ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-16334/19 от 06.02.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-16334/2019

«13» февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Ломако Н.В., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью "Стройград" ФИО1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года по делу №А19-16334/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, АДРЕС: 664007, <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, АДРЕС: 664007, <...>) о признании недействительным решения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц регистрационной записи за государственным номером 2193850296594, третье лицо: ликвидатор ООО "Стройград" ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664001, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, ТЕРРИТОРИЯ ГОРКА, ДОМ 30, ИНН ликвидатора 381011447899),

(суд первой инстанции – Е.И. Верзаков),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее – заинтересованное лицо, регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области о внесении в единый государственный реестр юридических лиц регистрационной записи за государственным номером 2193850296594.

Определением суда от 01.08.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ликвидатор ООО "Стройград" ФИО1 (далее – третье лицо, ликвидатор, ФИО1).

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области о внесении в единый государственный реестр юридических лиц регистрационной записи за государственным номером 2193850296594 признано недействительным.

В обосновании суд первой инстанции указал, что инспекция располагала сведениями относительно подачи в арбитражный суд заявления о взыскании с ООО "Стройград" неосновательного обогащения – в возражениях обществом был указан номер дела в арбитражном суде. Однако регистрирующий орган не приостановил государственную регистрацию ликвидации данной организации. При этом ликвидатор ООО "Стройград" не включила задолженность перед ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" в ликвидационный баланс.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.11.2019 г. по делу № А19-163334/2019 по заявлению ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОИ" к МИФНС № 17 по Иркутской области о признании недействительным решения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области о внесении в единый государственный реестр юридических лиц регистрационной записи за государственным номером 2193850296594, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что ООО ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ извещало ООО "СТРОИГРАД" по недостоверному адресу, в связи с чем ликвидатор организации не имела возможности узнать о претензиях к ликвидируемой организации и предоставила в регистрирующий орган все известные достоверные сведения.

Считает, что нарушений со стороны регистрирующего органа не имеется, решение о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи о ликвидации ООО "СТРОЙГРАД" принято в рамках полномочий МИФНС № 17 по Иркутской области и без нарушений законодательства РФ.

На апелляционную жалобу предпринимателя поступили отзывы налогового органа и общества, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 14.01.2020.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Налоговый орган просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью "Стройград" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.11.2016г.

Единственным участником Общества с ограниченной ответственностью "Стройград" ФИО1 10.11.2018г. принято решение о ликвидации организации, соответствующая информация опубликована на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 50 (715) от 19.12.2018/559.

В регистрирующий орган 27.03.2019г. ликвидатором ООО "Стройград" представлено уведомление по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

Инспекцией 03.04.2018г. принято решение о государственной регистрации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

Ликвидатором ООО "Стройград" ФИО1 08.05.2019г. в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса.

На основании представленных документов регистрирующим органом 17.05.2019г. принято решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2193850296594.

Полагая, что решение налогового органа о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Стройград" в связи с его ликвидацией является незаконным, нарушает права заявителя на получение задолженности, ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" оспорило его в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Как следует из положений статьи 57 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований названного Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 статьи 20 названного Федерального закона сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены, а также представляется ликвидационный баланс.

В силу статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основанием для отказа в регистрации юридического лица является, в том числе, непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в ходе проведения ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" инвентаризации расходных операций по расчетным счетам установлен факт перечисления главным бухгалтером общества ФИО1 денежных средств путем перечисления с расчетного счета ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" в адрес ООО "Стройград", директором и учредителем которого является ФИО1, при отсутствии финансово-хозяйственных отношений между организациями. По результатам инвентаризации составлен акт служебного расследования от 12.10.2018г., в соответствии с которым обществом принято решение обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении виновного лица к уголовной ответственности, а также подать в Арбитражный суд Иркутской области исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 857 810,88 руб.

ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании неосновательного обогащения, однако определением суда от 15.07.2019г. производство по делу № А19-11602/2019 прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" 16.05.2019г. направило в регистрирующий орган возражения относительно предстоящей ликвидации ООО "Стройград", в которых просило приостановить государственную регистрацию ликвидации данной организации в связи с наличием в производстве Арбитражного суда Иркутской области дела № А19-11602/2019 о взыскании с ООО "Стройград" неосновательного обогащения, а также в связи с наличием признаков несостоятельности (банкротства) указанной организации.

В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7075/11 от 13.10.2011г., необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Доводы налогового органа о том, что на момент исключения ООО "Стройград" из ЕГРЮЛ заявление ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" о взыскании неосновательного обогащения не было принято арбитражным судом к производству, в связи с чем основания для приостановления государственной регистрации ликвидации ООО "Стройград" отсутствовали, а также к возражениям не были приложены документы, подтверждающие наличие задолженности, обоснованно были отклонены судом первой инстанции, поскольку инспекция располагала сведениями относительно подачи в арбитражный суд заявления о взыскании с ООО "Стройград" неосновательного обогащения – в возражениях обществом был указан номер дела в арбитражном суде. Однако регистрирующий орган не приостановил государственную регистрацию ликвидации данной организации.

При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, ликвидатор ООО "Стройград" не включила задолженность перед ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" в ликвидационный баланс. На странице 004 заявления проставлена подпись ликвидатора, подтверждающая соблюдение установленного порядка ликвидации и завершение расчетов с кредиторами. Однако регистрирующий орган не провел проверку достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ 17.05.2019г. записи за государственным регистрационным номером 2193850296594 о регистрации ликвидации ООО "Стройград" в период, когда заявление о взыскании задолженности с указанного юридического лица уже подано в арбитражный суд, однако не принято к производству, фактически приводят к невозможности рассмотрения арбитражным судом такого заявления, поскольку ответчик прекратил свою деятельность в качестве юридического лица, поэтому принятие инспекцией решения о государственной регистрации ликвидации ООО "Стройград" нарушает права ООО "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" на защиту своих прав в рамках дела о взыскании неосновательного обогащения. Фактически принятие регистрирующим органом такого решения предопределяет принятие арбитражным судом соответствующего судебного акта в связи с отсутствием должника.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования Общества с ограниченной ответственностью "ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ" законны, обоснованы, документально подтверждены, заявление подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО ИРКУТСК ГЛАВСТРОЙ извещало ООО "СТРОИГРАД" по недостоверному адресу, в связи с чем ликвидатор организации не имела возможности узнать о претензиях к ликвидируемой организации и предоставила в регистрирующий орган все известные достоверные сведения, отклоняются апелляционным судом, поскольку судом первой инстанции во внимание принято наличие у налогового органа сведений о нахождении в производстве Арбитражного суда Иркутской области дела № А19-11602/2019. Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции установил виновность ликвидатора в непредоставлении сведений о наличии задолженности, также отклоняются, поскольку суд первой инстанции таких выводов не делал, он только изложил результаты инвентаризации так, как они следуют из представленных документов. Вопросы действительного наличия или отсутствия задолженности ООО «Стройград» перед ООО «Иркутскглавстрой» в рамках рассмотрения настоящего дела рассмотрению не подлежат.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года по делу №А19-16334/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи Н.В.Ломако

Е.В.Желтоухов