ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-14101/07-28-Ф02-5369/2008 от 05.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 05.11.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2008.

г. Иркутск

№ А19-14101/07-28-Ф02-5369/2008

7 ноября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Новогородского И.Б.,

судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании: ФИО1, представителей ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 01.11.2008), ФИО3 (доверенность от 01.11.2008), Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска ФИО4 (доверенность № 08/9448 от 03.04.2008), ФИО5 (доверенность № 08/37305 от 01.11.2008), ФИО6 (доверенность № 08/5044 от 20.02.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение от 28 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 8 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-14101/07-28 (суд первой инстанции – Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О.),

установил:

ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО1, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79 (заявители) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи № 2073810024649 о ликвидации закрытого акционерного общества «Аэроком».

Решением от 28 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 8 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

ФИО1 обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, ликвидационный баланс общества не был утвержден общим собранием акционеров, выездная проверка общества при его ликвидации инспекцией не проводилась, руководство общества при подаче заявления о ликвидации представило неправильные сведения о финансовой деятельности общества.

Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель кассационной жалобы и его представители поддержали доводы кассационной жалобы.

Представители инспекции просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.06.2005 общим собранием акционеров ЗАО «Аэроком» принято решение о добровольной ликвидации юридического лица ЗАО «Аэроком» (общество), избрана и утверждена ликвидационная комиссия.

Согласно выписке из протокола №10 от 04.07.2005 из 81,38% голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в голосовании, 98,62% проголосовали за добровольную ликвидацию.

Председателем ликвидационной комиссии ФИО80 04.07.2005 подана заявка на публикацию сообщения о принятом решении о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Инспекцией 11.07.2005 на основании представленных руководителем ликвидационной комиссии общества ФИО80 для регистрации документов входящий № 1166 от 05.07.2005 принято решение № 21Р/3080 «О регистрации решения о принятии решения о ликвидации юридического лица».

Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 20.07.2005 № 26, в котором сообщено, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение 5 месяцев с момента публикации по указанному в публикации адресу.

Председателем ликвидационной комиссии 04.06.2007 поданы в инспекцию документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а именно: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждено, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Инспекция, рассмотрев представленные документы, приняла решение от 09.06.2007 № 699 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации общества.

Считая, что действия инспекции, по внесению записи в ЕГРЮЛ о ликвидации общества нарушают их права и законные интересы, заявители обратились с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности действий инспекции. Запись о ликвидации общества внесена в ЕГРЮЛ законно и обоснованно. Нарушения прав и законных интересов заявителей не установлено.

Выслушав заявителя кассационной жалобы, его представителей, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы при государственной регистрации представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом. Уполномоченным лицом при ликвидации юридического лица, в том числе, может быть и руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины.

При осуществлении государственной регистрации ликвидации юридического лица Законом не предусмотрено представление других документов, иных требований к заявителю.

Пунктом 6 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации регламентируется положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Закона.

Вывод суда о том, что на момент принятия решения от 09.06.2007 № 699, у инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица – ЗАО «Аэроком» в связи с его ликвидацией, является правильным, поскольку ликвидатором выполнены требования пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: заявление подано уполномоченным лицом в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, к заявлению приложены ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.

При таких обстоятельствах решение от 09.06.2007 № 699, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ЗАО «Аэроком», принято в порядке и в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителей.

Довод кассационной жалобы о том, что инспекцией не проведена выездная налоговая проверка общества, в связи с его ликвидацией, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15.08.2005 инспекцией принято решение о проведении выездной налоговой проверки общества, в связи с ликвидацией.

По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 19.12.2005 № 0519/143 дсп, которым обществу доначислены налоги, пени и налоговые санкции.

Начисленные по итогам проверки налоги, пени и налоговые санкции обществом уплачены.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ликвидационный баланс общества не был утвержден общим собранием акционеров, руководство общества при подаче заявления о ликвидации представило неправильные сведения о финансовой деятельности общества были проверены и обоснованно отклонены судебными инстанциями как не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении дела по существу заявленных требований.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия инспекции по внесению записи о ликвидации общества в ЕГРЮЛ не нарушают прав и законных интересов заявителей.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании ФИО1 норм права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу.

Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 950 рублей подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 8 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-14101/07-28 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 950 рублей.

Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.Б. Новогородский

Судьи

Т.А. Брюханова

А.И. Скубаев