ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-13923/07-5- Ф02-871/2008
18 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Белоножко Т.В.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области ФИО1 (доверенность №03-42/13165 от 11.08.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области на решение от 24 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 20 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-13923/07-5 (суд первой инстанции – Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П.),
установил:
Закрытое акционерное общество «ЭСКО» (далее – общество, ЗАО «ЭСКО») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения № 11-50/65 от 07.05.2007 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 26-16/14611-706 от 23.07.2007).
Определением от 8 ноября 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее – Управление).
Решением суда от 24 января 2008 года заявленные требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 78 880 рублей 40 копеек; предложения уплатить налоговые санкции в указанном размере, налог на прибыль в сумме 394 402 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 118 707 рублей 04 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 июня 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд пришёл к необоснованному выводу о необходимости исчисления налога на прибыль исходя из документально подтвержденной суммы доходов, а не суммы, отраженной налогоплательщиком в налоговой декларации.
Налоговая инспекция полагает, что расхождения в суммах дохода возникли в связи с невозможностью представления обществом счетов-фактур.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление №69856 от 25.08.2008), однако своих представителей в заседание суда не направило, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ЗАО «ЭСКО» по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки составлен акт № 11-30/25 от 19.03.2007 и вынесено решение № 11-50/65 от 07.05.2007, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) за неуплату, в том числе сумм налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в размере 1 269 285 рублей 60 копеек, налога на прибыль - в виде штрафа в сумме 358 029 рублей 40 копеек; по пункту 1 статьи 126 Кодекса в виде штрафа в размере 500 рублей. Указанным решением ЗАО «ЭСКО» предложено уплатить суммы неуплаченных: налога на добавленную стоимость в размере 7 225 428 рублей, налога на прибыль в размере 1 790 147 рублей, соответствующие суммы пеней.
Решением Управления №26-16/14611-706 от 23.07.2007 решение налоговой инспекции изменено: подпункт 1.2 пункта 1 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: 1.2 пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в сумме 1 658 094 рубля, возникшую в результате занижения налогооблагаемой базы, в виде штрафа в размере 20 % от суммы неполностью уплаченного налога, в размере 331 618 рублей 80 копеек, в том числе: федеральный бюджет РФ в сумме 83 467 рублей 40 копеек; бюджет субъекта РФ в сумме 239 690 рублей; местный бюджет в сумме 8 461 рублей 40 копеек. Подпункт 1.3 резолютивной части решения исключен. Раздел б) подпункта 3.1 пункта 3 резолютивной части решения начиная от строки «налога на прибыль в сумме...» изложен в следующей редакции: «налога на прибыль в сумме 1 658 094 рубля, в том числе: за 2004 год в сумме 507 687 рублей, в том числе по бюджетам: в федеральный бюджет 105 768 рублей; в бюджет субъекта РФ 359612 рублей; в местный бюджет 42 307 рублей; за 2005 год в сумме 1 150 407 рублей, в том числе по бюджетам: в федеральный бюджет 311569 рублей; в бюджет субъекта РФ 838 838 рублей. Всего налогов в сумме 8 883 522 рубля». В разделе в) подпункта 3.1 пункта 3 резолютивной части решения суммы: 359 149 рублей 76 копеек заменить на 325 723 рублей 20 копеек; 81 990 рублей 22 копеек заменить на 78 614 рублей 78 копеек; 258 116 рублей 26 копеек заменить на 234 302 рублей 08 копеек; 15 043 рублей 29 копеек заменить на 12 806 рубле 34 копеек; 2623 474 рублей 06 копеек заменить на 2 590 047 рублей 50 копеек.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сумма налога на прибыль за 2004-2005 годы должна быть исчислена исходя из документально подтвержденной суммы доходов и расходов общества, а не суммы, отраженной им в налоговой декларации. По этим же основаниям суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией в адрес ЗАО «ЭСКО» было направлено требование № 86 от 16.05.2006 о представлении документов, необходимых для проведения проверки.
Указанное требование обществом не выполнено в связи с отсутствием у ЗАО «ЭСКО» данных документов и не предпринято каких-либо действий по восстановлению утраченных документов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Арбитражным судом установлено, что согласно представленной ЗАО «ЭСКО» декларации по налогу на прибыль, доходы за 2004 год составили 27 538 283 рублей. Первичные документы, подтверждающие указанную сумму, обществом представлены не были.
С учетом представленных в ходе встречных проверок ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «БЭСС МК-1» документов, налоговой инспекцией установлено, что ЗАО «ЭСКО» в 2004 году реализовало продукцию ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «БЭСС МК-1», ООО «Лэпстрой», Востоксибаэронавигация, Иркутскэнергосвязь, ЮГЕС, ИП Ведерникова, всего на сумму 25 913 677 рублей. В связи с этим суд пришел к правильному выводу, что выручка ЗАО «ЭСКО» в проверяемом периоде от реализации выполненных работ составила 25 913 677 рублей.
В представленной заявителем декларации по налогу на прибыль за 2004 год заявлены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, в сумме 26 049 776 рублей.
По данным налоговой инспекции сумма расходов за 2004 год составила 23 934 413 рублей. По данным налогоплательщика внереализационные доходы отсутствуют. Внереализационные расходы составили 1 014 479 рублей, что подтверждено и налоговой инспекцией.
По данным общества налоговая база на прибыль за 2004 год составила 474 028 рублей. Согласно представленным документам – 964 785 рублей.
На основании изложенного, суд обоснованно признал, что обществом налоговая база по налогу на прибыль за 2004 год занижена на 490 757 рублей.
Согласно представленной ЗАО «ЭСКО» декларации по налогу на прибыль за 2005 год, доходы за указанный период составляют 21 870 252 рублей, налог исчислен в размере 38 098 рублей.
С учетом представленных ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «БЭСС МК-1», Иркутскэнергосвязь, ООО «Гамаюн» первичных документов, суд первой инстанции установил, что подтвержденной является выручка общества от реализации выполненных работ в 2005 году в сумме 21 851 519 рублей.
По данным налогоплательщика, расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, составили 20 872 178 рублей. По результатам проверки сумма расходов составила 16 078 816 рублей.
По данным ЗАО «ЭСКО» внереализационные доходы отсутствуют. Внереализационные расходы составили 839 333 рублей, что подтверждено и налоговой инспекцией.
На основании изложенного, суд обоснованно признал, что обществом налоговая база по налогу на прибыль за 2005 год занижена на 4 774 629 рублей.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в 2004-2005 годах ЗАО «ЭСКО» не уплачен налог на прибыль в сумме 1 263 692 рубля.
Доводы налоговой инспекции о том, что поскольку в связи с непредставлением обществом первичных документов, налоговая инспекция правомерно руководствовалась данными, отраженными ЗАО «ЭСКО» в налоговой декларации, а не данными, полученными в ходе встречных проверок, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике. Определение суммы налогов исходя только из данных о доходах, отраженных в налоговой декларации и не подтвержденных документально, не соответствует действующему налоговому законодательству.
Доводы заявителя о том, что недостающую сумму дохода могли бы подтвердить отсутствующие документы, носят предположительный характер и противоречат нормам права, устанавливающим порядок исчисления налога на прибыль.
При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судебных инстанций в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем с учетом требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 20 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-13923/07-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.В. Белоножко
Судьи
А.И. Скубаев
Н.М. Юдина