ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-15807/06 от 14.03.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел. (3952) 20–96–75, 20–95–67, факс (3952) 20–96–75, e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А19-15807/06-14-Ф02-1225/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей:  Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей администрации города Ангарска – Киселевой И.В. (доверенность от 28.12.2006 №7/15-1065-А),                   ООО «Сибкомторг» - Сизикова В.А. (доверенность от 15.05.2006),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ангарска на решение  от 29 сентября 2006 года  и постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2006 года   Арбитражного суда Иркутской области по делу       № А19-15807/06-14 (суд первой инстанции – Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

             установил:

             Общество  с ограниченной ответственностью «Сибкомторг» (далее – ООО «Сибкомторг», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к администрации города Ангарска (далее - администрация) о признании незаконным решения  первого заместителя главы администрации г.Ангарска от 05.06.2006 № 8/06-293-А.

Решением суда первой инстанции от 29 сентября  2006 года заявленные требования удовлетворены.

Решение первого заместителя главы администрации города Ангарска от 05.06.2006  № 8/06-293-А признано незаконным, не соответствующим  статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию возложена обязанность  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем  обеспечения выбора земельного участка по адресу: Иркутская область, город Ангарск, городское водохранилище на р. Мал.Еловка, оформления результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка с приложением, утвержденного органом местного самоуправления, проекта границ земельного участка; принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Постановлением апелляционной инстанции от 5 декабря 2006 года  решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация  обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.

В кассационной жалобе администрация г.Ангарска указывает, что удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что с 01.07.2006 в соответствии с пунктом  10 статьи  3 Федерального закона от 25.10.2001  № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17.04.2006  № 53-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда на то, что суд первой инстанции не исследовал обстоятельства дела с учетом действующего законодательства и  вынес решение от 29.09.2006, которое является неисполнимым, поскольку с 01.07.2006  администрация города Ангарска не уполномочена на совершение  указанных в решении суда действий, направленных  на устранение  нарушенных прав и законных интересов общества.

            В отзыве на кассационную жалобу  ООО «Сибкомторг»  отклоняет изложенные в ней доводы,  просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

             Как установлено судом и усматривается из материалов дела,  21.03.2006           ООО «Сибкомторг» обратилось с заявлением в администрацию г.Ангарска о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта «Зоны отдыха» на территории городского водохранилища на р. Мал. Еловка, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

              Письмом от 05.06.2006 № 8/06-293-А администрация г.Ангарска отказала в реализации проекта по благоустройству «Зоны отдыха» на территории городского водохранилища на р. Мал. Еловка по тем мотивам, что строительство объектов, предусмотренных проектом ООО «Сибкомторг», захватывает территорию, переданную в аренду в рамках проведенного администрацией г.Ангарска инвестиционного конкурса, и что для передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, необходимо проведение инвестиционных конкурсов. Кроме того, в обоснование отказа администрация указала, что проект не содержит достаточных мероприятий, показателей и планов, обязательных для принятия к реализации данного проекта.

    Считая указанное решение не соответствующим закону и нарушающим  его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество  обратилось  в Арбитражный суд  Иркутской области  с заявлением.

             В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным необходимо установление его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   В соответствии  с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.                                                             Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.                                                                                Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и  приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.                                                                        Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение администрации г.Ангарска от 05.06.2006 № 8/06-293-А является незаконным и не соответствующим положениям части  1 статьи  30, статьи  31 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим обязал администрацию г.Ангарска устранить нарушения прав и законных  интересов заявителя.

            Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и указал на недоказанность обоснованности мотивов отказа, изложенных  администрацией г.Ангарска в письме от 05.06.2006 № 8/06-293-А.

          Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы суда  нельзя признать достаточно обоснованными исходя из следующего.

Судебные акты не содержат выводов о том, нарушает ли  оспариваемый акт права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данное обстоятельство Арбитражный суд Иркутской области  не устанавливал, в то время как это  имеет  значение  для дела  в силу  положений  части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Законом Иркутской области № 105-оз от 16.12.2004  «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области», Уставом города Ангарска, Уставом Ангарского муниципального образования - администрация города Ангарска относится к исполнительно-распорядительному органу городского поселения, а администрация Ангарского муниципального образования к исполнительно-распорядительному органу муниципального района. В соответствии с Уставом города Ангарска  Ангарское муниципальное  образование  Законом области от 16.12.2004 № 105-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области»  наделено статусом  городского поселения.  Территория города Ангарска входит в состав территории Ангарского муниципального образования, наделенного статусом муниципального района.  

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2006) (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Арбитражный суд Иркутской области при разрешении данного дела не применил  вышеуказанную норму материального права, изменяющую правовое регулирование, затрагивающее спорные правоотношения по данному делу, и не дал правовой оценки обстоятельствам дела с учетом действующего законодательства.

Арбитражным судом Иркутской области полномочия администрации  города Ангарска   по   распоряжению земельным  участком с учетом Федерального закона          № 53-ФЗ судом первой и апелляционной инстанции  не были предметом исследования. Между тем, исследование указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного применения норм материального права при разрешении  по существу заявленных обществом требований.

 Таким образом, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности требований  ООО «Сибкомторг»  о признании решения первого заместителя главы администрации города Ангарска от 05.06.2006 № 8/06-293-А основан на неполно выясненных обстоятельствах дела.

При таких условиях, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом  без  их полного и всестороннего исследования  и  правовой оценки,  а также без учета норм материального права, регулирующих спорные правоотношения,  Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение  от 29 сентября 2006 года  и постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2006 года   Арбитражного суда Иркутской области по делу                         № А19-15807/06-14 подлежащими отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации  с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, дать им  правильную правовую оценку с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в зависимости от установленного  вынести законное, обоснованное и мотивированное решение, а также разрешить вопрос о судебных расходах.          

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  от 29 сентября 2006 года,  постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2006 года  Арбитражного суда Иркутской области по делу                          № А19-15807/06-14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Меры по приостановлению исполнения обжалуемых  судебных актов, принятые определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  28 февраля 2007 года, отменить.

Председательствующий

Л.И.Смоляк

Судьи

Л.Ю.Пущина

М.М.Шелёмина