ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-21773/20 от 22.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-21773/2020

«24» июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухов Е.В., Ломако Н. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО1 (доверенность от 15.01.2021 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2021 года по делу №А19-21773/2020,

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Службы по тарифам Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – административный орган) от 03.11.2020 № 02-79-2647/20 о несоответствии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» п. 2 Критериев ТСО.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2021 года по делу №А19-21773/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

По мнению заявителя жалобы, ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 не являются объектами недвижимости и, следовательно, право собственности на них не подлежит государственной регистрации. Уведомление о несоответствии критериям ТСО лишает ПАО «Россети Сибирь» права на государственное регулирование цен (тарифов), что в свою очередь препятствует осуществлению деятельности по передаче электрической энергии на территории Иркутской области.

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 28.05.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Служба по тарифам Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 20-э/2, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением от 19.10.2020 № 1.3/01/16400-исх по вопросу установления тарифов и необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» на расчетный период регулирования 2021 год.

По результатам рассмотрения заявления 03.11.2020 руководителем службы про тарифам Иркутской области вынесено уведомление № 02-79-2647/20 о несоответствии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» критериям ТСО и невозможности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В качестве основания отказа послужило несоответствие филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» 2-му Критерию ТСО, а именно отсутствие подтверждения владения на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиям электропередачи, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в 1 Критерии, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.

Полагая, что вышеуказанное уведомление Службы по тарифам Иркутской области не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регламентируется Федеральным законом от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетики» (далее - Закон № 35-Ф3).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Иркутской области полномочиями по установлению тарифов на услуги по передачи электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином основании территориальным сетевым организациям (далее - ТСО), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), наделена Служба. Указанные полномочия Службы закреплены в подпункте 1 пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 г. № 303- пп.

В рамках реализации указанной компетенции приказами Службы от 25.12.2020г. № 487-спр и № 488-спр установлены единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021г.

В соответствии с абзацем 30 статьи 3 Закона № 35-ФЗ Территориальной сетевой организацией (ТСО) признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (а в случаях, установленных Федеральным законом № 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть), и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 (далее - Критерии).

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктами 12, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Правила регулирования № 1178), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении, в том числе, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов и устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме (с возможностью продления указанного срока на 30 дней), за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с начала очередного расчетного периода регулирования.

Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен пунктом 17 Правил регулирования № 1178.

Подпунктом 16 пункта 17 Правил регулирования № 1178 к числу документов, представляемых регулируемой организацией в составе пакета обосновывающих материалов, отнесены схемы соединений электрической сети с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев.

Согласно положениям пунктов 20, 24 Правил регулирования № 1178 предложение регулируемой организации регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом), рассматриваются в течение 14 рабочих дней с даты их регистрации, после чего в случае открытия дела в адрес регулируемой организации направляется соответствующее извещение.

Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким Критериям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием Критериев, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявление ПАО «Россети Сибирь» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. от 19 октября 2020 года № 13/01/16400-исх) поступило в Службу 20.10.2020 года и было зарегистрировано за № 01-79-4810/20.

В основе обосновывающих материалов к заявлению филиалом «Красноярскэнерго» были направлены документы, подтверждающие право собственности на объекты электросетевого хозяйства, а именно:

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружения, назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженностью 62,48км., инв.№1:5:001 (воздушная ЛЭП высокого напряжения от портала ПС «Н.Бирюсинская» до портала ПС «Чунояр» С-841/С842, протяжённостью 59,48км. отпайка на ПС ПС «Тамтачет» воздушной ЛЭП высокого напряжения от опоры № 156 до портала ПС «Таитачет» протяженностью 3,0), адрес объекта: Красноярский край, Богучанский р-н. проходит 50.0425 км. по Иркутской области Тайшетского района, соор., Сооружение - Воздушная ЛЭП высокого напряжения 110 кВ (С/841/С842) «Н. Бирюсинск-Чунояр» с отпайкой на ПС «Тамтачет» с кадастровым номером 24:07:000000:1:5:001, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.06.2008 сделана запись регистрации № 24-24-06/006/2008-962;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение - воздушная ЛЭП напряжением 110кВ С/831/С-832 ПС «Решоты ПС «Бирюса», с отпайками на ПС КЭЗ и ПС «Покатейка» назначение: нежилое, протяжённостью 114,63 км, инв.№ 11:5:009, адрес объекта: Красноярский край, Нижнеингашский район, Иркутская область, Тайшетский район, НС «Решоты» - ПС «Бирюса», сооор, с кадастровым номером 24:28:000000:11:5:001, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2009 сделана запись регистрации № 01/002/2008-195;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение – воздушная ЛЭП высокого напряжения (110кВ) С/41/С-42/С-43/С, 44/С-43ПС «Саянская» опора №799 с зажимами на ПС «Нагорная», ПС «Абакумовка», ПС «Кварцит» и отпайкой на ПС «Запань», назначение: нежилое, протяженностью 204,512 км, инв. № 23:5:950, адрес объекта: Красноярский край, Рыбинский, Ирбейский, Канский, Иланский, Нижнеингашский, Тайшетский районы, Иркутская область, ПС «Саянская - опора № 799, соор, с кадастровым номером 24:18:000000:23:5:950, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.02.2009 сделана запись регистрации № 01/002/2008-193;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение - воздушная ЛЭП высокого напряжения (110кВ) С/57/С-58/С-61/С- 60/С-62 ПС «Шарбыш» опора №168/93 с заколами на ПС «Решоты», ПС «Ключи», ПС «Юрты», назначение: нежилое, протяженностью 92,48 км, инв. № 11:5:002, адрес объекта: Красноярский край, Нижнеингашский районы, Иркутская область, Тайшетский район, ПС «Шарбыш» - опора № 168/93, соор, с кадастровым номером 24:28:000000:11:5:002, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2009 сделана запись регистрации № 01/002/2008-194;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение ПС-110/10 кВ Тамтачет № 17, нежилое, адрес объекта: Иркутская область, Тайшетский р-н, в 3-х км к юго-западу от пос. ж/д ст. Тамтачет, с кадастровым номером 38:14:250106:0030:025600, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.06.2008 сделана запись регистрации № 38-38-10/010/2008-139;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение - воздушная ЛЭП высокого напряжения (10кВ) ф. 15-16 Подстанция № 15 «Бирюса» 110 кВ-ТП 10/0,4 кВ № 15-16-7 с отпайками на ТП 10/0,4 кВ:№№15-16-6, 15-16-4, 15-16-3, 2-01, назначение: нежилое, протяженность 29,200 км, ивн. № 12:5:001, адрес объекта: Иркутская область, Тайшетский район, п. ФИО2 край, Абанский район, с. Покатеево, соор., с кадастровым номером 24:01:000000:0000:1612:5:001, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2009 сделана запись регистрации № 01/002/2008-192;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение ВЛ -110 кВ ФИО3 - ФИО4, назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженность 35,0 км, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, опоры №90-91, №164-171, № 173-186, №187-188, №189-190, № 198-199, № 200-205, с кадастровым номером 38:25:000000:0050:25:234:001:010132460, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.06.2008 сделана запись регистрации № 38-38-09/002/2008-731;

- свидетельство о государственной регистрации права на сооружение ВЛ-35 кВ ФИО3 - ФИО4, назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженность 35,0 км, инв. № 25:242:001:010132500, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, опоры №9, №71-72, № 126-150, №151-152, № 153-163, №164 с кадастровым номером 38:25:000000:0049:25:234:001:010132500, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.06.2008 сделана запись регистрации № 38-38-09/002/2008-727;

- инвентарные карточки учета объекта основных средств ВЛ10 кВ ПС «Тамтачет» ф. 17-1 и ф. 17.4, общей протяженностью 24,924 км;

- справка о балансовой принадлежности по состоянию на 01.09.2020г.;

- схемы ВЭС и схема ПС 110 Тамтачет № 17.

Также представлен расчет и обоснование количества условных единиц на 2021 год.

По результатам рассмотрения заявления 03.11.2020 руководителем Службы по тарифам Иркутской области вынесено уведомление № 02-79-2647/20 о несоответствии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» критериям ТСО и невозможности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В качестве основания отказа указано на несоответствие филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» 2-му Критерию ТСО, а именно отсутствие подтверждения владения на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиям электропередачи, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в 1 Критерии, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.

Заявитель жалобы, оспаривая уведомление № 02-79-2647/20 о несоответствии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» критериям ТСО и невозможности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии сослался на то, что ВЛ-10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 не являются единым недвижимым комплексом, как и не является недвижимым имуществом в силу квалифицирующих признаков движимого имущества. Отнесение объекта к движимому имуществу производится с учетом конструктивных особенностей объекта и возможности его собрать и разобрать для переноса, а также состава соединительных деталей, из которого можно определить возможность переноса объекта в другое место с последующей его установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств, технологических функций. В случае если объекты предназначены для функционирования не зависимо от их места положения, объекты признаются движимым имуществом. При этом регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев указанных в законе. Имущество для отнесения его к недвижимому должно отвечать в совокупности следующим признакам: тесная и неразрывная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.

Вместе с тем спорные ВЛ-10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 не являются единым недвижимым комплексом, как и не является недвижимым имуществом в силу квалифицирующих признаков движимого имущества, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» под объектом электросетевого хозяйства понимается как электросетевой комплекс, обслуживающий определенную территорию в целом, так и отдельные части такого комплекса.

Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь, вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ, пункта 51 ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» воздушные линии электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 являются линейными объектами.

Под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 242).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295, (действовавшего в период принятия спорного уведомления), трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.

Выводы о невозможности использования электрического оборудования отдельно от трансформаторных подстанций, содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11.

В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

При указанных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорные воздушные линии электропередачи ВЛ10 кВ ПС «Тамтачет» ф. 17-1 и ф. 17.4, общей протяженностью 24,924 км, соединяющаяся с подстанцией, являются составной частью сложной вещи, поскольку энергоснабжение ВЛ10 кВ ПС «Тамтачет» ф. 17-1 и ф. 17.4 от ПС 110/10 кВ № 17 «Тамтачет» без этих воздушных линий электропередач невозможно, что приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, из представленных ПАО «Россети Сибирь» следует вывод, что воздушные линии электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 относятся к объектам недвижимого имущества.

Ссылка апеллянта на Определения Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 303-ЭС15-5520, от 7 апреля 2016 года № 310-ЭС15-16638 и от 27 декабря 2018 года № 310-ЭС18-13357 отклоняется судебной коллегией, поскольку указанные судебные акты не касаются вопросов электроэнергетики, ценообразования, соблюдения требований Критериев, т.е. к спорным правоотношениям неотносимы.

Ссылка заявителя на инвентарные карточки, подтверждающие право собственности на указанное имущество, правомерно отклонена, поскольку инвентарная карточка учета объекта основных средств применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учёта движения его внутри организации, тем самым не может подтверждать права собственности на ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04, общей протяженностью 24,924 км.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, и единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункты 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 10 статьи 40 вышеназванного Федерального закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 2, пункт 5 части 17 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На территории Иркутской области получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, за исключением случаев строительства указанных объектов на землях сельскохозяйственного назначения в целях технологического присоединения потребителей - физических лиц мощностью до 15 кВт включительно (пункт 1 части 1 статьи 164 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 года№ 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области»).

Таким образом, право собственности в отношении объектов недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в установленном порядке независимо от наличия либо отсутствия разрешения на строительство и отсутствие разрешения на строительство не свидетельствует об отнесении такого объекта к категории движимого имущества.

Согласно Постановления Правительства № 184, для соответствия юридического лица 2 Критерию необходимо владение указанным лицом на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:

НО кВ и выше;

35 кВ;

1 - 20 кВ;

ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

В свою очередь 1 Критерий предусматривает владение юридическим лицом на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.

Как установлено судом, имуществом ПАО «Россети Сибирь», расположенным на территории Иркутской области, является подстанция ПС 110/10 кВ № 17 «Тамтачет», к которой непосредственно присоединены следующие воздушные линии:

1) двухцепная ВЛ-110кВ отпайка на ПС «Тамтачет» С-841 и С-842, общей протяженностью 6,02 км, право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2008 года 24ЕЗ № 861977;

2) двухцепная ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04, общей протяженностью 24,924 км, владение которыми подтверждается инвентарными карточками учета объекта основных средств и справкой о балансовой принадлежности.

Поскольку воздушные линии электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04, общей протяженностью 24,924 км. относятся к объектам недвижимого имущества, постольку следует признать, что непредставление ПАО «Россети Сибирь» в Службу документов, подтверждающих владение на праве собственности и (или) на ином законном основании линиями электропередачи, сумма протяжённостей которых по трассе составляет не менее 15 км, влечет признание заявителя несоответствующим второму критерию.

Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое уведомление от 03.11.2020 № 02-79-2647/20 содержит правомерный вывод о несоответствии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярского» п. 2 Критериев ТСО.

Судом также учтено, что в тексте оспариваемого уведомления заявителю было предложено представить документы, подтверждающие соответствие ПАО «Россети Сибирь» требованиям 2 Критерия (при их наличии), однако заявитель указанным не воспользовался.

Каких-либо документов, подтверждающих отказ территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в регистрации права собственности ПАО «Россети Сибирь» в отношении воздушных и кабельных линий электропередачи В Л 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04, заявителем в Службу не представлено.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2021 года по делу №А19-21773/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

Н.В. Ломако