ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-15114/14 от 21.05.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А19-15114/2014

27 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юшкарёва И.Ю.,

судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,

при участии в судебном заседании арбитражного управляющего ФИО1 (паспорт), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2 (доверенность от 23.06.2014),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Тарасова Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2014 года по делу № А19-15114/2014 , постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН: <***>; место нахождения: город Иркутск; далее – административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (место жительства: город Иркутск;                                  далее – ФИО1, арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2015 года, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, арбитражный управляющий обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления.

По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании арбитражный управляющий поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель административного органа подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.

Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2014 года по делу               № А19-10504/2013 в отношении общества с ограниченной ответственностью «СтройАльянс» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий ФИО1.

На основании поступившей из налогового органа информации (письмо от 20.08.2014 № 19-26/013644) должностными лицами Управления в отношении арбитражного управляющего возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проведенного должностными лицами административного органа административного расследования, руководителем Управления в отношении арбитражного управляющего ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 09.09.2014 № 00823814, в котором зафиксированы нарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, пунктов 1, 3, 4 статьи 13, пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая арбитражного управляющего к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для целей названного Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с названным Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

В сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 названного Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Судами при принятии обжалуемых судебных актов установлено, что уведомление о проведении 16.07.2014 собрания кредиторов должника арбитражным управляющим в адрес уполномоченного органа – Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска, не направлялось.

Также установлено, что в уведомлении от 15.07.2014 № 30 о проведении собрания кредиторов должника не указаны сведения о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов должника.

Помимо этого, на основании имеющихся в деле доказательств, суды пришли к выводу о несоблюдении арбитражным управляющим требования о включении сообщения о решениях, принятых собранием кредиторов, или о признании собрания кредиторов несостоявшимся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а именно, в срок до 23.07.2014 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о решениях, принятых 16.07.2014 собранием кредиторов, или сведения о признании данного собрания кредиторов несостоявшимся не включено.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие у арбитражного управляющего специального правового статуса, а также специальной профессиональной подготовки к осуществлению указанной деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следствие, привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществлено обоснованно.

Довод арбитражного управляющего относительно того, что административным органом при составлении протокола об административном правонарушении не разъяснено право заявлять ходатайства и отводы, отклоняется арбитражным судом кассационной инстанции, поскольку судами при принятии обжалуемых судебных актов установлено, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, содержащее разъяснение указанного права, своевременно направлено лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Довод относительно того, что арбитражному управляющему не разъяснено право не свидетельствовать против самого себя при производстве по делу об административном правонарушении, подлежит отклонению, поскольку протокол об административном правонарушении, содержащийся в материалах дела, содержит в своем тексте указание на разъяснение указанного права арбитражному управляющему, о чем имеется его подпись в протоколе.

Указание арбитражным управляющим в кассационной жалобе на то, что административным органом допущено нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выражающееся в том, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих не была уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, основано на неверном толковании норм права.

Административным органом обеспечена возможность участия при производстве по делу об административном правонарушении арбитражного управляющего, что свидетельствует о соблюдении требований о субъектном составе лиц, участвующих при производстве по делу об административном правонарушении.

Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2014 года по делу № А19-15114/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную                жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Ю. Юшкарёв

Судьи:

А.А. Сонин

Д.И. Шелег