ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-18064/2017
«29» мая 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" ФИО1 (доверенность от 09.01.2018), ФСИН России ФИО1 (доверенность от 21.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 февраля 2018 года по делу № А19-18064/2017 (суд первой инстанции – Ананьина Г.В.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ТУ Росимущество) о признании недействительным пункта 2 предписания № 03-01-3345 от 14.06.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральная служба исполнения наказаний России (Москва) (ОГРН <***>, ИНН<***>, далее – ФСИН).
Определением суда от 10 января 2018 года произведено правопреемство третьего лица ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказаний России (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – служба исполнения наказаний).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 февраля 2018 года по делу № А19-18064/2017 заявленные требования удовлетворены.
Пункт 2 предписания № 03-01-3345 от 14.06.2017 года Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае признано недействительным.
ТУ Росимущество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что Учреждение правомерно осуществило передачу указанного имущества в безвозмездное пользование с согласия учредителя ФСИН России противоречит нормам ст. 296, 298 ГК РФ. Материалами дела полностью установлен факт передачи указанного имущества без согласия собственника федерального имущества в лице Территориального органа.
Таким образом, заявитель жалобы полагает, что поскольку Учреждение является стороной договора безвозмездного пользования указанным имуществом, то оно обязано в силу прямого указания закона обеспечить оформление договорных отношений с соблюдением процедуры согласования передачи недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Исходя из этого, пункт 2 оспариваемого предписания содержит законное требование представителя собственника федерального недвижимого имущества в лице Территориального органа, которое обязательно для Учреждения в силу закона.
ФСИН России и ФКУ ИК№7 в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.04.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ФГУП "Главное промышленно-строительное управление" ФСИН России явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. МТУ ФАУГИ в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу,заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждению на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, общей площадью 206,8 кв.м., кадастровый номер 03:24:011201:275, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2015 (повторное, взамен свидетельства 01.04.2011, 25.12.2013) 03-03-01/097/2011-375.
На основании распоряжения от 05.04.2017 № 109-р ТУ Росимущества проведена комплексная плановая проверка порядка использования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия, в ходе которой ТУ Росимущества был сделан вывод о нарушении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия требований Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее - положение № 537), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», выразившееся в осуществлении заявителем передачи в безвозмездное пользование ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» без проведения в установленном порядке процедуры согласования и оформления договорных отношений, помещения каб. № 9, 10 общей площадью 34,1 кв.м. в здании «Дисциплинарный изолятор», расположенном по адресу: <...> без проведения торгов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.05.2017 № 10-17.
На основании указанного акта проверки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия выдано предписание от 14.06.2017 № 03-01-3345 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 2 которого заявителю в срок до 31.07.2017 предписывалось обеспечить освобождение ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» занимаемых неправомерным образом помещений: каб. № 9, 10, общей площадью 34,1 кв.м. в здании «Дисциплинарный изолятор» (п. 2.1.); в случае необходимости нахождения магазина на территории уголовно-исправительного учреждения: обеспечить согласование передачи помещений в аренду в установленном порядке, обеспечить проведение конкурса на право аренды помещений (п. 2.2.).
Не согласившись с вынесенным предписанием в указанной части, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 5.2 Положения установлено, что Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности
В силу пункта 5.10 Положения Росимущество проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Порядок проведения таких проверок установлен Административным регламентом по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 26.10.2011 N 598.
Так, пунктом 3.13 Административного регламента установлено, что Росимущество, его территориальные органы могут проводить (назначать, принимать решения о проведении) плановые (проводимые в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок) и внеплановые (проведение которых не предусмотрено планом-графиком проверок) проверки:
- без выезда по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности правообладателя (пользователя) или месту нахождения объекта недвижимости; - с выездом по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности правообладателя (пользователя) или месту нахождения объекта недвижимости.
По итогам проверки уполномоченными лицами составляется акт проверки (пункт 3.30) и, в целях устранения выявленных нарушений, может быть принят ряд документов, в том числе предписание об устранении выявленных нарушений в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) о необходимости устранения выявленных нарушений (пункт 3.40).
Таким образом, проверка наличия (либо отсутствия) нарушений в управлении, распоряжении, использовании по назначению и сохранности федерального имущества, переданного в пользование третьим лицам, является государственной функцией, исполняемой Управлением в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества, по результатам исполнения которой в целях устранения выявленных нарушений готовится и направляется предписание, содержащее предложения по устранению выявленных по итогам проверки нарушений.
Следовательно, вынесенное ТУ Росимущества предписание не является реализацией каких-либо властных полномочий в отношении заявителя, а касается претензий и предложений лица, исполняющего полномочия собственника федерального имущества, по устранению выявленных нарушений при использовании федерального имущества.
Нарушений в части соблюдения ТУ Росимуществом порядка проведения проверки арбитражным судом не установлено, заявителем не заявлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения ТУ Росимущества комплексной плановой проверки порядка использования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением заявителю выдано предписание, согласно п. 2 которого заявителю предписывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обеспечить освобождение ФГУП «Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» занимаемых неправомерным образом помещений: каб. №№ 9, 10, общей площадью 34,1 кв.м. в здании «Дисциплинарный изолятор» (п. 2.1.); в случае необходимости нахождения магазина на территории уголовно-исправительного учреждения: обеспечить согласование передачи помещений в аренду в установленном порядке, обеспечить проведение конкурса на право аренды помещений (п. 2.2.).
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
В силу п. 100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказа Минюста России от 03.11.2005 N 205 (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.
В настоящее время, организация для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ магазинов (интернет-магазинов) предусмотрена п. 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.
Как установлено судом первой инстанции, согласно письму ФСИН России от 15.10.2015 исх. -04-65255 начальнику УФСИН России по Республике Бурятия предписано в целях создания условий для реализации осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, права на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров организовать в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации работу по передаче нежилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, подчиненными УФСИН России по Республике Бурятия в безвозмездное пользование ФГУП «Управление торговли ГУФСИН» для осуществления вышеуказанной деятельности.
По договору безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии от 23.10.2015 № 432/117, заключенному между ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии (Ссудодатель) и ФГУП «Управление торговли Главного управления ФСИН по Красноярскому краю» (Ссудополучатель), Ссудодатель обязуется передать ссудополучателю в пользование, а Ссудополучатель обязуется вернуть по окончании действия Договора в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа Объекты нежилого Фонда для использования в целях обеспечения прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости: часть нежилого помещения № 9, расположенного в нежилом помещении «Помещение дисциплинарного изолятора», инвентарный номер 0001010007, этаж 1, литер Е, общей площадью 19,9 кв.м., расположенное по адресу: 670000, <...> (кадастровый номер 03:24:011201:159, реестровый номер федерального имущества П 13040001230).
Поскольку договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии от 23.10.2015 № 432/117 заключен с целью реализации задач, поставленных перед уголовно-исполнительной системой, таким образом, учитывая также, что ФГУП "Главное промышленно-строительное управление" ФСИН России (ранее ФГУП «Управление торговли Главного управления ФСИН по Красноярскому краю») является самостоятельным юридическим лицом, неподведомственным Учреждению, суд первой инстанции признал необоснованным возложение ТУ Росимущества на Учреждение обязанности обеспечить освобождение ФГУП «Управление торговли Главного управления ФСИН по Красноярскому краю» занимаемых помещений.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.
Таким образом, заключение договоров безвозмездного пользования недвижимого имущества федеральных казенных учреждений без проведения торгов возможно в случае, когда передается федеральное имущество без превышения ограничений, указанных в пункте 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.
Учитывая, что Учреждением в безвозмездное пользование по договору от 23.10.2015 № 432/117 передано нежилое помещение площадью не более двадцати квадратных метров (19,9 кв.м.), что также не превышает десять процентов площади соответствующего здания (206,8 кв.м.), права на которые принадлежат Учреждению, передающему такое имущество, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции о неправомерности вывода Росимущества о нарушении Учреждением требований п. 14 ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и возложения на Учреждения обязанности по проведению конкурса на право аренды помещений.
Кроме того, пунктом 3 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Перечень).
Проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в Перечне, будет являться нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что, согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Имущество, являющееся объектом по договору безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии от 23.10.2015 № 432/117 в указанном Перечне не поименовано, в связи с чем у Учреждения отсутствует право на проведение конкурса на право аренды в отношении данного имущества.
Проверяя довод Росимущества о том, что фактически Учреждением в безвозмездное пользование переданы помещения каб. №№ 9, 10 общей площадью 34,1 кв.м., суд первой инстанции правильно отметил тот факт, что занятие на момент проверки площади, превышающей площадь, переданную Учреждением по договору безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии от 23.10.2015 № 432/117 не свидетельствует о нарушении Учреждением п. 14 ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Иное нарушение в указанной части Росимуществом Учреждению не вменяется.
Согласно п. 2.2. оспариваемого предписания заявителю предписывалось обеспечить согласование передачи помещений в аренду в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции полагает необоснованными и несостоятельными ввиду следующего.
По мнению апелляционного суда, ТУ Росимущества, требуя от Учреждения выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», не учло того, что в силу п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 537, решение по вопросу, указанному в подпункте "к" пункта 3 настоящего Положения, принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя - в данном случае ФСИН России. Наличие решения ФСИН России как органа, уполномоченного собственником на распоряжение имуществом уголовно-исполнительной системы, является достаточным для передачи исправительным учреждением имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (пункт 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункты 5.2, 5.3).
Согласно статье 11 Закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
В силу подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества казенного учреждения является одним из видов реализации собственником полномочий по распоряжению федеральным имуществом и направлено на защиту прав и интересов Российской Федерации как собственника. В отношении федерального имущества правомочия собственника осуществляет Росимущество.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, ФСИН России наделена определенными полномочиями собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении переданного ей государственного имущества для исполнения конкретных целей, установленных законодательством Российской Федерации об уголовно-исполнительной системе, в том числе сохранение и рациональное использование этого имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. За ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия на праве оперативного управления закреплено, в том числе, нежилое помещение с кадастровым номером 03:04:011201:275, расположенное по адресу: <...>, находящееся в федеральной собственности. ФСИН России письмом от 15.10.2015 № 04-65255 указало Учреждению на передачу в безвозмездное пользование нежилых помещений закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением ФГУП «Управление торговли Главного управления ФСИН по Красноярскому краю» для осуществления деятельности.
Согласно подпункту "к" пункта 3 Положения N 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 Положения N 537 установлено, что решение по вопросу, указанному в подпункте "к" пункта 3 настоящего Положения (далее - решение), принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 рабочих дней со дня его размещения на портале согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции, что при передаче недвижимого имущества, закрепленного за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование, является обязательным согласование с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном Положением N 537.
Вместе с тем исходя из правового смысла приведенных требований пункта 4 Положения N 537 обязанность по такому согласованию распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, возложена на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в данном случае таким органом является ФСИН России.
Решение по вопросу распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, но по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что пункт 2.2 оспариваемого предписания незаконно возлагает на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии обязанность по устранению нарушения данного требования в отсутствие у Учреждения соответствующих полномочий.
Несоответствие ненормативного правового акта государственного органа закону и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания такого акта недействительным.
Выводы суда первой инстанции полностью соотносятся с позицией арбитражных судов трех инстанций по делу Арбитражного суда Республики Бурятия №А10-1025/2017 с участием тех же сторон.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 февраля 2018 года по делу № А19-18064/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.А. Сидоренко