ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-15566/18 от 23.11.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А19-15566/2018

«30» ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен  30 ноября 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуИнспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу №А19-15566/2018 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Ангарская топливно-экспедиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании прекратить действия, связанные с процедурой ликвидации юридического лица, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

 (суд первой инстанции – Козодоев О.А.),

в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее – истец, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ангарская топливно-экспедиционная компания» (далее – ответчик, ООО «АНТЭК», общество, налогоплательщик) об обязании ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания», в лице ликвидатора ФИО1, прекратить действия, связанные с процедурой ликвидации данного общества, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее – регистрирующий орган).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу №А19-15566/2018    в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд в обоснование указал, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, чтоинициированием процедуры ликвидации нарушены права и законные интересы, как налогового органа, так и иных лиц, в том числе самого общества.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой проситотменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу №А19-15566/2018. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что налогоплательщик инициировал процедуру ликвидации исключительно в целях уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов. Ликвидация общества приведет к невозможности взыскания доначисленных по результатам камеральной проверки сумм и нарушению интересов налогового органа.

Отзыв ответчика на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.09.2018.

В судебном заседании 20 ноября 2018 года объявлен перерыв на 14 часов 30 минут 23 ноября 2018 года.

Стороны представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, представленной ООО «АНТЭК».

По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 13.02.2018 № 1193, согласно которому налогоплательщика предлагается привлечь к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в результате неуплаты НДС в сумме 331 824 руб. Кроме того, налогоплательщику предлагается уплатить НДС в размере 1 659 120 руб., пени в размере 55 890,23 руб. за несвоевременную уплату налога.

Согласно пояснениям истца, после составления акта налоговой проверки от 13.02.2018 № 1193 ООО «АНТЭК» принято решение от 12.04.2018 о начале процедуры добровольной ликвидации общества. Ликвидатором назначен ФИО1.

21.05.2018 МИФНС № 17 по Иркутской области принято решение № 10858А о государственной регистрации – принятие юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора ООО «АНТЭК».

Таким образом, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «АНТЭК» с 21.05.2018 находится в стадии ликвидации общества.

ИФНС по г. Ангарску Иркутской области обратилось с настоящим иском в суд с требованием об обязании ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания», в лице ликвидатора ФИО1, прекратить действия, связанные с процедурой ликвидации данного общества.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен действующим законодательством РФ, в частности статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Согласно статьям 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с подпунктами «и», «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Статьей 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Как усматривается из материалов дела, ООО «АНТЭК» состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области. ООО «АНТЭК» принято решение о добровольной ликвидации, о чем общество уведомило налоговый орган.

Налоговый орган (МИФНС № 17 по Иркутской области), в свою очередь, внес соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

На момент рассмотрения дела процедура ликвидации не завершена, только подано заявление о добровольной ликвидации, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ, что также подтверждено регистрирующим органом.

Согласно материалам дела, налоговый орган, обращаясь с настоящим иском в суд, указал на то, что налогоплательщик инициировал процедуру ликвидации исключительно в целях уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов.

Суду первой инстанции инспекцией были даны пояснения о том, что при завершении процедуры ликвидации ООО «АНТЭК», после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица, налоговый орган по результатам камеральной проверки вынужден будет вынести решение об отказе в привлечении данной организации к налоговой ответственности, что повлечет освобождение налогоплательщика от уплаты налогов, пени, штрафов и не поступлению средств в значительном размере в бюджет государства.

Суду апелляционной инстанции, согласно доводов апелляционной жалобы, налоговый орган указал на то, что принятое 15.08.2018 по результатам камеральной налоговой проверки решение о привлечении ООО «АТЭК» к ответственности за совершение налогового правонарушения до настоящего времени не вступило в законную силу. В связи с чем, ликвидация общества приведет к невозможности взыскания доначисленных сумм и нарушению интересов налогового органа.

По материалам дела судом апелляционной инстанции установлено следующее:

- камеральная налоговая проверка начата 30.10.2017, окончена 30.01.2018;

- акт камеральной налоговой проверки составлен 13.02.2018;

- 13.04.2018 вынесено решение о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля в срок до 11.05.2018;

- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 3451 принято 15.08.2018;

- о причинах, по которым решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 3451 от 15.08.2018 принято инспекцией по истечении шести месяцев после составления (13.04.2018) акта  камеральной налоговой проверки, и по истечении трех месяцев после окончания (11.05.2018) мероприятий дополнительного налогового контроля, пояснения не даны, доказательства не представлены;

- из  документов, представленных налоговым органом в материалы дела, не усматриваются признаки умышленного затягивания налогоплательщиком процедуры принятия инспекцией решения по результатам камеральной налоговой проверки.

Согласно материалам дела, запись о добровольной ликвидации ООО «АНТЭК» внесена в ЕГРЮЛ 21.05.2018.

Доказательства того, что ликвидатором общества в соответствующих средствах массовой информации опубликовано сообщение о добровольной ликвидации ООО «АНТЭК», о порядке и сроке, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации, в течение которого кредиторы могут заявить свои требования, налоговым органом в материалы дела не представлено. Таким образом, доказательства того, что налоговый орган не имеет возможности предъявить свои требования в порядке, установленном при добровольной ликвидации юридических лиц, в материалах дела отсутствуют.

При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что определением от 22.10.2018 инспекции предлагалось представить суду апелляционной инстанции дополнительные доказательства.

Также налоговым органом ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела нарушена процедура ликвидации ООО «АНТЭК».

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С учетом представленных истцом в материалы дела доказательств, апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в его выводе о недоказанности налоговым органом обстоятельств того, что ООО «АНТЭК» незаконно воспользовалось своим правом на инициирование процедуры добровольной ликвидации, а также о нарушении прав и законных интересов, как налогового органа, так и иных лиц, в том числе самого общества. Следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу №А19-15566/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.ФИО2

Судьи                                                                                                           Е.В.Желтоухов

                                                                                                          В.Л.Каминский