного участка не был согласован главой Шелеховского городского поселения и мэром Шелеховского муниципального района.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости), земельный участок с кадастровым номером 38:27:000205:37 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 10 декабря 2008 года) площадью 8400 кв. м., с разрешенным использованием – для строительства центра по обслуживанию автомобилей, расположен в Иркутской области, г. Шелехове, Култукский тракт, в районе АЗС «ЮКОС», относится к землям населенных пунктов, в связи с чем в соответствии с пунктом 24 Порядка прохождения документов акт выбора этого земельного участка подлежит согласованию главой администрации соответствующего городского (сельского) поселения Шелеховского района, на чьей территории находится земельный участок.
17 ноября 2008 года Общество обратилось в Администрацию г. Шелехов с заявлением № 4 на имя мэра Шелеховского городского поселения Зенина Ю.Г., в котором ходатайствовало о согласовании акта выбора земельного участка для строительства Центра по обслуживанию автомобилей по Култукскому тракту в г. Шелехове (т. 1, л.д. 83).
Письмом от 10 декабря 2008 года № 2571/08 Администрация г. Шелехова сообщила Обществу о нецелесообразности строительства центра по обслуживанию автомобилей на испрашиваемом земельном участке, так как генеральным планом города Шелехова, утвержденным решением Думы города Шелехова от 27.04.07 № 24-рд, не предусмотрено размещение названного центра и, кроме того, испрашиваемый земельный участок частично попадает в санитарно-защитную зону МУП «Водоканал» и расположен в лесах 1 категории (т. 1, л.д. 51, 132-133, т. 2, л.д. 14-15).
Одновременно Обществу был возвращен подлинник акта выбора земельного участка от 11 января 2007 года без согласования его Мэром города Шелехова.
23 декабря 2008 года Общество обратилось в Администрацию Шелеховского муниципального района с заявлением № 6 от 23 декабря 2008 года на имя Мэра Шелеховского муниципального района Сюсина Ю.А., в котором ходатайствовало о согласовании акта выбора земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей по Култукскому тракту от 11 января 2007 года.
Как установлено вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу № А19-3749/09 (т. 2, л.д. 1-9), к названному заявлению были приложены подлинный экземпляр акта выбора земельного участка от 11 января 2007 года (без согласования его Мэром Шелеховского городского поселения), подлинный экземпляр схемы расположения земельного участка, копия распоряжения Управления по распоряжению муниципальным имуществом от 24 мая 2007 года № 150, кадастровый план земельного участка и копия заявления на имя Мэра г. Шелехова от 17 ноября 2008 года № 4.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что об отказе в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:27:000205:37 для строительства центра по обслуживанию автомобилей по Култукскому тракту в г. Шелехове от 11 января 2007 года, выраженному в письме Администрации г. Шелехова от 10 декабря 2008 года № 2571/08, Обществу стало известно не позднее 23 декабря 2008 года.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
На основании части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № 8673/07 установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок может быть восстановлен исключительно при наличии уважительных причин.
В рассматриваемом случае Общество должно было обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением не позднее 23 марта 2009 года, однако фактически обратилось только 30 июня 2009 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Иркутской области (т. 1, л.д. 7), то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока Обществом не заявлялось, уважительные причины пропуска срока не указывались.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы Общества, изложенные в первоначальном заявлении, о том, что об отказе в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка ему стало известно только в ходе судебного разбирательства по делу № А19-3749/09 из отзыва Администрации г. Шелехова от 28 мая 2009 года № 159, поскольку судебными актами первой и апелляционной инстанции по этому делу было установлено, что к заявлению Общества от 23 декабря 2008 года № 6 были приложены подлинный экземпляр акта выбора земельного участка от 11 января 2007 года, подлинный экземпляр схемы расположения земельного участка, копия распоряжения Управления по распоряжению муниципальным имуществом от 24 мая 2007 года № 150, кадастровый план земельного участка и копия заявления на имя Мэра г. Шелехова от 17 ноября 2008 года № 4 (т. 1, л.д. 33-40, т. 2, л.д. 1-9).
В материалах настоящего дела имеется копия названного заявления, содержащая список приложений к нему (т. 1, л.д. 87).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления Общества от 17 ноября 2008 года № 4 и от 23 декабря 2008 года № 6, а также реестр исходящих документов (т. 1, л.д. 79), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что без получения Обществом от Администрации г. Шелехова одновременно с письмом от 10 декабря 2008 года № 2571/08 подлинных экземпляров акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка Общество не смогло бы их представить в Администрацию Шелеховского района.
По этим же основаниям суд апелляционной инстанции критически оценивает и считает несостоятельными доводы Общества, изложенные в письмах от 22 января 2009 года № 7 (т. 1, л.д. 84) и от 16 февраля 2009 года № 8 (т. 1, л.д. 85), о том, что ни ответа на заявление от 17 ноября 2008 года, ни акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка оно не получало.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № 8673/07 разъяснено, что пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока служитдостаточным аргументом для отказа в удовлетворении заявления.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 октября 2006 года № 7830/06 и от 31 октября 2006 года № 8837/06 также указано, что пропуск названного срока служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 года № 11984/06 и решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года по делу № 5191/09.
Исходя из положений пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование Общества об обязании Администрации согласовать и выдать акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей напрямую зависит от результата рассмотрения требования о признании незаконным отказа в согласовании, выраженного в письме от 10 декабря 2008 года № 2571/08.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ни статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядком прохождения документов не предусмотрена обязанность Администрации выдавать заявителям (в данном случае – Обществу) согласованный акт выбора земельного участка.
Так, пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 24 Порядка прохождения документов предусмотрено, что на основании материалов предварительного согласования места размещения объекта в течение недели отдел градостроительной деятельности готовит проект постановления мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт о выборе земельного участка. Копия постановления мэра района о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением границ земельного участка выдается заявителю в семидневный срок.
То есть орган местного самоуправления обязан направить заявителю только решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, с приложением границ (схемы) размещения земельного участка.
В рассматриваемом случае такое решение Администрацией г. Шелехова принято быть не могло, поскольку принятие постановления о предварительном согласовании места размещения объекта находится в компетенции мэра Шелеховского района.
Следовательно, возложение на Администрацию г. Шелехова обязанности выдать Обществу схемы расположения земельного участка и акта выбора земельного участка (до принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта) не соответствует нормам земельного законодательства.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы, относящиеся к существу нарушений земельного и градостроительного законодательства, допущенных, по его мнению, Администрацией г. Шелехова, судом апелляционной инстанции также проверены. Однако при изложенных выше обстоятельствах они в любом случае не опровергают правильных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Из кадастрового плана земельного участка (т. 1, л.д. 11-12) следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:27:000205:37 относится к землям населенных пунктов.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание генеральных планов городских поселений определено в статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральным планом города Шелехова, утвержденным решением Думы города Шелехова от 27.04.2007 № 24-рд (т. 1, л.д. 18-28, т. 2, л.д. 65), установлены рекреационные зоны и зеленые зоны города. В состав зеленой зоны города Шелехова вошли рекреационные территории реки Иркут и Олха. Зеленая зона ориентирована на выполнение рекреационных, санитарно-гигиенических, средоформирующих и экологических функций для городского поселения.
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны рекреационного назначения. При этом в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Леса, расположенные на землях населенных пунктов, могут быть отнесены к защитным лесам (часть 2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе: 1) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; 2) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; 3) зеленые зоны; 4) лесопарковые зоны и 5) городские леса.
На основании статьи 8 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов.
Из Генерального плана города Шелехова и проекта городской черты следует, что озелененные территории специального назначения включают, в том числе, озеленение в защитной полосе федеральной автомобильной дороги и территории санитарно-защитных зон. Озеленение магистральной автомобильной дороги в Шелехове представляет собой защитную полосу вдоль Култукского тракта. Важным элементом системы озеленения города является озеленение санитарно-защитных зон. Озеленение санитарно-защитных зон промышленных предприятий имеет целью уменьшение влияния вредных выбросов (пыли, газов, вредных веществ), оздоровление окружающей среды благодаря выравниванию температуры и влажности воздуха, защиту промышленных предприятий и жилых кварталов от ветра (т. 2, л.д. 91-94).
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок занят лесом и расположен на землях населенного пункта - Шелеховского городского поселения, 18 километр Култукского тракта, между заправочной станцией «Роснефть» (ранее АЗС «ЮКОС») и перекрестком при отвороте на п. Лесной.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела Схемой границ спорного земельного участка для строительства дилерского центра «Мазда» на территории города Шелехова (т. 2, л.д. 89) и Выкопировкой из Схемы планировочных ограничений Генерального плана города Шелехова и проекта городской черты (с нанесением границ спорного участка) (т. 2, л.д. 90).
Данный земельный участок ранее относился к землям Городского лесничества города Шелехова. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами лесоустройства, которые были подготовлены в результате проектирования городского лесничества в период 1992-1993 гг., в частности, Планом-планшетом Шелеховского городского лесничества (т. 2, л.д. 110-112).
Кроме того, Федеральной службой лесного хозяйства были сформированы: обзорный план лесонасаждений Шелеховского городского лесничества; объяснительная записка по лесоустройству городского лесничества города Шелехова, приложение к объяснительной записке по лесоустройству городского лесничества (т. 2, л.д. 101-109).
В указанных документах предусмотрен учет лесного фонда и план мероприятий по лесоустройству городского лесничества.
В частности, из объяснительной записки по лесоустройству следует, что в пределах городской черты города Шелехова с 23 апреля 1991 года располагалось городское лесничество. Общая площадь лесничества - 514 га, в т.ч. покрытые лесом 255,5 га. Территория лесничества разделена на 6 кварталов. Средняя площадь квартала - 85,7 га, средняя площадь выдела - 2,4 га, что соответствует первому разряду лесоустройства. Вся территория лесничества отнесена к лесам I группы, категории защитности - городские леса. Основания к отнесению - решение городского облисполкома о выделении городской черты г. Шелехова № 200 от 07.04.1978 г. Пересмотра категории защитности не требуется.
Судом первой инстанции также установлено, что спорный земельный участок, располагается в лесном квартале № 86, лесотаксационные выделы №, № 55, 59, 60 и 61. Площадь лесотаксационных выделов от 0,4 - 1,4 га, основные лесообразующие породы - сосна, береза.
Согласно статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. В зеленых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, то Администрацией г. Шелехова обоснованно отказано в согласовании акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей, поскольку осуществление такого строительства противоречит императивным требованиям лесного законодательства.
Иные доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе (в том числе относящиеся к санитарно-защитной зоне МУП «Водоканал»), были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они в любом случае не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о законности отказа Администрации г. Шелехова в согласовании акта выбора земельного участка и схемы размещения земельного участка для строительства центра по обслуживанию автомобилей.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2009 года по делу № А19-13443/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2009 года по делу № А19-13443/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв
Судьи Д.Н. Рылов
Е.В. Желтоухов