ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-2256/20 от 11.01.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-2256/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 13 января 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2020 года по делу №А19-2256/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Комитету по градостроительству Администрации города Братска (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным отказа от 22.11.2019 № МУ 10692/12/19

третье лицо: Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, ФИО2, при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Иркутской области секретарем судебного заседания Подкорытовой О.С.

от заявителя: ФИО3, представитель по доверенности от 23.12.2020;

от заинтересованного лица: не было;

от третьего лица, Открытого акционерного общество «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН <***>; ИНН <***>): ФИО4, представитель по доверенности от 24.01.2019

установил:

Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по градостроительству Администрации города Братска о признании незаконным отказа от 22.11.2019г. № МУ 10692/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением суда первой инстанции от 20.10.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

При этом, несоблюдение установленных норм об отступе от границ участка препятствует безопасной эксплуатации объекта капитального строительства, в соответствии с его назначением.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ.

Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель индивидуального предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Из апелляционной жалобы следует, что суд сделал неправильные выводы и не учел доводы предпринимателя.

Представитель Комитета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель третьего лица по делу в судебном заседании дал пояснения, оценку доводов апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.11.2020.

Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 25.10.2019 индивидуальный предприниматель обратился в Комитет по градостроительству Администрации города Братска с заявлением №МУ-9842/40/19 об утверждении в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:040501:150 находящегося в государственной или муниципальной собственности площадью примерно 9 598 кв. м., указав в заявлении следующее.

На образуемом земельном участке расположено нежилое здание, состоящее из принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений с кадастровым номерами 38:34:000000:2771, 38:34:000000:2774, 38:34:000000:2776.

Исключительное право на приобретение земельного участка без проведения торгов предусмотрено ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Цель использования земельного участка – Строительная промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежного материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобное) (т. 2, л. (электронный документ)).

К заявлению приложена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. 27).

Письмом от 22.11.2019 № МУ 10692/12/19Комитет по градостроительству Администрации города Братска отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. 28).

Как указал Комитет, земельный участок с кадастровым номером 38:34:040501:150 входит в состав единого землепользования, которому присвоен кадастровый номер 38:35:040501:156, в пределах которого по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости расположен объект недвижимости с кадастровым номером 38:34:000000:4659 (сооружение - ЛЭП 35кВ ПС Строитель – ФИО5 ДОК №35- 16).

В ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровом номере здания, в котором расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами 38:34:000000:2771, 38:34:000000:2774, 38:34:000000:2776.

На земельном участке с кадастровым номером 38:34:040501:150 расположено нежилое здание. Местоположение нежилого здания в ЕГРН не установлено, сведений о правообладателях нет.

Достоверно установить расположение нежилого здания, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащие ИП ФИО1 на праве собственности, на испрашиваемом земельном участке не предоставлялось возможным.

В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014г. №762, где указано, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения об утвержденных документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, о зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Братска, утвержденным решением Думы города Братска от 07.11.2006г. №227/г-Д, земельный участок с кадастровым номером 38:34:040501:150 расположен в территориальной Производственной зоне предприятий I-II класса опасности (П-З).

В соответствии с градостроительным регламентом для данной территориальной зоны минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений составляют 3 м при соблюдении требований пожарной безопасности.

Согласно топографической сьемке расстояние от нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:34:040501:150, до границ образуемого в результате раздела земельного участка составляет менее 3 м, что не соответствует градостроительному регламенту.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпункта 1 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок находится в зоне инженерных сетей.

В соответствии с СП 42.13330.2016 утвержденным приказом Минстроя №1034/представителя по доверенности от 30.12.2016 расстояние от водопровода и канализации должно составлять до фундаментов зданий и сооружений 5 м, до фундаментов ограждений 3 м. (т.1 , л. 28).

Предприниматель посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пределы рассмотрения настоящего дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов Комитета о наличии оснований для выдачи оспариваемого отказа. При этом суд применительно к положениям главы 24 АПК РФ, оценивая законность выданного Комитетом отказа, не подменяет уполномоченный орган, а оценивает только его выводы на предмет их полноты, обоснованности и достаточности.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч.1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (п. 16)

Из заявления предпринимателя в Комитет следует, что схема расположения земельного участка необходима ему в связи с тем, что он имеет исключительное право в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В силу названного обстоятельства предприниматель руководствуясь ч. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовил схему расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов.

В силу указанного, и в порядке ч. 9 ст. 11.10 ЗК РФ, предприниматель представил данный документ на бумажном носителе (т. 1, л. 27).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из оспариваемого решения следует, что Комитет, отказывая предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка, сослался на п. 1 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ устанавливающей такое основание для отказа, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Пунктом 4 Требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе утвержденных документов территориального планирования; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Братска, утвержденным решением Думы города Братска от 07.11.2006 №227/г-Д, земельный участок с кадастровым номером 38:34:040501:150 расположен в территориальной Производственной зоне предприятий I-II класса опасности (П-З).

Так, в п. 5 Градостроительного регламента производственной зоны предприятий I - II класса опасности (П-3) установлено:

Зона предназначена для размещения объектов капитального строительства I класса опасности (санитарно-защитная зона 1000 м) и II класса опасности (санитарно-защитная зона 500 м).

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: 3) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, - 3 м при соблюдении требований пожарной безопасности;

Таким образом, в соответствии с градостроительным регламентом для данной территориальной зоны минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений составляют 3 м при соблюдении требований пожарной безопасности.

Согласно топографической сьемке расстояние от нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:34:040501:150, до границ образуемого в результате раздела земельного участка составляет менее 3 м, что не соответствует градостроительному регламенту.

Из указанного следует, что расстояние от нежилого здания до границ образованного под ним земельного участка, на который представлена для утверждения схема расположения участка на кадастровом плане территории, не соответствует градостроительному регламенту установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Братска, утвержденных решением Думы города Братска от 07.11.2006г. №227/г-Д.

Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство свидетельствует о том, что представленная предпринимателем схема расположения земельного участка не соответствует ее форме и требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Ошибочные выводы Комитета о нахождении земельного участка в охранной зоне электросетевого хозяйства, в связи отсутствием доказательств указанного, правого значения не имеет, поскольку представленная предпринимателем схема расположения земельного участка не соответствует ее форме и требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от «20» октября 2020 года по делу №А19-2256/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи В.А. Сидоренко

Д.В. Басаев