ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-17316/07-56-28-Ф02-5445/2008 от 06.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-17316/07-56-28 - Ф02-5445/2008

06 ноября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,

судей: Кадниковой Л.А.., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» - Яроцкой Н.К. (доверенность № 320/617 от 13.11.2007), от Иркутской таможни – Порошиной О.В. (доверенность от 10.01.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской таможни на решение от 15 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17316/07-56-28, постановление от 30 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-17316/07-56-28-04АП-2122/2008 (суд первой инстанции: Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П.),

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007.

Решением суда от 14 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2008 года решение суда отменено; дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2008 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2008 года решение суда оставлено без изменений.

Обжалуя судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и норм процессуального права, Иркутская таможня оспаривает вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении описания события правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, указывая на его доказанность материалами дела, в связи с чем просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в ходе осмотра должностными лицами Шелеховского таможенного поста Иркутской таможни постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК) станции Гончарово ВСЖД - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: г. Шелехов, станция Гончарово, стационарные пути № 8, № 10, созданной на основании приказа Иркутской таможни № 452 от 23.06.2006, было выявлено, что на момент проверки подъездные пути № 8, № 10 полностью заняты глинозёмными копрами с товаром российского происхождения, не находящимся под таможенным контролем. Согласно поданным товарно-сопроводительным документам в ПЗТК должны находиться вагоны № 65566036 ТТН № 49872509 (кокс пековый), № 21552906 ТТН № 443727 (арбузы свежие), № 24261000 ТТН № 2475 (детали памятников). Данные вагоны находятся на путях № 5, № 7 вне пределов зоны таможенного контроля.

Других нарушений таможенного законодательства не выявлено.

Данные обстоятельства изложены в акте осмотра помещений и территорий № 10607080/07/16 от 30.07.2007.

О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 16.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 01.09.2007.

В ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должностными лицами Иркутской таможни установлено, что в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в связи с чем возникла необходимость в истребовании и получении информации от станции Гончарово ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» о транспортных средствах, находящихся 30.07.2007 в постоянной зоне таможенного контроля станции Гончарово (стационарные пути № 8, № 10) с указанием номеров вагонов.

Определением о возвращении материалов дела об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 17.09.2007 материалы дела возвращены в отдел административных расследований для устранения недостатков.

При повторном рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем начальника Иркутской таможни по правоохранительной деятельности подполковником таможенной службы Шириняном А.А. повторно вынесено определение о возвращении материалов дела об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 05.10.2007, согласно которому они возвращены в отдел административных расследований для составления протокола об административном правонарушении в связи с дополнительной квалификацией действий ОАО «РЖД» по статье 16.5 КоАП РФ.

О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 08.10.2007.

Постановлением Иркутской таможни по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007 ОАО «РЖД» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ.

Принимая решение об удовлетворении заявленных ОАО «РЖД» требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности таможенным органом состава правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении описания события вменяемого обществу правонарушения.

Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.

Проверив в порядке, предусмотренном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьёй 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 названной статьи установлено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 08.10.2007 содержит описание события административного правонарушения, заключающегося в размещении вагонов № 65566036, № 21552906, № 24261000 на станционных путях № 5, № 7 вне пределов зоны таможенного контроля; постановление по делу об административном правонарушении № 10607000-435/2007 от 24.10.2007 содержит аналогичное описание.

Изложенные в указанных процессуальных документах действия не образуют объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ, в диспозиции которой в качестве таковых действий определены перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в её пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Ссылка таможенного органа на факт перемещении без разрешения таможенного органа через границы зоны таможенного контроля товаров и транспортных средств – приемоотправочных вагонов ООО «ИРКАЗ СУАЛ» в количестве 66 штук с глинозёмом, не находящихся под таможенным контролем, не может быть принята в обоснование правовой позиции ответчика о доказанности события административного правонарушения, поскольку данный факт в протоколе об административном правонарушении не отражён.

При указанных обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о недоказанности таможенным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции не установил предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17316/07-56-28, постановление от 30 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-17316/07-56-28-04АП-2122/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А. Гуменюк

Судьи

Л.А. Кадникова

М.М. Шелёмина