Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-15113/2019
«19» августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Корзовой Н.А., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу № А19-15113/2019 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью "Каптенармус" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 127106 МОСКВА ГОРОД ПРОЕЗД ГОСТИНИЧНЫЙ ДОМ 4Б ПОМЕЩЕНИЕ 2 КОМНАТА 61), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 113184, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 59/19), Министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, <...>), Администрация ангарского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665830, <...>), о взыскании 4 294 154 рубля,
(суд первой инстанции – Е.С.Пенюшов),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 24.09.2019;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Российская Федерация в лице ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, Росимущество, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КАПТЕНАРМУС" (далее – ООО "КАПТЕНАРМУС", ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером 38:26:011404:235 в размере 4 294 154 рубля, в том числе: 3 814 981 рубль 74 копейки – основного долга за 2017-2018 годы; 479 172 рубля 26 копеек – неустойки за период с 15.01.2017 по 11.08.219.
Определением суда от 24.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (далее - РОСЛЕСХОЗ), МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Министерство), АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (далее – Администрация АГО).
Определением суда от 17.03.2020 по настоящему делу произведена замена с МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ на ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования оставлены без удовлетворения.
В обосновании суд указал, что земельный участок с кадастровым номером 38:26:011404:235 не исключен из состава земель лесного фонда, следовательно, арендная плата за пользование спорным лесным участком подлежит определению на основании статьи 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". С момента завершения строительства и ввода линейного объекта электросетевого хозяйства в эксплуатацию, предоставленный ООО "КАПТЕНАРМУС" на основании договора аренды от 18.10.2012 № 91-333/12 лесной участок, в спорный период использовался обществом уже не для целей строительства либо реконструкции объекта, а для целей эксплуатации линейного объекта, что в силу установленного в примечании № 9 к таблице № 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 является основанием для применения при расчете арендной платы поправочного коэффициента 0,1 % к утвержденным названным Постановлением ставка платы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.05.2020 по делу № А19-15113/2019 - отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме.
Полагает, что ООО «Каптенармус» обязательства по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка не исполнялись.
Размер арендной платы за 2018 год определен ООО «Каптенармус» без учета положений п. 3 приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507, который предусматривает изменение арендной платы, установленной п.2 Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507, согласно п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Бездействие ответчика по погашению задолженности нарушает права и законные интересы Российской Федерации в лице Территориального органа, как стороны Арендодателя по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91545/13 в силу того, что обязательство по предоставлению объектов недвижимого имущества в пользование Территориального управления было надлежащим образом исполнено, ответчиком, в свою очередь, доказательств внесения арендной платы в федеральный бюджет представлено не было.
Кроме того, Территориальное управление обращает внимание суда, что при подписании договора № П-91-3/2016 от 06.12.2016 ООО «Каптенармус» полностью согласился с условиями внесения арендной платы, в адрес Территориального управления ответчик не направляло акт разногласий к договору аренды земельного участка, тем самым выразив полное согласие на все условия договора и дополнительных соглашений.
На апелляционную жалобу истца поступил отзыв ответчика, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 11.07.2020.
Представитель общества дал пояснения согласно отзыву. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп с 15 июня 2016 года Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области «О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду» от 27.11.2013 № 3050-агр между агентством лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Иркутской области) (арендодатель) и закрытым акционерным обществом Производственная компания «ДИТЭКО» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Ангарский район, Усольское лесничество, Ангарское участковое лесничество, Мегетская дача, кварталы № 17 (выдел 10), № 18 (выделы 5,7,8,9,10,11,13,14,15,16,18), защитные леса, общей площадью 54,7 га, в границах, указанных в акте натурного технического обследования лесного участка от 14.10.2013, утвержденном агентством лесного хозяйства Иркутской области 07.11.2013; плане лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 733-2013-11; в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, линий электропередачи воздушных, кабельных всех классов напряжения, линий связи, опор вдоль трассовой линий электропередач (строительство, реконструкция и эксплуатация сетей инженерно-технического обеспечения, операторных и аппаратных для обслуживания ЛЭП) и заготовки древесины для возможности реализации основной цели использования лесного участка в соответствии со статьями 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесной участок передан в пользование арендатора по акту приема-передачи.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном законом порядке.
Размер и условия внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 4 договора аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 договора годовой размер арендной платы по настоящему договору в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, линий электропередачи воздушных, кабельных всех классов напряжения, линий связи, опор вдоль трассовой линий электропередач (строительство, реконструкция и эксплуатация сетей инженерно-технического обеспечения, операторных и аппаратных для обслуживания ЛЭП) составляет 736 479 рублей 74 копеек. Обязательство по внесению арендатором арендной платы возникает с момента государственной регистрации настоящего договора. На момент подписания договора Расчет размера арендной платы за пользование участком (приложение № 3 к договору) произведен на основании ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
На основании соглашения от 24.06.2014 между Российской Федерацией в лице ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, Агентством лесного хозяйства Иркутской области и закрытым акционерным обществом Производственная компания «ДИТЭКО» права и обязанности арендодателя по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 перешли к ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Иркутской области 18.08.2014).
На основании соглашения от 12.11.2015 № 11а/2015, договоров от 07.07.2016 № 9А/2016, от 01.09.2016 б/н, от 06.12.2016 № П-91-З/2016 все права и обязанности арендатора перешли к ООО "КАПТЕНАРМУС".
ООО "КАПТЕНАРМУС" внесение арендных платежей по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 в период с 2017 года по 2018 год в полном объеме не произведено, возникла задолженность ответчика перед истцом в размере 4 294 154 рубля, в том числе: 3 814 981 рубль 74 копейки – основного долга за с 2017 года по 2018 год; 479 172 рубля 26 копеек – неустойки за период с 15.01.2017 по 11.08.219.
По мнению ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 38:26:011404:235 подлежит расчету на основании Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" с учетом положений пункта 8 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и используется в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, линий электропередачи (строительство, реконструкция и эксплуатация сетей инженерно-технического обеспечения, операторных и аппаратных для обслуживания ЛЭП).
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Требования истца ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании суммы основного долга и неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя ответчика в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Проанализировав условия договора от 13.12.2013 № 91-545/13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка. Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Исследовав условия договора аренды от 18.10.2012 № 91-333/12, суд первой инстанции правильно установил, что сторонами согласованы его существенные условия, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, следует вывод о заключенности указанного договора в соответствии статьей 432 ГК РФ.
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 38:26:011404:235 расположен на землях лесного фонда Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Мегетской дачи. Указанный земельный участок включен в границы населенного пункта Мегет, утвержденные решением Думы Мегетского муниципального образования от 03.02.2012 № 326, утвержден Генеральный план Мегетского муниципального образования. По результатам выполненного ФГУП «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы Мегетского муниципального образования лесных участков. При этом согласование проекта территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта указанного лесного участка из состава земель лесного фонда с РОСЛЕСХОЗОМ не обеспечено.
Решением Ангарского городского суда по делу № 2-2022/2015 решение Думы Мегетского муниципального образования от 03.02.2012 № 326 «Об утверждении генерального плана Мегетского муниципального образования» в части включения в границы Мегетского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, признано незаконным.
На основании решения Думы Ангарского городского округа от 23.03.2016 № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа» лесной участок с кадастровым номером 38:26:011404:235 повторно включен в границы п. Мегет Ангарского городского округа.
Решением Иркутского областного суда от 20.11.2017 по делу № 3а-175/2017 решение Думы Ангарского городского округа от 23.03.2016 № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа» признано недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 38:26:011404:235 не исключен из состава земель лесного фонда, следовательно, арендная плата за пользование спорным лесным участком подлежит определению на основании статьи 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом в материалы дела не представлено надлежащих, относимых, допустимых и достаточных доказательств перевода спорного земельного (лесного) участка из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Рассмотрев требования истца о взыскании задолженности по арендным платежам по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 за период с 2017 года по 2018 год, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения иска в указанной части в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Из совокупного толкования данных норм материального права следует, что по общему правилу размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, определенной в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно примечанию № 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации т 25.02.2011 № 109 "О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 117 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "КАПТЕНАРМУС" на основании договора аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 предоставлен лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Ангарский район, Усольское лесничество, Ангарское участковое лесничество, Мегетская дача, кварталы № 17 (выдел 10), № 18 (выделы 5,7,8,9,10,11,13,14,15,16,18), защитные леса, общей площадью 54,7 га, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, линий электропередачи воздушных, кабельных всех классов напряжения, линий связи, опор вдоль трассовой линий электропередач (строительство, реконструкция и эксплуатация сетей инженерно-технического обеспечения, операторных и аппаратных для обслуживания ЛЭП) и заготовки древесины для возможности реализации основной цели использования лесного участка в соответствии со статьями 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании акта ввода в эксплуатацию от 04.08.2015 введен в эксплуатацию объект электросетевого хозяйства ВЛИ 0,4 кВ пос. Шароны, расположенный в границах лесного участка с кадастровым номером 38:26:011404:235.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что с момента завершения строительства и ввода линейного объекта электросетевого хозяйства в эксплуатацию, предоставленный ООО "КАПТЕНАРМУС" на основании договора аренды от 18.10.2012 № 91-333/12 лесной участок, в спорный период использовался обществом уже не для целей строительства либо реконструкции объекта, а для целей эксплуатации линейного объекта, что в силу установленного в примечании № 9 к таблице № 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 является основанием для применения при расчете арендной платы поправочного коэффициента 0,1 % к утвержденным названным Постановлением ставка платы.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал ошибочным и несоответствующим установленной категории земли в отношении спорного земельного участка довод ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о том, что арендная плата по договору аренды лесного участка от 13.12.2013 № 91-545/13 подлежит расчету на основании Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" с учетом положений пункта 8 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку спорный участок относится к землям лесного фонда, и используется в целях эксплуатации линейного объекта электросетевого хозяйства, введенного в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию от 04.08.2015, что является основанием для применения при расчете арендной платы положений, установленных в примечании № 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации т 25.02.2011 № 109 "О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 117 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Как правильно указывает суд первой инстанции, спорный лесной участок использовался ответчиком в целях эксплуатации линейного объекта, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не оспорено, доказательств иного использования участка в материалы дела не представлены. При этом из пояснений ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (заявление об уточнении исковых требований от 08.10.2019 № 38/19047) следует, что 02.08.2019 Территориальным органом проведена проверка использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:011404:235 (акт проверки от 02.08.2019 № П-К-2019-09) в ходе которой установлен факт расположения в границах земельного участка линии электропередач, использование участка для иных видов деятельности не выявлено.
Судом первой инстанции Министерству лесного комплекса Иркутской области было предложено представить расчет арендной платы за пользование лесным участком, представленный министерством расчет проверен (приведен в отзыве от 13.02.2020г.) и согласуется представленным в ООО "КАПТЕНАРМУС" контрасчетом (т.3 л.д.40-41).
Апелляционный суд усматривает, что за 2017г. по расчетам министерства и общества сумма арендной платы одинаковая – 853 795,09руб., а за 2018г. по расчетам общества сумма выше за счет применяемого коэффициента 1, 57 (что соответствует Постановлению Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363) – 1 023 250,61руб.
При применении коэффициента 0,1 сумма арендной платы за 2017-2018 годы составляет 187 704,5руб., что меньше, как об этом указывает суд первой инстанции, чем частичная оплата арендных платежей на сумму 370 000 рублей и переплата, сформировавшаяся в 2016 году в размере 10 727,06 руб
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии на стороне ответчика задолженности по арендным платежам.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия у ответчика перед истцом задолженности по арендным платежам, с учетом того, что при расчете арендной платы с применением поправочного коэффициента 0,1 к базовой ставке, определенной на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, размер такой платы меньше, чем оплачено ответчиком в процессе исполнения договорных обязательств, исковые требования суд первой инстанции правильно нашел необоснованными и неправомерными.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что правовых и фактических оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу №А19-15113/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Н.А.Корзова
Д.В.Басаев