ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-18064/17 от 04.10.2018 АС Восточно-Сибирского округа

1003/2018-21756(2)

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru  тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  05 октября 2018 года Дело № А19-18064/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 05октября 2018 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Федеральное казенное  учреждение «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения  наказаний по Республике Бурятия» ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 6),  Управления Федеральной службу исполнения наказаний по Республике Бурятия»  ФИО1 (доверенность от 21.05.2018), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском  крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2018 года по делу   № А19-18064/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 

установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 Управления  Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» (г. Улан-Удэ, ОГРН  <***>, ИНН <***>, далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по  Республике Бурятия, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с  заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия  и Забайкальском крае (далее - ТУ Росимущество, Межрегиональное территориальное 


управление) о признании недействительным пункта 2 предписания № 03-01-3345 от  14.06.2017. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные  требования относительно предмета спора, привлечены ФГУП «Управление торговли  Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому  краю», Федеральная служба исполнения наказаний России (Москва) (далее – ФСИН  России). 

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2018 года  произведено правопреемство третьего лица ФГУП «Управление торговли Главного  управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на  Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное промышленно- строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний России. 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2018 года  заявленные требования удовлетворены. Пункт 2 предписания № 03-01-3345 от 14.06.2017  Межрегионального территориального управления признан недействительным. 

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018  года решение суда от 07 февраля 2018 года оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Межрегиональное территориальное управление ставит  вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения  судами статей 214, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации; не согласно с  тем, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия правомерно осуществило  передачу имущества в безвозмездное пользование с согласия учредителя ФСИН России,  так как не было получено согласия собственника в лице территориального органа; не  соглашается с утверждениями судов о неправомерности пункта 2 предписания, который,  по утверждению заявителя, обязателен для учреждения; просит судебные акты отменить,  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

В отзыве на кассационную жалобу Федеральная служба исполнения наказаний  России указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы. 

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике  Бурятия считает доводы кассационной жалобы несостоятельными. 

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной  жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда –  fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражный дел» - kad.arbitr.ru), 


однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие. 

Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и  процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный  суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых  судебных актов. 

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ФКУ ИК-7  УФСИН России по Республике Бурятия на праве оперативного управления принадлежит  нежилое помещение, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер 03:24:011201:275,  что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2015  (повторное, взамен свидетельства 01.04.2011, 25.12.2013) 03-03-01/097/2011-375. 

На основании распоряжения № 109-р от 05.04.2017 ТУ Росимущества проведена  комплексная плановая проверка порядка использования федерального недвижимого  имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН  России по Республике Бурятия, в ходе которой ТУ Росимущества был сделан вывод о  нарушении учреждением требований постановления Правительства Российской  Федерации от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами  исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального  государственного учреждения» (далее - положение № 537), Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 29.07.1998 

 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Нарушение выразилось в осуществлении учреждением передачи в безвозмездное  пользование ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Красноярскому краю» без проведения в установленном порядке  процедуры согласования и оформления договорных отношений помещения кабинетов 

 № 9, 10 общей площадью 34,1 кв. м в здании «Дисциплинарный изолятор»,  расположенном по адресу: <...>, без  проведения торгов. 

Результаты проверки зафиксированы в акте № 10-17 от 04.05.2017.

На основании указанного акта проверки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике  Бурятия выдано предписание № 03-01-3345 от 14.06.2017 об устранении нарушений,  выявленных в ходе проверки. 

Согласно пункту 2 предписания учреждению в срок до 31.07.2017 предписывалось  обеспечить освобождение ФГУП «Управление торговли Главного управления  Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» занимаемых  неправомерным образом помещений: кабинеты N 9, 10, общей площадью 34,1 кв. м в 


здании «Дисциплинарный изолятор» (п. 2.1.); в случае необходимости нахождения  магазина на территории уголовно-исправительного учреждения: обеспечить согласование  передачи помещений в аренду в установленном порядке, обеспечить проведение конкурса  на право аренды помещений (п. 2.2.). 

Не согласившись с вынесенным предписанием в указанной части, посчитав его не  соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, учреждение  обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением. 

Суды двух инстанций, оценив доводы и возражения сторон, а также  доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и  возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в  отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе  правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм  материального и процессуального права сделали обоснованный вывод о наличии  оснований для удовлетворения заявленного требования. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные  акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению. 

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации  государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,  принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам  Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения,  автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской  Федерации) (пункт 1). Имущество, находящееся в государственной собственности,  закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение,  пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296)  (пункт 4). 

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации  учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве  оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах,  установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого  имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с  согласия собственника этого имущества. 

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться  имуществом без согласия собственника имущества (пункт 4 статьи 298 Гражданского  кодекса Российской Федерации). 


В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению  государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению  государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных  федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества,  необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов  государственной власти в установленной сфере деятельности; полномочия собственника в  отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий,  федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных)  обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного  имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а  также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и  физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункты 5.2,  5.3). 

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об  учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и  используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой  задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно- исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу  уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по  сохранению и рациональному использованию этого имущества. 

В силу подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения  наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 

 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении  федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной  системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным  предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения  деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Из анализа приведенных норм следует, что согласование уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества казенного  учреждения является одним из видов реализации собственником полномочий по  распоряжению федеральным имуществом и направлено на защиту прав и интересов  Российской Федерации как собственника. В отношении федерального имущества 


правомочия собственника осуществляет Росимущество. При этом, как правильно  отметили суды двух инстанций, ФСИН России наделена определенными полномочиями  собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении переданного ей  государственного имущества для исполнения конкретных целей, установленных  законодательством Российской Федерации об уголовно-исполнительной системе, в том  числе сохранение и рациональное использование этого имущества. 

Как установили суды, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии является  учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем Учреждения является  Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет  Федеральная служба исполнения наказаний. За ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике  Бурятия указанные объекты, находящиеся в федеральной собственности, закреплены на  праве оперативного управления. ФСИН России согласовала казенному учреждению  распоряжение вышеперечисленным имуществом. 

Согласно подпункту "к" пункта 3 положения № 537 орган, осуществляющий  функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом  требований, установленных пунктом 4 настоящего положения, распоряжение  недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его  в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством  экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными  нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными  законами. 

Пунктом 4 положения № 537 установлено, что решение по вопросу, указанному в  подпункте "к" пункта 3 настоящего положения, принимается органом, осуществляющим  функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по  управлению государственным имуществом. Взаимодействие органа, осуществляющего  функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению  государственным имуществом осуществляется через межведомственный портал по  управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет" посредством размещения электронных документов, подписанных  усиленной квалифицированной электронной подписью. 

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом  рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 рабочих дней со  дня его размещения на портале согласовывает проект решения либо направляет  мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в 


форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью. 

Следовательно, суды верно посчитали, что при передаче недвижимого имущества,  закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное  пользование является обязательным согласование с Федеральным агентством по  управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном положением 

 № 537.

Вместе с тем исходя из правового смысла приведенных требований пункта 4  положения № 537, обязанность по такому согласованию распоряжения недвижимым  имуществом федерального казенного учреждения возложена на орган, осуществляющий  функции и полномочия учредителя, в данном случае таким органом является ФСИН  России. 

Решение по вопросу распоряжения недвижимым имуществом федерального  казенного учреждения принимается органом, осуществляющим функции и полномочия  учредителя, но по согласованию с Федеральным агентством по управлению  государственным имуществом. 

Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что пункт 2.2  оспариваемого предписания незаконно возлагает на ФКУ ИК-7 УФСИН России по  Республике Бурятии обязанность по устранению нарушения данного требования в  отсутствие у учреждения соответствующих полномочий. 

В этой связи довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку  учреждение является стороной договоров безвозмездного пользования имуществом, оно  обязано в силу указания закона (статьи 689, 690 Гражданского кодекса Российской  Федерации) обеспечить оформление договорных отношений с соблюдением процедуры  согласования передачи недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве  оперативного управления, подлежит отклонению, как не учитывающий вышеприведенный  порядок осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и  полномочий учредителя федерального казенного учреждения. 

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах  отсутствуют выводы о том, что учреждение правомерно осуществило передачу имущества  в безвозмездное пользование без согласия собственника в лице Территориального органа.  Предметом проверки является требование предписания о возложении на учреждение  обязанности по устранению нарушения данного требования в отсутствие у ФКУ ИК-7  УФСИН России по Республике Бурятия соответствующих полномочий. 

В кассационной жалобе не содержится доводов о несогласии с выводами судов о  том, что площадь переданного в безвозмездное пользование объекта составила 19,9 кв.м. 


(а не 34,1 кв.м.); объект площадью 19,9 кв.м. в силу положений пункта 14 части 1  статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно передавать в безвозмездное  пользование без проведения конкурса на право аренды помещений. 

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм  процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые  имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. 

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит  предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение  Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного  апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2018 года по делу   № А19-18064/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Л.А. Кадникова 

Судьи А.А. Сонин

М.М. Шелёмина