ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Ленина, 100б, г. Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело №А19-17301/2017
12 июля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года
В полном объеме постановление изготовлено 12 июля 2018 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Корзовой Н.А., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.03.2018 по делу №А19-17301/2017 по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, <...>) к министерству образования Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>) о взыскании денежных средств (суд первой инстанции: судья Акопян Е.Г.),
с участием в судебном заседании представителя истца ФИО1, действовавшего по доверенности от 22.09.2017 №25-08/35,
у с т а н о в и л :
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «БГУ», истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к министерству образования Иркутской области (далее – министерство, ответчик) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием о взыскании 1 265 069,04 руб. суммы гранта в виде субсидии за период с 01.09.2016 по 30.04.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.03.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что в Иркутской области в 2016 году отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя, в целях финансового обеспечения граждан в организациях в соответствии с контрольными цифрами приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. По мнению ответчика, без такого нормативного правового акта в период с сентября 2016 года по март 2017 года финансирование обеспечения обучения граждан в учреждении в соответствии с контрольными цифрами приема, включая расходы на оказание услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, выплату государственных академических стипендий и государственных социальных стипендий было невозможно, противоречило бюджетному законодательству Российской Федерации.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, сослался на то, что решение принято по полно установленным обстоятельствам, при правильном применении норм материального права. Полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик извещен о начавшемся судебном процессе, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил.
При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя ответчика не препятствовала судебному разбирательству.
В связи с заменой в составе судебной коллегии на судью Юдина С.И. судьи Макарцева А.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 05.07.2018 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, в апреле 2016 года министерством был объявлен открытый публичный конкурс по установлению контрольных цифр приема граждан в 2016 году по программам среднего профессионального образования, в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 31 раздела III Положения о Министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 №391/170-пп, министерство осуществляет функции по разработке и принятию нормативных правовых актов в области образования, устанавливающих, в том числе порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема.
Филиал ФГБОУ ВО «БГУ» в г. Усть-Илимске был допущено к участию в конкурсе. По результатам конкурса министерство издало распоряжение от 25.05.2016 №368-МР «Об установлении контрольных цифр приема граждан профессиональным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования». В приложении №10 к распоряжению филиалу ФГБОУ ВО «БГУ» установлены контрольные цифры приема граждан по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» по очной форме в количестве 20 бюджетных мест.
Филиал ФГБОУ ВО «БГУ» в г. Усть-Илимске подал министерству заявка на получение гранта в форме субсидии из областного бюджета на 20 мест студентов. В сентябре 2016 года министерство приняло заявку. Затем по запросу министерства филиал ФГБОУ ВО «БГУ» в г. Усть-Илимске повторно направлены расчеты по распределению педагогических часов по специальности (36.02.01) «Лесное и лесопарковое хозяйство», данные по срокам освоения и уровню реализации программы, фамильный список студентов.
В своих письмах (от 07.10.2016 №288, от 09.11.2016 №323) направленных в адрес министерства ФГБОУ ВО «БГУ» обращало внимание, что в соответствии с бюджетным процессом выплата стипендии за счет других бюджетов невозможна. Также указало, что отсутствие источника финансирования не позволяет выплачивать стипендии и ухудшает социальную среду филиала, в связи с чем просило пояснить в какие сроки будет произведено соответствующее финансирование.
Правительством Иркутской области принято постановление от 28.03.2017 №189-пп, устанавливающее порядок предоставления субсидий (грантов) некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка право на получение грантов имеют организации, которым установлены контрольные цифры приема по профессиям (специальностям) для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета по результатам публичного конкурса, проведенного в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 18 Порядка гранты предоставляются на основании соглашений о предоставлении грантов, заключаемых министерством с организациями не позднее 15 календарных дней со дня принятия министерством решения о предоставлении грантов по форме, утвержденной правовым актом министерства (далее - соглашение). Предоставление грантов осуществляется ежемесячно (пункт 19 Порядка).
Соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидии из бюджета субъекта на обучение студентов министерство заключило с ФГБОУ ВО «БГУ» 24.05.2017.
Неисполнение министерством по предоставлению ФГБОУ ВО «БГУ» субсидии на обучение 20 студентам, принятым на обучение в связи с установленными по результатам публичного конкурса контрольными цифрами приема на обучение по программам среднего профессионального образования за период с сентября 2016 года по март 2017 года в размере 1 265 069,04 руб. послужило основанием обращения ФГБОУ ВО «БГУ» в арбитражный суд с иском.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 124, 309, 310, 1059 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Суд учел правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Суд исходил из обоснованности требования истца по праву и размеру, поскольку у истца по результатам участия в конкурсе по установлению контрольных цифр приема граждан для обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена за счет бюджета Иркутской области возникло право на получение гранта в виде субсидии на обучение 20 студентов за счет бюджета Иркутской области, Порядок разработан для предоставления истцу гранта по результатам конкурса проведенного ответчиком в апреле 2016 года. При таком положении суд посчитал ответчика обязанным исполнить обязательство по предоставлению истцу спорной денежной суммы гранта на обучение 20 студентов за счет бюджета Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, решение суда первой инстанции полагал правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).
Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса (часть 3 статьи 100 Закона об образовании).
Контрольные цифры приема - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.
При изложенном правовом регулировании отношений по установлению контрольных цифр приема, ввиду того, что контрольные цифры приема установлены истцу по результатам конкурса полномочным лицом - министерством, у истца возникло обязательство по исполнению контрольных цифр приема, а у министерства возникло обязательство по предоставлению истцу из бюджета Иркутской области субсидий на обучение студентов принятых истцом на обучение за счет бюджетных ассигнований субъекта. Отсутствие правого акта, регулирующего порядок предоставление указанных бюджетных ассигнований и не заключение до мая 2017 года не по вине истца с министерством соглашения о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий на обучение стендов, принятых на обучение за счет средств бюджета Иркутской области не освобождает министерство от исполнения обязательства по предоставлению грантов.
За спорный период размер неисполненного ответчиком обязательства составил 1 265 069,04 руб. Этот размер обязательства ответчик в суде не оспорил и не опроверг.
Стало быть, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требование истца.
Так как доводы жалобы не основаны на нормах Закона, они не могли повлиять на вынесенное судом решение по делу и потому их не принял суд апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство, как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу №А19-17301/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Капустина Л.В.
Судьи Корзова Н.А.
Юдин С.И.