ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-21388/16 от 05.10.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

10 октября 2017 года

Дело №А19-21388/2016

Резолютивная часть постановления объявлена05 октября2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,

при участии в судебном заседании представителей: Гаражного кооператива № 22 Сизикова В.А. (доверенность от 01.08.2017), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Сафоновой Н.Е. (доверенность от 10.04.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаражного кооператива № 22 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта
2017 года по делу № А19-21388/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Уразаева А.Р., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В.,
Желтоухов Е.В.),

установил:

Гаражный кооператив № 22 (ОГРН 1023801432038, ИНН 3810020120, г. Иркутск; далее – кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление Росреестра по Иркутской области, Управление, регистрирующий орган) от 16.09.2016 № 38/001/056/2016-42.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Гаражный кооператив № 22 обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 17, 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации), статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что правоустанавливающим документом на спорный земельный участок, является постановление Главы администрации г. Иркутска от 07.04.1993 № 16/329 о предоставлении кооперативу дополнительного земельного участка в постоянное бессрочное пользование; полагает, что отсутствие государственного акта (правоподтверждающего документа) при наличии правоустанавливающего документа само по себе не означает отсутствие права постоянного (бессрочного) пользования за этот участок; представить государственный акт невозможно, поскольку такой акт не выдавался; считает необоснованным вывод судов об обязательном наличии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; вывод судов о непредставлении заявителем доказательств, подтверждающих, что кооператив является тем же самым юридическим лицом, которому предоставлен участок, выходит за рамки спора, поскольку в оспариваемом отказе такое основание отсутствует.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы(уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

Представители Гаражного кооператива № 22 и Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.07.2016 Гаражный кооператив № 22 обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 19 500 кв. м с кадастровым номером 38:36:000001:4730 с видом разрешенного использования под строительство индивидуальных гаражей по адресу: Иркутская область, Ленинский район, Ново-Ленино, Юго-Восточнее территории СПТУ-44.

На регистрацию кооперативом были представлены копии постановления Главы администрации г. Иркутска от 07.04.1993 № 16/329, согласно которому Гаражному кооперативу № 22 (застройщику) предоставлен в бессрочное пользование под строительство индивидуальных гаражей земельный участок площадью 1,95 га в Ленинском районе, Ново-Ленино, Юго-Восточнее территории СПТУ-44, и постановление мэра г. Иркутска от 30.12.1998 № 031-06-1599/8 «Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска по 15- ому Советскому переулку под гаражным кооперативом № 22».

В ходе проведения правовой экспертизы регистрирующим органом были установлены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, в связи с чем Управлением были направлены запросы в адрес мэра г. Иркутска, Государственный архив Иркутской области, архивный отдел Аппарата администрации г. Иркутска для выяснения вопросов, имеются ли сведения о предоставлении указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и выдавался ли государственный акт на земельный участок, право на который заявлено к регистрации.

Государственная регистрация была приостановлена до 17.08.2016, о чем кооператив был уведомлен, ему предложено по собственной инициативе представить иной правоустанавливающий документ на вышеуказанный объект недвижимости, а также осуществить действия, связанные с определением границ данного земельного участка.

Согласно ответу КУМИ г. Иркутска от 20.07.2016 на запрос Управления, информация в отношении спорного земельного участка в Комитете отсутствует.

Отдел регистрации и архива в письме от 18.08.2016 указал, что иными сведениями и документами, кроме постановления мэра г. Иркутска от 30.12.1998 № 031-06-1599/8 не располагает.

Государственный архив Иркутской области письмом от 22.08.2016 также сообщил, что запрашиваемыми документами не располагает.

Письмом от 16.09.2016 № 38/001/056/2016-42 Управление Росреестра по Иркутской области сообщило кооперативу от отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок на основании абзацев 2, 3, 10, 13, 14 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, поскольку право на объект, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.

Гаражный кооператив № 22, полагая, что названный отказ Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13); в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона (абзац 14).

При рассмотрении дела суды двух инстанций правильно руководствовались положениями статьи 2, пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 17, пункт 1 статья 18 Закона о государственной регистрации, пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 31 (части 1, 2) Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вынесения постановления Главы Администрации г. Иркутска от 07.04.1993 № 16/329, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма упомянутого государственного акта утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля
2012 года в соответствии с правилами, установленными
главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2). Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 № 219
«Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября
1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 № 177
«Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (пункт 9).

Принимая во внимание названное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования кооператив представил только постановление Главы администрации г. Иркутска от 07.04.1993 № 16/329, государственный акт не представлен и не выдавался; при этом ответы Архивного отдела Организационно-контрольного управления Аппарата администрации г. Иркутска, Государственного архива Иркутской области, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска на межведомственный запрос Управления подтверждают отсутствие сведений о предоставлении указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Учитывая изложенное, ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Главы администрации г. Иркутска от 07.04.1993 № 16/329, как правоустанавливающий документ на спорный земельный участок, действовавший в месте и на момент его издания, не может быть признана состоятельной.

Довод кооператива об отсутствии обязательности наличия сведений о координатах характерных точек границ земельного участка со ссылкой на исключение, предусмотренное абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации, в отношении индивидуального гаражного строительства, правомерно отклонен судами, исходя из буквального содержания данной нормы.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок при отсутствии документации, подтверждающей право кооператива на спорный земельный участок и отсутствии у органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений о предоставлении кооперативу этого земельного участка.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают указанные выводы судов.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2017 года по делу
№ А19-21388/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 02 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М. М. Шелёмина

Судьи

Л.А. Кадникова

Д.И. Шелег