ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-18497/06-44-Ф02-9140/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Скубаева А.И.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
представители сторон участие в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области на решение от 10 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-18497/06-44 (суд первой инстанции – Гаврилов О.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (далее – общество) о взыскании налоговых санкций в размере
78 572 рублей 20 копеек.
Решением суда от 10 августа 2007 года в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, совокупность сделок общества и его контрагентов являются формальными сделками, направленными не на осуществление финансово-хозяйственной деятельности и получение прибыли от нее, а исключительно на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, без фактического осуществления участниками соответствующих хозяйственных операций.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1053804042412.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 10.03.2006 обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года.
По результатам налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 05.07.2006 № 07-1/13060/13072 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 78 572 рублей 20 копеек.
Неисполнение обществом решения и требования от 06.07.2006 № 1870 налоговой инспекции об уплате налоговой санкции в добровольном порядке явилось основанием для обращения налоговой инспекции с Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации
счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные или выставленные с нарушением прядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в том числе, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В соответствии с приложением № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, продавцы оформляют счета-фактуры по установленной форме. При этом требуется заполнение всех строк в соответствии с учредительными документами, в том числе по строке 4 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в указанных альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 25.12.1998 № 132 для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная». Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей.
Форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная», предусматривает проставление даты в разделе «груз принял», вместе с тем, данный реквизит не включен в перечень обязательных, указанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не влияет на подтверждение факта отгрузки по торговой операции, и не свидетельствует об отсутствии факта осуществления хозяйственной операции.
Как следует из материалов дела, в представленных счетах-фактурах по контрагенту ООО «Байкальский вектор» грузополучателем является - ООО «Ириком» для
ОАО «Роял Вуд».
Как установлено судом, согласно договору поставки от 15.11.2005 № 5, поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом до станции Большой Луг, грузополучателем является ОАО «Роял Вуд», приемка товара производится на складе грузополучателя по адресу: 666014, <...>. В приложении от 01.02.2006 № 3 к договору поставки от 15.11.2005 № 5 указаны грузополучатель ООО «Ириком» для
ОАО «Роял Вуд», и его отгрузочные реквизиты: 666014, <...>.
В счетах-фактурах, в товарных накладных и квитанциях о приеме грузауказан адрес грузополучателя: 666014, <...>.Адрес грузополучателя, указанный в железнодорожной накладной соответствует адресу грузополучателя, указанному в счетах-фактурах.
Одним из оснований для не подтверждения налоговых вычетов послужило
непредставление обществом документов, подтверждающих наличие взаимоотношений
налогоплательщика с грузополучателем ОАО «Роял Вуд».
Как установлено судом, возможность получения товара третьим лицом (то есть не
покупателем, а грузополучателем) по поручению покупателя предусмотрена условиями
договора поставки от 15.11.05 № 5 и приложением к договору, что и не противоречит
положениям гражданского и налогового законодательства Российской Федерации.
Не заполнение в товарной накладной формы ТОРГ-12 реквизита даты в разделе «груз, принял», не свидетельствует об отсутствии хозяйственных отношений.
Налоговой инспекцией в ходе проведения проверки документы, подтверждающие хозяйственные отношения между обществом и грузополучателем, не истребовались.
Из материалов дела следует, что ООО «Байкальский вектор» не является собственником лесопродукции реализованной ООО «Сибирский лес», а действует от своего имени по поручению ООО «Хорсе» в рамках договора комиссии № 31 от 30.11.2005. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Хорсе» занимается лесозаготовками, предоставлением услуг в области лесозаготовок, деятельностью автомобильного грузового транспорта. ООО «Хорсе» зарегистрировано по адресу: Иркутская область, город Нижнеудинск, улица
ФИО1, 18-6.
Доводы налоговой инспекции, что ООО «Хорсе» по месту регистрации не находится, хозяйственных отношений между ООО «Хорсе» и ООО «Байкальский вектор» не подтверждены, вследствие чего поставка товара налогоплательщику не могла быть осуществлена, обоснованно не приняты судом, так как отсутствие контрагента поставщика по месту его государственной регистрации без представленных иных доказательств, подтверждающих недобросовестность налогоплательщика, не может свидетельствовать о неправомерности применения налоговых вычетов.
Налоговой инспекцией не представлены доказательства, бесспорно опровергающие наличие хозяйственных отношений между обществом и его поставщиком.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговой инспекцией норм материального права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суд первой инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, оснований для переоценки выводов и, следовательно, отмены вынесенного по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-18497/06-44 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья | А.И. Скубаев | |
Судьи: | И.Б. Новогородский | |
Н.Н. Парская |