ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | Дело № А19-19042/06-40-04АП-606/2007 – Ф02-4689,5233/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Глинки» ФИО1 (доверенность №65 от 27.11.2006) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу ФИО2 (доверенность №03-17/16203 от 04.07.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Глинки» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на постановление от 08 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-19042/06-40 (суд первой инстанции – Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Григорьева И.Ю., Доржиев Э.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Глинки» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 26.07.2006 № 13-31/79 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее – налоговая инспекция) в части предложения обществу уплатить 320 867 рублей налога на прибыль, в том числе за 2003 год – 122 270 рублей, за 2004 год – 198 595 рублей, пени по налогу на прибыль в размере – 22 536 рублей, о привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2003 год - в сумме 24 454 рублей, за 2004 год – в сумме 39 719 рублей, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов в виде взыскания штрафа в сумме 150 рублей, предложения уплатить налоговые санкции, а также 275 075 рублей налога на добавленную стоимость и 51 458 рублей пени по налогу на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 08 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в новой редакции. Решение налоговой инспекции от 26.07.2006 № 13-31/79 в части предложения уплатить 91 006 рублей 36 копеек налога на прибыль за 2004 год, 5 705 рублей 32 копеек пени по налогу на прибыль за 2004 год, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2004 год в виде штрафа в сумме 18 201 рублей 27 копеек, предложения уплатить 275 075 рублей налога на добавленную стоимость, 51 458 рублей пени по налогу на добавленную стоимость, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов в виде взыскания штрафа в сумме 150 рублей, предложения уплатить налоговые санкции признано незаконным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество и налоговая инспекция обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием судебного акта имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению общества, обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения налоговой инспекции о предложении уплатить налог на прибыль за 2004 год в размере 98 551 рублей 30 копеек и о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 19 710 рублей 26 копеек; а также о предложении уплатить пени по налогу на прибыль в размере 16 834 рублей 81 копеек, как не соответствующее представленным в материалы дела доказательствам.
При этом общество просит оставить в силе в указанной части решение суда, которым было учтено, что обществом представлены в налоговую инспекцию для осуществления налоговой проверки и в материалы дела все документы, подтверждающие правомерность списания безнадежной дебиторской задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу общества налоговая инспекция указывает на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой обществом части.
В своей кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований общества в связи с тем, что обществом документально не подтверждено наличие безнадежной дебиторской задолженности, списание которой привело к уменьшению налогооблагаемой прибыли.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество ссылается на необоснованность ее доводов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы кассационных жалоб и возражали против доводов жалоб друг друга.
Представитель налоговой инспекции указал также, что фактически налоговой инспекцией обжалуется также решение суда первой инстанции в части доводов, отраженных в кассационной жалобе.
В судебном заседании 25 июля 2007 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 26 июля 2007 года.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражений на жалобы, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за 2003-2004 годы выявила, в частности, факты неполной уплаты в бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 29.06.2006 № 13-13/81, и с учетом письменных возражений налогоплательщика по акту налоговой инспекцией вынесено решение от 26.07.2006 № 13-13/79, которое в оспариваемой налогоплательщиком части содержит предложение уплатить 320 867 рублей налога на прибыль, в том числе за 2003 год – 122 270 рублей, за 2004 год – 198 595 рублей, пени по налогу на прибыль в размере – 22 536 рублей, о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2003 год - в размере 24 454 рублей, за 2004 год – 39 719 рублей, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов в виде взыскания штрафа в сумме 150 рублей, предложение уплатить налоговые санкции, 275 075 рублей налога на добавленную стоимость и 51 458 рублей пени по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта налоговой инспекции в названной части незаконным.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено. Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявленных обществом требований в части признания незаконным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль в сумме 123 771 рубля - за 2003 год, в сумме 108 668 рублей 80 копеек - за 2004 год, о предложении уплатить пени и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в суммах, соответствующих данным суммам налога на прибыль.
Согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на прибыль.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком (статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации), подразделяемых на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (статья 253 Налогового кодекса Российской Федерации).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей понятие внереализационных расходов, в целях главы 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, обоснованно признал законным оспариваемое решение налоговой инспекции в части дополнительного начисления налога на прибыль за 2003 год в сумме 123 771 рубль за счет неправомерного включения в состав внереализационных расходов сумм дебиторской задолженности в размере 568 368 рублей. Обществом постановление суда апелляционной инстанции в указанной части не обжалуется.
Вместе с тем, изменяя решение суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль за 2004 год в сумме 98 551 рубль 30 копеек, пени в сумме 16 834 рубля 81 копейка и налоговых санкций в сумме 19 710 рублей 26 копеек, суд пришел к выводам, не соответствующим представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно пункту 7 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации к внереализационным расходам относятся расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 настоящего Кодекса).
В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, налогоплательщик в 2004 году в состав внереализационных расходов включил дебиторскую задолженность МП ЖКХ города Зима, ООО «Филипповское» и МУП «Зиминский химлесхоз» в общей сумме 639 491 рубль, как задолженность, безнадежную ко взысканию в связи с ликвидацией названных предприятий. При этом судом установлено, что указанная сумма задолженности была учтена налогоплательщиком при формировании налоговой базы переходного периода 2002 года и не учитывалась при формировании резерва по сомнительным долгам на 2004 год. Данные обстоятельства налоговой инспекцией не опровергнуты.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 110-ФЗ) по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан:
- провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно, в процессе инвентаризации выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, а также отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
- включить в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, суммы, определяющие в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года товаров (работ, услуг), которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом указанные суммы включаются в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, только при их документальном подтверждении.
Сумма дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и операциям, учтенным при формировании налоговой базы в соответствии с настоящей статьей, не участвует в формировании резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии со статьями 266 и 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2005 № 03-03-04/1/339 дебиторскую задолженность, признанную безнадежной, которая ранее была учтена в базе переходного периода, определяемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 110-ФЗ, налогоплательщик учитывает в составе внереализационных расходов, так как в отношении этой задолженности резерв по сомнительным долгам не формировался. Таким образом, в случае если после 01.01.2002 задолженность, отраженная в составе доходной части налоговой базы переходного периода, становится безнадежным долгом (долгом, нереальным ко взысканию) на основе документального подтверждения (должник ликвидирован, исключен из Единого государственного реестра юридических лиц и др.), то эти суммы в целях налогообложения прибыли, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса, признаются убытками.
В своей кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на непредставление обществом первичных документов, подтверждающих суммы задолженности указанных дебиторов общества. Вместе с тем налоговой инспекцией не опровергаются выводы суда первой инстанции о подтверждении указанных сумм актами инвентаризации, актом предыдущей выездной налоговой проверки. В связи с чем, кассационная жалоба налоговой инспекции не подлежит в данной части удовлетворению.
Суд первой инстанции, учитывая представленные в материалы дела доказательства ликвидации названных дебиторов (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц), пришел к обоснованному выводу о правомерности действий налогоплательщика по отнесению сумм безнадежных долгов указанных организаций в состав внереализационных расходов.
Суд апелляционной инстанции указал, что по МП ЖКХ города Зима такие документы не представлены. Вместе с тем, в материалы дела представлены копии выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (том 3 л.д.36, том 4 л.д.34-36), свидетельствующих о государственной регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 30.08.2004. При таких обстоятельствах сумма дебиторской задолженности данного предприятия 410 630 рублей 40 копеек обществом обоснованно была отнесена в состав внереализационных расходов 2004 года.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в указанной части.
Подлежит отклонению, как не основанный на представленных в материалы дела доказательствах и положениях действующего законодательства, довод кассационной жалобы налоговой инспекции о неправомерности отнесения в резерв по сомнительным долгам суммы 150 332 рубля 11 копеек - задолженности по ЧП Евтушок.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В данном случае, поскольку наличие задолженности между сторонами подтверждено сверкой на 01.07.2001, договором на поставку каменного угля от 10.01.2000, других доказательств перерыва срока исковой давности в материалах дела нет и налоговым органом не представлено, данная задолженность не участвовала в формировании налоговой базы переходного периода (согласно реестру на 01.01.2002), следует признать, что в 2004 году (на 01.07.2004) истек срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, и общество правомерно включило данную сумму в резерв по сомнительным долгам.
Кроме того, судом первой инстанции решение налоговой инспекции было признано недействительным в части всей суммы пени за несвоевременную уплату налога на прибыль. При этом суд первой инстанции произвел анализ расчетов пени и установил противоречия в данных по начислению пени, содержащихся в акте проверки и оспариваемом решении налоговой инспекции, а также наличие переплаты по налогу на прибыль, что исключает начисление пени. Налоговая инспекция не представила доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства. В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности суммы пени, доначисленной по результатам проверки.
Суд апелляционной инстанции, признав незаконным решение налоговой инспекции в части предложения уплаты пени по налогу на прибыль за 2004 год только в сумме 5 705 рублей 32 копейки, не обосновал расчет данной суммы. В нарушение положений пункта 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции не содержит мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Кассационная инстанция считает обоснованными доводы жалобы общества по данному эпизоду.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение. Учитывая, что налоговая инспекция в кассационной жалобе не приводит обоснование и расчет, в соответствии с которыми решение суда первой инстанции в указанной части является неправомерным, кассационная инстанция считает, что в указанной части постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Также необоснованным следует признать довод кассационной жалобы налоговой инспекции о незаконности обжалуемого постановления апелляционной инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов в виде взыскания штрафа в сумме 150 рублей. Судом установлено, что документы, за непредставление которых начислен штраф, отсутствовали у общества, кроме того, они не были конкретно поименованы в требовании налоговой инспекции о представлении документов. Данные обстоятельства налоговой инспекцией не опровергнуты.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В кассационных жалобах общества и налоговой инспекции заявителями не приведены иные доводы для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции по другим эпизодам.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части, обжалуемой обществом, с оставлением в силе решения суда первой инстанции в данной части.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 08 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-19042/06-40 отменить в части отказа в удовлетворении требований
общества с ограниченной ответственностью «Глинки» о признании недействительным
решения от 26.07.2006 № 13-13/79 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о предложении уплатить налог на прибыль за 2004 год в сумме 98 551 рубль 30 копеек, пени по данному налогу в сумме 16 834 рубля 81 копейка, и в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации за неуплату налога на прибыль и предложения уплатить налоговые санкции в сумме 19 710 рублей 26 копеек.
В отмененной части оставить в силе решение от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по названному делу.
В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья | Н.Н. Парская | |
Судьи | Т.А. Брюханова | |
А.И. Скубаев |