ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел.564-404,564-454, тел. (факс) 20-96-75, 564-461
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А19-18236/07-61-Ф02-4300/2008
03 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кулакова В.И.,
судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2008 года по делу № А19-18236/07-61 (суд первой инстанции: Кшановская Е.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 560 426 руб. 31 коп., понесенных убытков, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Федерального закона «Об основах, федеральной жилищной политики» №4218-1 от 24.12.92.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены муниципальное образование город Черемхово, Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Управление Департамента социальной защиты населения по городу Черемхово и Черемховскому району.
Решением от 25 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе на указанное решение Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права (статей 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и норм процессуального права (статей 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По его мнению, истцом не представлены финансовые документы о фактическом наличии убытков и их размере.
Он также считает, что Российская Федерация не может нести ответственность за непредставление средств, предназначенных для выплаты субсидий гражданам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований МУП «Комбинат благоустройства» указало, что в 2004 году в соответствии с Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики» предоставляло гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Расходы по предоставленным субсидиям не были возмещены, вследствие чего истец просит взыскать в судебном порядке с Российской Федерации задолженность в сумме 560 426 руб. 31 коп.
Судом установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, согласно ст. 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 №887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Истец во исполнение Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» в 2004 году предоставил гражданам, проживающим в муниципальном образовании «город Черемхово», субсидии, по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде уменьшения размера платежей за вывоз бытовых отходов) на сумму 560 426 руб. 31 коп.
Порядок возмещения выпадающих доходов Предприятия от предоставления субсидий по оплате за вывоз бытовых отходов гражданам, имеющим на них право, определен договором № 11 от 05.01.2004, заключенным между истцом, Управлением социальной защиты населения администрации Черемховского городского муниципального образования и финансовым управлением г. Черемхово.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Договора истец (предприятие) обязался ежемесячно производить начисление на оплату вывоза бытовых отходов и выдавать справки на получение субсидии гражданам, имеющим на них право, а также производить уменьшение размера платежей за вывоз бытовых отходов на сумму начисленной субсидии (пункт 2.1.2.Договора).
Во исполнение пункта 2.2.4. Договора Управление социальной защиты населения представило истцу списки граждан, получившим субсидии на оплату за вывоз бытовых отходов с указанием суммы предоставленной субсидии.
В соответствии с установленным порядком, истец для получения выпадающих доходов своевременно предоставлял в Управление социальной защиты населения отчеты, счета-фактуры на оплату субсидий и согласовывал в ежемесячных актах сверки суммы предоставленных субсидий.
Расходы, связанные с предоставлением истцом в 2004г. гражданам субсидий по Федеральному закону «Об основах федеральной жилищной политики», до настоящего времени в полном объеме не возмещены, задолженность составляет - 560 426 руб. 31 коп., что подтверждается: списками граждан, получивших субсидии, счетами-фактурами за 2004 год, ежемесячными актами сверки взаимных расчетов за 2004 год.
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Доказательства возмещения всех расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, в материалах дела отсутствуют.
Ответчик, ссылаясь на статью 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», полагает, что расходы по компенсации предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг должна нести Иркутская область и муниципальное образование.
Суд, исследовав данный довод в судебном заседании, нашел его необоснованным и подлежащим отклонению в связи со следующим:
В соответствии со статьями 72, 132 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом Российская федерация вправе наделить органы местного самоуправления определенными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно Федеральному закону «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999 №119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В порядке пункта 4 статьи 6, статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ, увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации» от 25.09.97 № 126-ФЗ органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона « О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрены дотации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 15 202 000 тыс.руб., из них для Иркутской области - 268 540 тыс. руб.
Согласно Закону «Об областном бюджете на 2004 год» от 25.12.03 № 74-оз в бюджете Иркутской области был предусмотрен объем субвенции на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 268540 тыс. руб., из них в бюджет муниципального образования г. Черемхово - 124,0 тыс. руб., которые согласно приложению №10 к Закону Иркутской области «Отчет об исполнении областного бюджета за 2004г.» от 10.10.05г. № 63-оз были перечислены в полном объеме.
Доказательства нецелевого использования бюджетных средств Иркутской областью и (или) муниципальным образованием г.Черемхово в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) суды исходят из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
На истца как на коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, поскольку это противоречит целям деятельности юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что расходы по предоставлению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенные истцом, должны возмещаться за счет средств бюджета Российской федерации, как публично-правового образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств на компенсацию затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных субсидий, влечет у предприятия МУП «Комбинат благоустройства» г.Черемхово возникновение убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании понесенных истцом расходов в размере 560 426руб.31коп. с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской федерации заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд округа соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, повторно рассмотрены арбитражным судом округа и признаны не обоснованными и не влияющими на правильность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2008 года по делу № А19-18236/07-61 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
В.И. Кулаков
Н.А. Горячих
И.П. Миронова