ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-22859/2017 от 19.06.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-22859/2017

«22» июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества «Светлый ЯР» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2018 года по делу № А19-22859/2017 (суд первой инстанции – Куклина Л.А.),

установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Светлый ЯР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ДНТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>, далее - министерство, ответчик) о признании незаконным внесения ошибочных сведений в лесоустроительные материалы о границах ДНТ «Светлый ЯР».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2018 года по делу № А19-22859/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ДНТ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании 13.06.2018 объявлен перерыв до 11 час. 10 мин. 19.06.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.05.2018, 14.06.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 22 января 1992 года на основании постановления главы администрации Иркутского района № 19 зарегистрировано садоводство «Родники». Садоводству отведен земельный участок общей площадью 127 га, расположенный в кварталах 108, 109, 120, 121, 126, 127 Ангарского мехлесхоза в районе п. Поливаниха; внесены соответствующие изменения о передаче земельного участка садоводству «Родники» в лесные реестры (т.1 л.д.22).

9 ноября 2005 года земельный участок, выделенный садоводству «Родники» поставлен на кадастровый учет и присвоен номер 38:06:142901:907.

14 июля 2012 года СНТ «Родники» переименованы в ДНТ «Светлый ЯР», 20 августа 2013 года постановлением мэра Иркутского района № 3457 изменен вид разрешенного использования ДНТ «Светлый ЯР» с «для коллективного садоводства «Родники» на «для ведения дачного хозяйства» (т.1 л.д.21).

При этом, сведения о границах земельного участка СНТ «Родники» оказались неверными, поскольку согласно данным сведениям земельный участок ДНТ «Светлый ЯР» частично оказался на землях лесного фонда.

С 2012 года члены ДНТ в индивидуальном порядке стали обращаться сначала в администрации Иркутского района, а позднее в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлениями о передаче земельных участков в собственность на основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а в сентябре 2017 года в правление ДНТ «Светлый ЯР» стали обращаться члены ДНТ с жалобами, что Министерство имущественных отношений Иркутской области отказывает в предоставлении земельных участков в собственность; в качестве основания для отказа указано, что земельный участок ДНТ «Светлый ЯР» частично расположен на землях лесного фонда.

Министерство имущественных отношений Иркутской области обращалось с запросами в Министерство лесного комплекса Иркутской области о представлении сведений о земельном участке ДНТ «Светлый ЯР». Из ответа на указанные запросы, представителем ДНТ «Светлый ЯР» установлено, что в лесоустроительные материалы внесены неверные данные о границах земельного участка СНТ «Родники», на основании которых частично земельный участок ДНТ «Светлый ЯР» оказался на землях лесного фонда.

Заявитель полагая, что внесенные сведения о границах земельного участка ДНТ «Светлый ЯР» ошибочны, на основании чего не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Спорные правоотношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр предусмотрено статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлены особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в настоящей части, сроком до одного года. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности часть 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

При этом согласно разделу 2 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 года № 496 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 года № 30979), материалы лесоустройства являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.

Таким образом, материалы лесоустройства являются доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Лесным планом Иркутской            области, утвержденным Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.02.2009 года № 23-п, спорный земельный участок учтен в качестве земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период предоставления спорных земельных участков) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, могли распоряжаться земельными участками, не находящимися в муниципальной собственности, лишь в случае, если право государственной собственности на них не разграничено.

Земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте пункт 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что в материалах дела отсутствуют документальные доказательства передачи спорного земельного участка в собственность муниципального образования.

При этом в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 13225/11 по делу № А67-4476/2010, акт, которым земельный участок был передан муниципальному образованию, не является основанием возникновения прав владения и пользования у последнего на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок находится в границах Ангарского лесничества, Ушаковского участкового лесничества, Худяковской дачи, квартал № 126-127.

Суд первой инстанции верно установил, что Администрация Иркутского муниципального образования (орган, куда в индивидуальном порядке обращались члены ДНТ) - не имела полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 38:06:142901:907, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло в силу закона, зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся.

Таким образом, спорный земельный участок частично находится на землях лесного фонда и правомерно поставлен на кадастровый учет с категорией земель лесного фонда.

Правила перевода земельных участков из одной категории в другую, наряду с Земельным кодексом Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статья 2 предписывает заинтересованному лицу подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, с приложением необходимых документов, в том числе согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Данных о соблюдении заявителем указанной процедуры в материалы дела не представлено.

По мнению заявителя жалобы, в лесоустроительные материалы внесены неверные границы земельного участка СНТ «Родники» (ДНТ «Светлый ЯР») в связи с чем, спорный земельный участок частично оказался на землях лесного фонда.

На основании государственного акта на право пользования землей серия А-I № 243849 от 16.09.1992 года регистрационный № 884, участок садоводства «Родники» был исключен из государственного лесного реестра в соответствии с конфигурацией участка по государственному акту. Позднее никаких дополнительных документов об увеличении площади садоводства, выделении садоводству дополнительного земельного участка в министерство не поступали.

Порядок внесения изменений в материалы лесоустройства установлен в Инструкции о порядке ведения государственного учета лесов и Порядком составления исходных данных и проведения расчетов предполагаемых изменений возрастной структуры лесов и запасов насаждений, утвержденными Приказом Гослесхоза СССР от 19.10.1982 года № 148.

В соответствии с указаниями, основаниями для внесения изменений в лесоучетные документы являются:

- при приеме земель в состав государственного лесного фонда или изъятии земель из государственного лесного фонда, находящихся в ведении предприятий, - соответствующее решение компетентных органов в соответствии с земельными кодексами союзных республик, а также оформленные в установленном порядке акты приемки или передачи земель;

- при передаче земель государственного лесного фонда во временное долгосрочное пользование без изъятия их из состава государственного лесного фонда, находящегося в ведении предприятия, - соответствующее решение компетентных органов в соответствии с земельными кодексами союзных республик и договор, обуславливающий права и обязанности сторон;

- при переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую - соответствующее решение компетентных органов об отнесении лесов к группам или категориям защитности;

- при проведении рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок - акты освидетельствования мест рубок, а за год, предшествующий учету, - материалы отвода лесосек;

- при изменениях наличия лесных культур, не переведенных в покрытые лесом земли, - акты технической приемки лесных культур, а лесных культур, переведенных в покрытые лесом земли, - акты перевода лесных культур в покрытые лесом земли;

- при естественном восстановлении леса - акты перевода земель в покрытые лесом;

- при изменениях породного состава лесов в результате рубок ухода за лесом - акты перевода насаждений из одного хозяйства в другое;

- при изменениях состояния лесов в результате пожаров, ветровалов и других стихийных бедствий, ошибок при лесоустройстве, и иных причин - акты натурного обследования происшедших в лесном фонде изменений.

Данный перечень оснований является исчерпывающим.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что основания для учета границ земельного участка ДНТ «Светлый ЯР» согласно фактическим границам, а не границам в соответствии с государственным актом, у министерства отсутствуют. Таким образом, Министерство лесного комплекса Российской Федерации действовало в рамках законодательства Российской Федерации о земле.

В данном случае имеется спор о праве на указанный земельный участок.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.

Налогоплательщиком по платежному поручению от 24.04.2018 года № 25 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 24.04.2018 года № 25 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2018 года по делу № А19-22859/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить дачному некоммерческому товариществу «Светлый ЯР» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                     В.Л. Каминский