ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-19468/16 от 27.09.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

04 октября 2017 года

Дело №А19-19468/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л. А.,

судей: Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1 (доверенность от 07.09.2017 № 74), Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2 (доверенность от 18.09.2017 № 209-д),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Наратайская лесная компания» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года по делу № А19-19468/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Наратайская лесная компания» (Иркутская область, Куйтунский район, пос. Тулюшка, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, далее - общество, ООО «НЛК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области (далее - орган кадастрового учета, ФГБУ «ФКП Росреестра») по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 6345 га с кадастровым номером 38:10:100301:1039, местоположение: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Усть-Кадинская дача (ранее - Уеть-Кадинское лесничество ФГУ «Куйтунский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее леса 3 группы), в составе кварталов N N 46-50, 52-54, 57, 58; земельного участка площадью 6080 га с кадастровым номером 38:10:040601:215, местоположение: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача (ранее Тельбинское лесничество ФГУ «Куйтунский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса 3 группы), в составе кварталов №№ 99, 100, 110-112, 120-122; устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «НЛК» путем обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление Росреестра по Иркутской области) восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года решение суда от 15 марта 2017 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО «НЛК» ставит вопрос о проверке законности судебных актов как не учитывающих зарегистрированное право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215; указывает на то, что при зарегистрированном праве аренды на данные земельные участки у ФГБУ «ФКП Росреестра» не имелось оснований для аннулирования и исключения из кадастра недвижимости сведений об этих земельных участках; оспариваемыми действиями арендуемые обществом до 2043 года земельные участки прекратили свое существование как объекты недвижимости, что привело к аннулированию предмета договора аренды; считает, что выводы судов не основаны на положениях статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости), не учитывают волю арендодателя – Министерства лесного комплекса Иркутской области на внесение изменений в договор аренды, которые впоследствии были зарегистрированы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области считает судебные акты принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Управления Росреестра по Иркутской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» указывают на необоснованность доводов кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражный дел» - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 20 сентября 2017 года до 10 часов 20 минут 27 сентября 2017 года, о чём сделано публичное извещение.

После окончания перерыва в судебном заседании представители сторон участия не принимали.

Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Транс-Сервис» (арендатор) и территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008, в соответствии с пунктами 1, 2 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, общей площадью 12425 га.

Срок действия договора устанавливается с 10.04.2000 по 10.04.2043 (пункт 19 договора аренды). Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 13.01.2009, регистрационный № 38-38-11/004/2008-812.

Дополнительным соглашением от 25.10.2009 стороны определили пункт 2 раздела 1 договора лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008 изложить в следующей редакции: лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (Приложение № 7 к договору), общей площадью 12425 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеющий местоположение:

- Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Усть-Кадинская дача (ранее - Устъ-Кадинское лесничество ФГУ «Куйтунский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее леса 3 группы), в составе кварталов N N 46-50, 52-54, 57, 58, кадастровый номер участка 38:10:100301:1039, общей площадью 6345 га.;

- Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача (ранее - Тельбинское лесничество ФГУ «Куйтунский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса 3 группы), в составе кварталов N N 99, 100, 110-112,120-122, кадастровый номер участка 38:10:040601:215, площадь 6080га.

Дополнительное соглашение от 25.10.2009 зарегистрировано в установленном порядке 27.03.2010, регистрационный № 38-38-11/005/2010-094.

В соответствии с распоряжением № 740 от 24.09.2010 Агентства лесного хозяйства Иркутской области разрешена передача прав и обязанностей арендатора ООО «Транс-Сервис» по договору аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008 ООО «НЛК».

Дополнительным соглашением от 24.10.2010 к договору аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008, составленным между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (арендодатель), ООО «Транс-Сервис» (арендатор) и ООО «НЛК» (новый арендатор), определено, что арендатор передает, новый арендатор принимает права и обязанности по договору аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008

Дополнительное соглашение от 24.10.20010 зарегистрировано 12.01.2011, регистрационный № 38-38-11/016/2010-558.

Дополнительным соглашением от 17.01.2011 к договору аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008 права и обязанности Куйтунского лесничества по договору аренды лесного участка № 15-19/8 от 22.12.2008 переданы арендодателю - Агентству лесного хозяйства Иркутской области (зарегистрировано 28.03.2011, регистрационный № 38-38-11/004/2011-480).

ООО «НЛК» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области с заявлением от 18.10.2016 о предоставлении выписки на находящиеся у заявителя в аренде участки с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215.

Уведомлениями № 3800/601/16-558526, № 3800/601/16-558544 от 25.10.2016 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области сообщило заявителю об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о запрашиваемых земельных участках с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 соответственно.

Письмом от 07.11.2016 ООО «НЛК» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области с просьбой дать письменные пояснения о том, когда были присвоены земельным участкам указанные кадастровые номера, а также когда и на каком основании были сняты с кадастрового учета данные участки.

Не получив ответ на вышеуказанное письмо, полагая, что действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по снятию с государственного учета земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 нарушают законные права и интересы ООО «НЛК» по использованию названных участков в соответствии с условиями заключенного договора аренды, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций исходили из следующего.

Образованный земельный участок с кадастровым номером 30:10:100301:1039 поставлен на государственный кадастровый учет 16.04.2009 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 25.03.2009, описания земельного участка и каталога координат со следующими характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для заготовки древесины, площадь 63450000 кв. м, статус «временный», сведения о правах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости; земельный участок с кадастровым номером 38:10:040601:215 поставлен на государственный кадастровый учет 01.04.2009 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 23.03.2009, описания земельного участка и каталога координат со следующими характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для заготовки древесины, площадь - 60 800 000 кв. м, статус – «временный», сведения о правах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости (в действовавшей редакции) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей на момент снятия земельных участков с кадастрового учета) сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (в редакции, действовавшей на момент вынесения решений об аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости), «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и отсутствия в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости либо отсутствия зарегистрированной аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Во исполнение указанного Порядка органом кадастрового учета в Управление Росреестра по Иркутской области были подготовлены запросы о предоставлении информации о зарегистрированных правах, зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды) в отношении земельного участка 38:10:040601:215 от 18.03.2011 исх. № 11-исх/0495-УР, земельного участка 38:10:100301:1039 от 29.03.2011 исх. № 11-исх/541-Ур, в ответ на которые поступили уведомления № 01/013/2011-379 от 23.03.2011, № 01/037/2011-001 от 06.04.2011 об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.

Поскольку в связи с истечением действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости, а именно: в течение двух лет со дня постановки на кадастровый учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация прав или ограничений (обременений) прав на него, и в отношении которого отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования, 18.04.2011 и 01.04.2011 органом кадастрового учета были приняты решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215.

Исходя из вышеустановленного, суды признали, что органом кадастрового учета правомерно были приняты решения о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 в связи с отсутствием зарегистрированных прав, регистрации аренды.

Суды также проверили доводы общества о том, что в отношении вышеназванных земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 зарегистрировано право аренды общества, о чём свидетельствует государственная регистрация как договора аренды, так и дополнительных соглашений к нему.

Суды, проанализировав содержание, в частности, дополнительного соглашения от 25.10.2009 вышеизложенного содержания (буквальный текст), признали, что предметом дополнительного соглашения от 25.10.2009 к договору аренды, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Иркутской области 17.03.2010, является лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, общей площадью 12425 га.

Принимая во внимание вышеизложенное, суды пришли к выводам о том, что в отсутствие заявления о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215, исходя из предмета договора аренды, дополнительных соглашений к нему, у регистрирующего органа не было оснований для регистрации дополнительных соглашений в отношении указанных земельных участков.

Вместе с тем названные выводы судов являются преждевременными в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о государственном кадастре недвижимости особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Частью 6 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 того же Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).

В материалах дела нет исследованных судами доказательств того, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 были приняты решения об их преобразовании, разделе, выделе; судами данный вопрос о применении части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, имеющий значение для решения вопроса о законности снятия этих земельных участков с кадастрового учёта, также не обсуждался.

Данный правовой подход к толкованию положений частей 1, 2 статьи 25, части 6 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2015 № 302-КГ15-14145.

Кроме того, при постановке выводов о законности снятия с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 (применительно к требованиям частей 4, 5 статьи 24 упомянутого федерального закона), суды не учли правовые подходы, содержащиеся, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 16975, от 13.09.2011 № 3413/11, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 № 305-ЭС17-1520, что видно из следующего.

Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 были поставлены на кадастровый учёт, как установили суды, как образованные 16.04.2009, 01.04.2009.

Согласно положениям статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент регистрации договора аренды и дополнительных соглашений к нему), право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Лесным участком в соответствии со статьёй 7 Лесного кодекса Российской Федерации является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (пункт 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в действовавшей редакции).

Суды посчитали, что предметом зарегистрированного в установленном порядке дополнительного соглашения от 25.10.2009 является лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определённых планом лесного участка, общей площадью 12 425 га.

Между тем в материалах дела имеется приказ Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1150апр от 28.10.2009 (л.д. 194, том 1) о разделе данного лесного участка площадью 12 425 га на два с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039 (площадью 6 345 га), 38:10:040601:215 (площадью 6 080 га).

По утверждению ООО «НЛК» и Агентства лесного хозяйства Иркутской области, регистрация дополнительного соглашения от 25.10.2009 была вызвана необходимостью внесения в предмет первичного договора аренды лесного участка изменений предмета договора аренды в части его местоположения: предмет, указанный в дополнительном соглашении: земельный участок с кадастровым номером 38:10:100301:1039, земельный участок с кадастровым номером 38:10:040601:215 (их общая площадь совпадает с площадью первоначального лесного участка).

Как указывает в этой связи Управление Росреестра по Иркутской области, изменение только местонахождения земельных участков не влечёт за собой изменение предмета аренды.

Между тем, как указано в вышеприведённых судебных актах, специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков путём деления прежнего единого земельного участка природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.

При таких условиях выводы судов о том, что не была осуществлена государственная регистрация права аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215, также являются преждевременными как не учитывающие приведённые правовые позиции, упомянутое распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, его волю как арендодателя по договору аренды.

По смыслу статьи 168, частей 1, 2 статьи 268, части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы судов должны быть основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, данные выводы должны быть постановлены с учётом круга обстоятельств, подлежащих установлению по делу.

Обжалуемые судебные акты таким требованиям не отвечают, поскольку выводы, в них содержащиеся, не основаны на установленных обстоятельствах, имеющихся в деле доказательствах и постановлены без учёта положений статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, правовых позиций вышестоящего суда.

С учётом изложенного, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует установить, принимались ли в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 решения об их преобразовании, разделе, выделе (то есть являлись ли сами образованные и поставленные в 2009 году на кадастровый учёт земельные участки с кадастровыми номерами 38:10:100301:1039, 38:10:040601:215 преобразуемыми); установить основания для государственной регистрации дополнительного соглашения от 25.10.2009 к договору аренды (что вызвало необходимость государственной регистрации дополнительного соглашения) и с учётом этого постановить вывод о том, в отношении каких земельных участков была осуществлена государственная регистрация права аренды; установить тем самым наличие необходимой совокупности условий для снятия спорных земельных участков с кадастрового учёта.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года по делу № А19-19468/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года по тому же делу отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова

А.Н. Левошко

М.М. Шелёмина